Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ

Коллектив авторов, 2019

"Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ" – учебное пособие удобного карманного формата. Сжато и доступно даны рекомендации для написания эссе по обществознанию. Пособие рассчитано на самостоятельную подготовку к ЕГЭ. Для старшего школьного возраста.

Оглавление

Из серии: ЕГЭ: справочник шпаргалка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Философия

Эссе 1

«Без цели нет деятельности, без интересов — цели, а без деятельности нет жизни» В. Г. Белинский

В своем высказывании В. Г. Белинский — выдающийся литературный критик XIX века — указывает на неразрывную связь деятельности, интересов, цели и жизни человека в целом. Автор абсолютно прав, говоря о том, что деятельность зависит от цели, а цель от интересов, и что без деятельности нет жизни. В данном случае Белинский имеет в виду осознанную, продуктивную деятельность биосоциального существа — человека.

Рассмотрим высказывание Белинского в философском контексте. Насколько тесно взаимосвязаны цель, деятельность и интерес? И почему деятельность так важна для жизни? Если у человека нет цели, то он не будет заниматься деятельностью. А при отсутствии интересов, цель не может быть поставлена.

Деятельность — это форма активности, присущая исключительно человеку, характеризующаяся продуктивностью, сознательностью, и социальностью. Мотив — то, что побуждает человека к деятельности, то, почему действует человек. Мотивом, как правило, является в первую очередь интерес к результату деятельности. Так возникает цель — то, ради чего осуществляется деятельность, идеальный образ желаемого результата. Важным аспектом является обязательная связь с обществом в процессе деятельности, т. е. социализация. Таким образом, жизнь человека складывается из ряда актов деятельности, обязательным элементом которой является связь с социумом в процессе ее осуществления.

Обратимся к примерам из истории. Вспомним биографию поистине великого полководца Александра Васильевича Суворова. Он рос больным и слабым ребенком. Отец готовил его к гражданской службе. Но у Александра Васильевича был интерес к военному делу. Из этого интереса возникла цель: стать военным. Эта цель привела его к деятельности в двух направлениях: он стал развиваться духовно и физически. Будучи еще ребенком, он часто пользовался богатейшей отцовской библиотекой, изучая военные науки. Особое внимание он уделял закаливанию и занятиям физкультурой. Впоследствии постоянное духовное и физическое саморазвитие станет ключевым моментом в его жизни. Навряд ли тогда он думал, что войдет в историю, как великий полководец, не проигравший ни одного сражения. Совершенно очевидно, что он смог этого добиться благодаря тому, что всю жизнь работал над собой. Таким образом мы видим, что проявлять интерес, ставить цели — это очень важно. Но наша жизнь начинает меняться только тогда, когда мы начинаем действовать.

Приведем другой пример, подтверждающий мысль В. Г. Белинского. Довольно часто в новостных репортажах по телевидению говорят о плачевном состоянии деревень и сел, о том, что молодое поколение стремится уехать из родных мест. Причиной данного явления зачастую является отсутствие интереса к сельскому хозяйству и животноводству. У молодежи нет мотива развивать свое хозяйство, поэтому нет желания заниматься этой деятельностью. Следствием этого явления стало изменение структуры населения. Именно поэтому Россию называют страной умирающих деревень. Там нет деятельности, поэтому и жизнь постепенно затухает.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что жизнь представляет собой череду актов деятельности, обусловленной целеполаганием, возникающим из интересов человека. В процессе деятельности возникают новые интересы, соответственно — новые цели. Таким образом, деятельность, мотивы, цели и интересы — это замкнутая система, являющаяся смыслом жизни.

Эссе 2

«Видеть и чувствовать — это быть, размышлять — это жить» У. Шекспир

В данном высказывании великий поэт и драматург У. Шекспир поднимает проблему влияния процесса мышления на жизнь человека. Мышление — процесс активного отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях. Свойства мышления — это социальный характер, связь с языком, опосредованный характер, личностный характер. Мышление человека формируется в процессе деятельности и развивается по мере освоение новых форм деятельности.

Автор высказывания хочет донести до нас то, что без процесса мышления человек просто существует как животное. Именно мышление и членораздельная речь отличает нас от животных, ведь только человек обладает мышлением и членораздельной речью. Чувственное и рациональное познание протекает как единый процесс, любая информация, поступающая в мозг, должна быть переработана.

Сходная с Шекспиром точка зрения и у Рене Декарта. Одно из известных его высказываний: «Я мыслю, следовательно я существую». Слово «существую» в данном контексте относится к понятию «живу», «действую».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: ЕГЭ: справочник шпаргалка

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Эссе по обществознанию. Экспресс-справочник для подготовки к ЕГЭ предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я