Долгое время ведущей считалась договорная теория
происхождения государства и права.
В них выражаются сомнения в религиозных догмах освящающих власть монархов, осуждается социальное неравенство и злоупотребление властью чиновников, высказываются идеи договорного
происхождения государства.
Теологическая теория объясняла
происхождение государства и права божественной волей.
Так, выясняя причины
происхождения государства и права и исследуя их поступательное развитие, теория государства и права опирается на конкретные данные исторической науки.
Однозначной трактовки вопросов
происхождения государства в современной теории государства и права не существует.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перессоривать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Большое значение для научного объяснения
происхождения государства у восточных славян сыграла норманнская теория.
Однако узкий взгляд, который приписывает
происхождение государства исключительно управлению водой, не имеет эмпирических обоснований.
Впрочем, сколь ни грязно
происхождение государств, в иных из них справедливость вышла из лона беззаконий и свобода родилась из угнетения.
Теологические теории
происхождения государства зародились в глубокой древности.
Однако материалистическое мировоззрение нанесло смертельный удар теологии, что позволило буржуазным идеологам против теории божественного
происхождения государства и власти выдвинуть теорию «естественного права», «естественные» законы природы, являющиеся основой государственного устройства.
Договорная теория
происхождения государства имела глубокое демократическое содержание, в том числе и в том, что она обосновывала естественное право народа на свержение той власти, которая не выполняет условия общественного договора.
Рассмотрим в этом свете одну из достойных попыток согласовать
происхождение государства путём насилия (о чём свидетельствует история) с рациональным волеизъявлением подданного, которое лежит в основе онтологий аналитического типа, таких как общественный договор.
Вопрос о
происхождении государства чрезвычайно важен.
Своим
происхождением государства обязаны насилию; почти всегда их основатель – какой-либо удачливый разбойник, и почти повсюду законы, в основе своей, были не чем иным, как полицейскими правилами, обеспечивающими каждому спокойное пользование награбленным.
Эти наблюдения, прежде всего, нашли отражение в теологических концепциях
происхождения государства, разработанных религиозными деятелями.
Наиболее популярным учением о
происхождении государства является марксистская, согласно которой государство возникает с возникновением частной собственности.
Аристотелю принадлежит идея естественного
происхождения государства, обоснование смешанной формы правления – политии.
Поэтому проблема
происхождения государства и этнической принадлежности его господствующего класса в свете таких установок напрямую связывается с вопросом об исторической судьбе этого государства и этносов, его составляющих.
Понимание
происхождения государства зависит от ряда факторов, среди которых следующие.
Революция породила социальный миф – т. е. не подлинную, а изобретённую историю
происхождения государства, основанную не на знании, но на вере.
Теории о
происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания.
Перед нами иллюстрация к знаменитой теории, объясняющей
происхождение государства, – к теории общественного договора.
Причины
происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии.
В рамках первого направления теории налогов носили преимущественно индивидуалистический характер, связанный с договорной формой
происхождения государства.
Ортега-и-Гассет в статье «Спортивное
происхождение государства» [Ortega, 1988] обосновывает положение о том, что первые социальные организации и государства возникли на основе созидательного потенциала игры.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют
происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Так, согласно договорной теории
происхождения государства государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания, что было время, когда не было государства и права и, с целью избежать «войны всех против всех», взаимного уничтожения, люди объединились и заключили между собой общественный договор о передаче части своих прав, присущих им от рождения, государству, как уполномоченному ими органу, представляющему их общие интересы, призванному обеспечивать их взаимные права и обязанности.
Создание той или иной теории
происхождения государства возможно лишь в условиях развития теоретических представлений, способностей мыслителя или сообщества обобщать, классифицировать факты истории, выделять причинно-следственные связи.
Договор как письменный документ человечеству неизвестен, однако сама идея разграничения прав государства и граждан, равенство сторон в договоре являются безусловно важными для осмысления последующих за формулированием договорной теории
происхождения государства исторических событий, процессов, создания конституций, отражающих естественные права и право народа как источника власти в государстве.
Предложил новые теоретические конструкции, касающиеся
происхождения государства и права, ранних форм права и государства, исторической эволюции отдельных правовых институтов.
К наиболее фундаментальным моментам русской истории, определившим характер и направленность «русского духа», создавшего русскую землю в бесконечном её объёме, бесспорно, относятся: православие, общинность и незавоевательное
происхождение государства и государственной власти.
Это не верно и не должно рассматривается в научных кругах как какой-либо факт, подтверждающий
происхождение государства.
Во-вторых, на взгляды учёных по вопросу о
происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук.
В-третьих, на позиции авторов теории
происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции.
Но эта теория не может объяснить
происхождение государства у разных народов.
В I-м в. до н. э. развиваются прогрессивные идеи – договорного
происхождения государства.
Недостатком психологической теории
происхождения государства в литературе считается недооценка других факторов возникновения государства.
Можно выделить три основных теории
происхождения государства: кризисную, дуалистическую и специализации.
Прежде всего правильна сама постановка вопроса, согласно которой центральным пунктом проблемы о
происхождении государства является вопрос: какие новые потребности догосударственногообщения создали необходимостьв государстве?
Его заслуга состоит в том, что он впервые показал естественное
происхождение государства, политических институтов и отношений иных сфер общественной жизни.
Очевидно прежде всего, что невозможно объяснить
происхождение государства, учреждения публично-правового,возникающего на почве регулирования определённых публичных интересов, из учреждения частно-правового,каким является личная земельная собственность.
В истории правовых и политических учений отсутствует единое понимание
происхождения государства.
Отступления от этого делаются только в некоторых чисто социологических или гносеологических вопросах: таково, например, социологическое, марксистское объяснение
происхождения государства или гносеологическая проблема определения места правоведения среди других наук, – в первых главах, которые по существу являются введением в основной материал книги.
Причины
происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др.