Настоящее учебное пособие содержит ответы на вопросы по истории государства и права России от становления древнерусского государства до наших дней. В книге в сжатой, конспективной форме изложены все этапы развития российской государственности и правовой системы, их особенности в различные исторические периоды, в каждой главе указаны памятники российского права и специальная литература по теме, даны контрольные вопросы и практические задания. Пособие предназначено для работы на семинарских занятиях и подготовки к экзамену или зачету. Издание «История государства и права России в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция» и программой курса «История государства и права России». В формате PDF A4 сохранён издательский дизайн.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Раздел I
Государство и право с X по XIX в.
Глава 1. История государства и права как наука
Вопрос 1. История государства и права как наука
Для ответа на этот вопрос необходимо раскрыть понятие истории государства и права России, описать объект и предмет, проблематику данной науки, методологию и методы изучения, определить статус и структуру данной науки.
История государства и права (ИГиПР) — это одна из юридических наук. Она представляет собой совокупность знаний о развитии государства и права на территории России с момента возникновения и до наших дней.
История государства и права имеет свои объект, предмет и проблематику. Объектом ИГиПР являются государство и право России. Предметом ИГиПР являются государство и право России, рассматриваемые в своем хронологическом развитии, начиная с момента возникновения и заканчивая их состоянием на настоящий момент.
В качестве проблематики ИГиПР выступают отдельные государственные и правовые институты, которые возникали, изменялись, упразднялись и возрождались в разные исторические периоды и в разных исторических формах. Исследуя государство, наука решает следующие вопросы (проблемы): какая форма государства сложилась в конкретный исторический период, какая система государственных органов функционировала, какой статус и другие особенности имел каждый государственный орган. Исследуя право, ИГиПР решает следующие вопросы (проблемы): какая система источников права сложилась в конкретный исторический период, какие отдельные источники права были сформированы и (или) функционировали, какое конкретное регулирование содержали отдельные отрасли права.
Методы, используемые при изучении ИГиПР, также определяют специфику данной науки. Ученые используют, в частности, следующие методы:
1) диалектический метод: государство и право рассматриваются как явления, имеющие внутренние противоречия, которые и влияют на их развитие;
2) метод историзма: государство и право рассматриваются как явления, изменяющиеся во времени;
3) сравнительный метод: государство и право, их отдельные органы и институты рассматриваются в сравнении на разных этапах и в разных странах.
История государства и права России как наука имеет определенный статус. Статус науки — это ее место в системе других наук и соотношение ее с другими науками. Место науки определяется исходя из существующей системы наук. Все науки разделяются на технические, естественные и гуманитарные. Гуманитарные — это те, которые изучают человека и созданное человеком. Государство и право созданы человеком и не существуют вне общества. Поэтому история государства и права России — гуманитарная наука. Гуманитарные науки, в свою очередь, делятся на исторические, общественные, экономические, юридические и др. Юридические науки изучают государство и право. История государства и права России — это юридическая наука, так как она изучает государство и право. Поэтому история государства и права России — это гуманитарная юридическая наука, таково ее место в системе наук.
Что касается соотношения с другими науками, то ИГиПР обычно сравнивают с общей историей, историей государства и права зарубежных стран, теорией государства и права, историей политических и правовых учений, отраслевыми юридическими науками. Так, сравнивая ИГиПР с историей России, следует обратить внимание, что последняя, кроме развития государства и права, изучает также возникновение и развитие экономических отношений, общественных отношений, политических отношений, культуру. Интересно сравнивать ИГиПР с теорией государства и права (ТГП): обе науки изучают государство и право, но ИГиПР изучает государство и право в их развитии, учитывает конкретные особенности развития государства и права России на отдельных этапах, а ТГП изучает эти явления в статике, пытаясь найти общие закономерности, характерные для всех государств и правовых систем. Предметы изучения истории государства и права России и истории политических и правовых учений (ИППУ) отличаются тем, что ИГиПР изучает конкретные изменения государства и права в различные исторические периоды, а ИППУ изучает политические идеи и мысли, которые предшествовали и способствовали этим изменениям. И наконец, от отраслевых юридических наук (гражданское, уголовное, конституционное право и др.) ИГиПР отличает то, что эта наука изучает все отрасли права в их историческом развитии, учитывая их взаимозависимость друг от друга и от государства, в то время как отраслевые юридические науки изучают отдельные отрасли права как самостоятельный предмет.
