Поэтому картина развития
психологического познания остаётся неполной, не раскрывающей его во всей эволюционной и структурной целостности.
Дальнейшая детализация понимания предмета истории психологии связана с рассмотрением различных форм
психологического познания.
Проникновение идей системности в мышление психологов и конструирование на её основе новых задач, предметного содержания и методов
психологического познания стало важным достижением философии и науки XX столетия.
Изучение динамичного по своей природе процесса
психологического познания определяет необходимость использования в его исследовании диалектической методологии как наиболее адекватной и соответствующей его сущности.
Этим определяется необходимость историко‐психологического анализа обыденного
психологического познания как одного из аспектов предметной области истории психологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: цапун — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Перспектива позитивного решения методических проблем предполагает учёт системных характеристик объекта и предмета
психологического познания, что с необходимостью приводит к анализу событий.
Система
психологического познания включает, наряду с научной разработкой психологических проблем, также широкий спектр психо логических идей, возникающих во вненаучных сферах.
Первые шаги в области
психологического познания он справедливо связывает с низким уровнем развития человеческой культуры.
Как на один из плодотворных путей
психологического познания профессий укажем на так называемый метод коллективного анализа.
Меняются приоритеты и в структуре
психологического познания.
Интерес к сфере вненаучного
психологического познания проявляется в психологической науке уже достаточно давно.
Более того, она является и условием
психологического познания других людей.
Рост числа судебнопсихологических экспертиз ведёт к осознанию работниками правоохранительных органов эффективности применения
психологических познаний при расследовании целого ряда уголовных дел.
Категории анализа свободы, выделенные в философии, а также содержание философских представлений о ней нуждаются в переосмыслении и переводе на язык
психологического познания.
Проблемность методов
психологического познания заключена в специфике основного объекта психологической науки – человека, способного к саморегуляции и саморазвитию.
Их иногда рассматривают как наиболее простой вид психологического знания и продукт первого этапа
психологического познания.
Являясь обращённым в прошлое, историко‐
психологическое познание носит ретроспективный характер, чем определяется особая роль реконструкционных методовизучения исследуемых им явлений.
Развитие
психологического познания состоит в поступательном расширении сферы изучаемых им явлений, раскрытии их сущности во всё более полном и системном виде.
Этим определяются предмет и границы истории психологии – изучение
психологического познания на всех этапах его исторической эволюции, начиная от момента его зарождения у истоков человеческой цивилизации и до его зрелых и развитых форм, представленных системой научных знаний о психике.
Знание природы подобной информации, её происхождения, способов организации и использования поможет разработать более эффективные методы
психологического познания человека, в том числе такие, которые могли бы сочетать преимущества естественно-научных (объективных) и социокультурных (субъективных) процедур.
Раскрытие внутренней взаимосвязи разработанных в этот период методологических принципов (имплицитных и эксплицитных) как способов
психологического познания (теоретического и эмпирического).
Методология
психологического познания представляет собой многоуровневую многоаспектную систему, охватывающую философские принципы и проблемы, учитывающая как специфику научного познания в целом, так и особенности гуманитарной сферы.
Это опыт
психологического познания «сталинской эпохи» через свободный выбор каких-то, иногда, может быть, случайных биографических фактов политика, исторических событий, раздумий «по поводу».
Особого внимания в переломный период развития науки требует также противодействие огульной и неконструктивной критике результатов предшествующих этапов развития науки, неаргументированному отрицанию традиционных методологических подходов и принципов организации научного исследования, чреватых разрушением целостности
психологического познания и преемственности в его развитии.
Речь идёт о том, чтобы выявить специфику
психологического познания, поскольку психология лишь тогда сможет утвердить свою важную и незаменимую роль, когда найдёт эту специфику, когда сумеет твёрдо почувствовать границы своих возможностей и компетенции.
Атомистический и функциональный анализ, который господствовал в научной психологии на всём протяжении последнего десятилетия, привёл к тому, что отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, метод
психологического познания разрабатывался и совершенствовался применительно к изучению этих отдельных, изолированных, обособленных процессов, в то время как проблема связи функций между собой, проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась всё время вне поля внимания исследователей.
Обучение специалистов в области медицинской и судебной психологии должно включать в себя организационно-правовые, теоретические, методологические и практические разделы и обеспечивать изучение клинических, психологических и правовых основ применения специальных
психологических познаний при производстве судебно-психиатрической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертиз.
