Неточные совпадения
Гносеологи пытаются преодолеть этот непреодолимый факт тем соображением, что
познание совершается в «сознании вообще», в трансцендентальном сознании, а не в индивидуальном
психологическом сознании, что сверхиндивидуальный субъект производит суждения и оценки.
То, что я говорю, вовсе не есть возвращение к
психологическому направлению в теории
познания, которое всегда рассматривает мышление как функцию жизни индивидуальной души.
Только гносеология не человеческого происхождения, только гносеология, открывающая действие Духа Божьего в философском
познании, только такая соборная, церковная гносеология, исходящая от изначальной данности Божественного Логоса в нас, может возвыситься над антропологическим и
психологическим релятивизмом.
— Вы, кажется, спрашиваете, полковник: «что это значит?» — торжественно проговорил Фома, как бы наслаждаясь всеобщим смущением. — Удивляюсь вопросу! Разъясните же мне, с своей стороны, каким образом вы в состоянии смотреть теперь мне прямо в глаза? разъясните мне эту последнюю
психологическую задачу из человеческого бесстыдства, и тогда я уйду, по крайней мере обогащенный новым
познанием об испорченности человеческого рода.
Но в этом смысле в психологизме могут считаться повинны решительно все деятельности духа: разве
познание не есть также факт душевной жизни, разве мораль не имеет своей психологии (более придирчивые критики и рассматривают мораль лишь как
психологический факт)?
Познание предполагает не идеальное, внечеловеческое бытие и совершенную пассивность человека, впускающего в себя предмет
познания, мир сущностей (Wesenheiten), а человека, не
психологического, а духовного человека и его творческую активность.
Пусть трансцендентальное сознание имеет твердые и незыблемые основания для
познания, но трансцендентальное сознание совсем не есть человек; человек обречен быть
психологическим сознанием, которое находится во власти релятивизма.
Теория
познания должна стать философской антропологией, учением о человеке, а не учением о трансцендентальном сознании и гносеологическом субъекте, но и не
психологическим или социологическим учением о человеке, а онтологическим и пневмотологическим учением о человеке.
Антропологическая философия имеет дело не с фактом человека как объекта научного
познания (биологического,
психологического или социологического), а с фактом человека как субъекта высшего самосознания, с фактом внеприродным и внемирным.
Источником философского
познания могут быть лишь космические, универсальные состояния человека, а не
психологические, индивидуальные его состояния.
Человек не есть
психологическая предпосылка философского
познания, он — предпосылка вселенская, онтологическая, космическая.