И последний вопрос, на который нужно обратить внимание, — структура науки. Структура науки — это ее деление на разделы, которое позволяет более системно исследовать предмет данной науки. Структуру науки истории государства и права России определяет периодизация. Периодизация — это условное разделение исторического процесса на определенные хронологические периоды. Количество и временны́е рамки этих периодов могут отличаться в зависимости от выбранного критерия. В настоящее время существует несколько периодизаций истории государства и права России. Формирование единой, наилучшей периодизации является научной проблемой. Автор настоящего пособия придерживается идеи делить процесс развития государства и права на периоды, совпадающие с хронологическим делением, а именно: по векам и по десятилетиям. Поэтому учебный материал здесь структурирован в таком же порядке. Например, государство и право в X–XI вв. или государство и право в первом десятилетии XX в. (см. оглавление).
1. Сформулируйте понятие науки истории государства и права России.
2. Определите предмет и объект науки ИГиПР.
3. Опишите проблематику науки ИГиПР.
4. Перечислите методы науки ИГиПР.
5. Охарактеризуйте статус науки ИГиПР: ее место в системе наук и соотношение с другими науками.
6. Поясните, какую структуру имеет наука ИГиПР.
Найдите монографию дореволюционного историка-правоведа М. Ф. Владимирского-Буданова «Обзор истории русского права». Прочитайте параграф 3-го раздела «Введение», который называется «Метод». Ответьте на вопросы: какие четыре метода для изучения права предлагает использовать автор? в чем суть этих методов?
Глава 2. Образование древнерусского государства
Вопрос 2. Образование Древнерусского государства
Чтобы раскрыть этот вопрос, необходимо рассказать о том, что такое Древнерусское государство (ДГ), когда оно образовалось, на какие этапы делится процесс его формирования, охарактеризовать каждый этап, сформулировать суть «норманнской теории», а также аргументы за и против ее использования для объяснения происхождения российского государства.
Древнерусское государство — это раннефеодальное государство, возникшее в IX в. в Восточной Европе и объединившее население восточнославянских племен под властью князей династии Рюриковичей.
Восточные славяне расселились на территории Восточно-Европейской равнины в V–VI вв. нашей эры. В тот период они жили родовыми общинами. Постепенное изменение социально-политической жизни привело к возникновению в 882 г. у восточных славян единого Древнерусского государства. Можно выделить этапы образования государственности у восточных славян: 1 — преобразование родовой общины в соседскую, 2 — объединение соседских общин в племенные союзы, 3 — объединение племенных союзов в протогосударства, 4 — объединение племенных союзов в единое государство. Рассмотрим каждый этап по отдельности.
На первом этапе у восточных славян меняется форма социальной организации с родовой общины на соседскую. Когда славяне в V–VI вв. заселяли Восточно-Европейскую равнину, они имели в качестве социальной организации родовую общину. Родовая община — это община, где люди связаны коллективным трудом и потреблением на основе кровного родства. Родовая община была многочисленна и включала не только близких, но и дальних родственников, она позволяла объединять людей для совместного совершения трудоемких процессов (охота, расчистка леса, земледелие). Постепенное усовершенствование земледелия способствовало перерастанию родовой общины в соседскую. Соседская община — это община, в которой люди объединены в общность по причине совместного проживания на одной территории (в одной деревне), все члены общины равны.
На втором этапе соседские общины восточных славян объединяются в племенные союзы. Проживание независимыми соседскими общинами носило небезопасный характер. Опасность представляли набеги различных кочевых племен. В связи с этим отдельные соседские общины начинают объединяться в племенные союзы. Племенной союз — это территориально-политическое объединение нескольких соседских общин. К VIII в. на территории, населенной славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов. Форму общественных отношений, существовавших в племенных союзах, можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение). Во главе каждого племенного союза стоял свой вождь — князь. При нем формируется дружина и другие помощники, например, жрецы. В их лице постепенно формируются зачатки власти.
На третьем этапе происходит еще более масштабное объединение — племенные союзы укрупняются, и к концу VIII в. племенные союзы восточных славян в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования — «союзы союзов» (протогосударства): Куявия (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). О существовании протогосударств у восточных славян свидетельствуют арабские современники. Однако данные союзы не оказались устойчивыми объединениями и распались.
На четвертом этапе восточнославянские племенные союзы объединяются в единое Древнерусское государство. В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью династии Рюрика, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство присоединяет к себе территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян с центром в Киеве. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия. Так возникло Древнерусское государство.