Общефилософская методология содействует исследованию
психологического познания как развивающегося и поступательного процесса в его стадиальности, реальной динамике и альтернативности, опосредованности объективными и субъективными условиями и факторами, рассмотрению его как результата коллективных усилий творцов психологической мысли, выявлению его обусловленности потребностями общественной практики.
Важным представляется изучение эволюции системных идей в психологии – отечественной и зарубежной; выявление предпосылок, стадий и тенденций развития системного подхода; определение его границ; соотнесение принципа системности с другими регулятивами
психологического познания.
Это утверждение непосредственно относится и к характеристике
психологического познания как непрерывно развивающегося процесса углубления знаний о психическом мире, начинающегося на самых ранних этапах человеческого общества и сопровождающего всю его дальнейшую историю.
Непрерывность
психологического познания объясняется той огромной ролью, которую играют психологическое знание и психологическое самосознание в жизнедеятельности человека, являясь базовыми предпосылками и фундаментальными факторами её продуктивного функционирования.
Динамика
психологического познания обусловлена расширением познавательной практики человека, являющейся ответом на новые запросы и актуальные потребности жизни, совершенствованием средств познания, развитием когнитивных структур, сменой методологических и теоретических основ.
Объект истории психологии включает сложную совокупность явлений
психологического познания: тип и характер психологического знания, способы презентации (категоризации, теоретизации и т. д.), содержание и структуру, противоречивое развитие и преобразование на различных этапах истории человеческой мысли, его опосредствованность особенностями исторического времени и духом эпохи, субъектно‐личностными характеристиками творцов психологической мысли.
Понимание природы и причин исследуемых историей психологии явлений определяет необходимость её выхода в культурное пространство бытия психологической мысли, апелляции к проблемам психологии творчества, учёта субъектной составляющей познавательного процесса, т.е. реализации в историко‐
психологическом познании комплексной методологии.
Соответственно, начало истории научной психологической мысли как предмета историко‐
психологического познания датируется периодом античной психологии, характеризующейся возникновением философии, в русле которой она зарождается, и представлено восхождением от понимания психологии как науки о душе к её трактовке как науки о сознании, и далее – к определению психологии как науки о психической деятельности.
Возникновение
психологического познания продиктовано насущной объективной потребностью самопознания человека как субъекта деятельности и общественных отношений, необходимостью позиционирования себя относительно других явлений окружающего мира, определения своих возможностей, внутренних, психологических ресурсов, выступающих условием эффективного взаимодействия с миром.
Именно он впервые вводит в психологию дефиницию «житейское понятие», наполняет её психологическим содержанием, что имеет особый смысл для истории психологии, изучающей разные формы бытия
психологического познания,– научные и вненаучные.
Особое место и роль
психологического познания как важнейшего условия и неотъемлемой компоненты жизнедеятельности человека и общества обусловлено его огромной ролью в развитии сознания и самосознания человека, в процессах субъектно‐личностной идентификации.
Уяснение природы психического выясняет вместе с тем теоретические задачи психологии, специфические задачи
психологического познания.
Она и сегодня является энциклопедией психологической науки, образцом искусства
психологического познания.
Первое – это центрированность исследований на человеке, который полагается основным объектом
психологического познания.
Нельзя положить в основу
психологического познания отрицание сознания.
Только в силу этого они не могли найти никакого иного пути для реализации объективной научности
психологического познания, как отказ от познания психики.
Вывод – медицине неврозов необходимы
психологические познания – ведь в подобных случаях нет органических изменений.
Существенной методологической особенностью данного исследования было сочетание номотетического и идиографического подходов в целях полноты
психологического познания.
Вот почему основным и всеобщим методом объективного
психологического познания является изучение всех психических явлений через движения, действия и поступки, вообще через внешние проявления человека, которые этими психическими явлениями непрерывно регулируются.
Объединение системных идей, разбросанных по различным областям психологии и смежных с ней дисциплин, позволило содержательно конкретизировать принцип системности и использовать его в роли стержневого инструмента
психологического познания [7, 127, 129].
Отечественная психологическая наука, опираясь на философские положения, использует их не как априорные принципы, а преобразует в объяснительные ресурсы, в конструктивные ориентиры приоритетных направлений
психологического познания.
Лишь с тех пор, как была понята возможность положения, которое занимает психология в этой области, и наши
психологические познания стали применяться к отдельным гуманитарным наукам, последние начали всё больше и больше удовлетворять требованиям общеобязательного знания.
Таким образом, введение в понятийный аппарат психологии категории общения как объяснительного основания анализа психических явлений и принципа построения психологического исследования отвечало стремлению расширить границы
психологического познания, охватить все стороны, уровни и грани психической реальности.