Но эгоцентризм, в котором всегда есть что-то отталкивающее, для меня искупается тем, что я самого себя и свою жизненную судьбу делаю предметом
философского познания.
Пробудились снова те запросы, которые никогда не могут исчезнуть, и мысль по-прежнему ищет удовлетворения в подлинных источниках
философского познания.
Существенный вопрос, который здесь возникает, такой: при каких условиях дневник может стать органом
философского познания мира и человека?
Поэтому в словаре представлены позиции и тех, кто критиковал метафизический выбор, и тех, кто избирал принципиально иные пути
философского познания.
Поэтому знаменитый античный спор «о правильности имён», во всяком случае в своих истоках, был спором о том, насколько имя – «онома» – приближается к «логосу», а следовательно, насколько оно способно служить орудием
философского познания сущности вещи и орудием «истинного» социального поступка.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отмаяться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Здесь-то и становится остро необходима специализация и новая осмысленная организация самого философского знания и познания, что выразилось прежде всего в формировании множества частно-философских или прикладных философских областей в виде философии науки, философии культуры, философии менеджмента, философии права, философии математики, философии химии, философии истории и других, порой более дробных областей
философского познания, концентрирующих в себе сферу философских разработок на рубеже фундаментальных наук и других отраслей познания и практики.
Осмысленность мира и одухотворённость природы человека, их взаимное соприкосновение и обогащение и являются основной целью и главным принципом
философского познания, «принципом гуманистической ценности научной истины».
Трудность
философского познания духа состоит в том, что при этом мы имеем дело уже не со сравнительно абстрактной, простой логической идеей, но с самой конкретной, самой развитой формой, которую идея достигает в своём собственном осуществлении.
Здесь точно подчёркнуто главное направление
философского познания – путь к праву и истине, причём, что также важно, не превращая философию в материю, далёкую от большинства людей, и оттого предупреждение: «не отрываясь от народа» предстаёт крайне актуальным.
История человеческого общества представляет собой деятельность преследующих свои цели людей, и потому при анализе всего исторического процесса, всех сфер общественной жизни, форм общественного сознания, закономерностей научного и
философского познания важнейшим является подход ко всему этому с точки зрения антропологической, гуманитарной проблематики.
Основные вопросы, с которых начиналось
философское познание и которые заявляют о себе вновь и вновь, – это что собой представляет мир, в котором мы живём?
Трудность эта заключается прежде всего в несовпадении повседневных устремлений людей, их обыденного среза сознания и того уровня мышления, которого от человека требует
философское познание, тех идей и задач, которые оно перед ним выдвигает и формулирует.
Глубокие знания по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование,
философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон.
Сопоставив
философское познание природы с исследованием эмпирического естествознания, мыслитель подчёркивал продуктивность философского её познания.
Ведь от этого сочинения о
философском познании зависело так много – как знать, быть может, счастье всего человеческого рода.
Лишь после того как мы ближе познакомимся со своеобразным характером
философского познания, мы получим возможность заняться теми сторонами, которые больше связаны с внешним существованием и внешней историей философии.
И есть
философское познание общих законов бытия, извечных свойств человеческой натуры.
Я неуверенно улыбнулся присутствующим, и повисшая пауза могла быть воспринята как доказательство моих великих
философских познаний.
Всеобщность этих законов обуславливает то, что диалектика является одним из основных методов
философского познания мира, базирующегося в мышлении на столкновении тезиса и антитезиса (тезис – антитезис – синтез).
В основании
философского познания лежит конкретный опыт, оно не может определяться отвлечённым сцеплением понятий, дискурсивной мыслью, которая есть лишь инструмент.
Например, Юпитер в рыбах сильный, но в третьем доме – доме изгнания, дарит человеку обширные
философские познания, интеллектуальные способности и учительство, вызывая тем самым рост доверия у окружающих.
Творческое
философское познание есть прекращение сомнения над тем, кого избрал и полюбил.
Всё это ещё раз приводит к острому сознанию того, что
философское познание предполагает высшую степень духовного общения и тогда лишь убедительно, тогда лишь непроизвольно.
Истину
философского познания можно понять и принять лишь тогда, когда есть зачатки той интуиции бытия, которая достигла высшего своего выражения в творческом познавательном акте философа.
В основании
философского познания лежит опыт жизни духа.
Судьба
философского познания трагична.
Трагедия
философского познания в том, что, освободившись от сферы бытия более высокой, от религии, от откровения, оно попадает в ещё более тяжкую зависимость от сферы низшей, от положительной науки, от научного опыта.
Главный признак, отличающий
философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познаёт бытие из человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познаёт бытие как бы вне человека, отрешённо от человека.
Практически одновременно возникли институты высшего образования, готовящие к будущей деятельности вовсе не философов, но тех, кому элементы
философских познаний оказались необходимыми для политической, юридической, богословской, научной карьеры.
Она считается, напротив, серьёзным, настоящим доводом против серьёзности, с которой философствующие относятся к своему делу, – она служит для них оправданием пренебрежения философией и даже неопровержимым доказательством тщетности стремления достигнуть
философского познания истины.
Конечно же, и наука и религия могут внутренне оплодотворять
философское познание, но они не должны делаться для него внешним авторитетом.
Акт
философского познания совершается только в том случае, если мысль совершает своего рода «предельный переход» между постижимым и непостижимым, относительным и абсолютным, и фиксирует траекторию пройденного ею, каждый раз неповторимого, пути не только в рациональных категориях, но и в первичных смысловых символах языка, которые не рационализируемы по определению (собственно, они и является истоком любого философского содержания).
Спецификой
философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём.
Философское познание должно приобщиться к первоисточнику жизни и из него черпать познавательный опыт.
Новым предметом
философского познания становится жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятности (о понятии жизненного мира см. § 2 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»), как дотеоретическая целостность, познаваемая через рациональную реконструкцию интуитивного знания компетентных субъектов речи и действия.
Интуиция
философского познания связана с истинно-сущим, со смыслом бытия, и творческая её природа не означает, что сущее лишь в познании созидается.
Но дальше я потребую логики самой логики философии, самого учения о категориях категорий и о формах форм
философского познания.
Известно, что основным методом
философского познания является теоретическое мышление, опирающееся на совокупный опыт людей, на достижения культуры и науки.
Сиантизм отвергает первородность и самостоятельность
философского познания, он окончательно её подчиняет науке.
Против свободы
философского познания восстают именно философские элементы теологии, принявшие догматическую форму.
Философия начинает с борьбы против мифа, но кончается она тем, что приходит к мифу, как увенчанию
философского познания.
Далее идёт
философское познание, которое есть также гуманизация, познание тайны бытия в человеке и через человека, познание смысла существования, соизмеримого с человеческим существованием, с человеческой судьбой.
Но это не относится к первоначальным философским интуициям, к зарождению
философского познания, к философскому творчеству в собственном смысле слова.
При самом пристрастном желании трудно было бы открыть в истории духа человеческого рост научности
философского познания.
В
философском познании рвётся к свободе творческая интуиция.
Повышенное духовное общение, общение в свободе и из свободы, а не в необходимости и не из необходимости, должно и в
философском познании признать самооправдание творческой интуиции.
Творческая, активная природа
философского познания чувствовалась в полёте гения, но придавлена была всеобщим послушанием необходимости, связанным, как будет видно, глубочайшими религиозными причинами.
Избирающая любовь – необходимая предпосылка
философского познания.
Нет сил отрешиться от того, что
философское познание протекает в антропологической среде.