Большое значение для научного объяснения происхождения государства у восточных славян сыграла норманнская теория. Норманнская теория — это теория, в соответствии с которой считается, что государство у восточных славян возникло благодаря воздействию варягов, призванных на правление в Новгород в 862 г. Данное событие упоминается в «Повести временных лет» и служит основанием для признания славян не способными к политическому строительству. В науке сформировались аргументы за и аргументы против норманнской теории. Наиболее значимые аргументы против норманнской теории следующие: 1) в IX в. Древнерусское общество стояло на достаточно высокой ступени экономического и политического развития и значительно опережало варяжское общество того периода, 2) следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически нет.
1. Сформулируйте понятие Древнерусского государства (ДГ).
2. Когда образовалось ДГ?
3. На какие этапы делится процесс формирования ДГ?
4. Охарактеризуйте каждый этап.
5. Сформулируйте суть норманнской теории.
6. Сформулируйте аргументы за и против ее использования для объяснения происхождения российского государства.
Найдите текст «Повести временных лет» и в нем — отрывок, касающийся призвания варягов восточными славянами, прочитайте его (подсказка: отрывок начинается словами «В год 6370 (862)» и заканчивается «В год 6371 (863)»). Ответьте на вопросы:
1. Какие племенные союзы обратились к варягам за помощью?
2. Что именно просили племена от варягов?
3. Какие именно варяги пришли и как они распределили управление в городах между собой?
Глава 3. Государство и право в X–XI вв.
Вопрос 3. Государство в X–XI вв. (Период древней Руси)
При ответе на данный вопрос необходимо определить форму правления в Древнерусском государстве, рассказать о системе центральных государственных органов и органов власти на местах, о статусе и функциях отдельных государственных органов, описать систему управления в целом.
Первый период существования государства на Руси — это период с IX по XI в., его и называют периодом Древнерусского государства. Форма правления — раннефеодальная монархия.
Раннефеодальная монархия — это форма правления, при которой монарх осуществляет свою власть совместно с советом из наиболее богатых и знатных представителей формирующегося класса феодалов.
В этот период в государстве сложилась следующая система центральных органов власти: великий князь, совет при князе, вече, снемы.
1. Великий князь. Великий князь стоял во главе государства. Функции его не были четко где-то определены (как и функции других органов). Как правило, он занимался следующими делами: принимал указы, законы, управлял обществом, отправлял правосудие, возглавлял военные походы. Власть великого князя принадлежала представителю рода Рюриковичей. Она передавалась по наследству в соответствии с династическим порядком. Такой порядок означает, что после смерти князя право на престол возникает у старшего члена всей династии, т. е. всего рода Рюриковичей.
2. Совет при князе. Власть великого князя не являлась полной, неограниченной. Все важные вопросы он решал совместно со своим ближайшим боярским окружением. Сначала совещания с боярами носили нерегулярный спонтанный характер, однако позднее из этих бояр сформировался самостоятельный орган — совет при князе. В совет при князе вошли также представители церкви: митрополит и епископы и некоторые княжеские слуги — княжьи мужи. На совете решались вопросы войны, мира, управления и суда.
3. Вече. Важную роль в изучаемый период играло вече — народное собрание. Вече состояло из всех полноправных граждан города. Вече созывалось князем для решения наиболее важных вопросов: утверждения либо смещения князя, войны и мира, введения новых налогов. Вече творило суд по особенно важным гражданским и политическим делам. Все вопросы, представленные на обсуждение вече, предварительно решались на совете при князе, а на вече утверждалось готовое решение. Вече либо соглашалось, либо не соглашалось с ним.
4. Снем. Другим важным органом власти в Киевском государстве были снемы. Так назывались съезды русских князей во главе с великим князем. Съезды созывались нерегулярно по инициативе великого князя. Снемы решали вопросы войны и мира, разделения земель, вассалитета (подчинения князей друг другу). В качестве самого известного примера снемов можно привести Любечский съезд 1097 г.
Система органов власти на местах имела два уровня. Во-первых, великий князь отправлял своих сыновей в отдельные регионы (уделы) в качестве местных правителей — удельных князей. Во-вторых, сам великий князь и удельные князья направляли в отдельные города и волости своих ставленников — наместников. Наместник князя в городе назывался посадником, а наместник князя в волости — волостелем.
Система управления в Древнерусском государстве первоначально оформилась на базе десятичной системы управления, при которой все население разделено на тысячи, тысячи — на сотни, сотни — на десятки. Во главе тысячи стоит тысяцкий, во главе сотни — сотский, во главе десяти — десятский. Все эти должностные лица обладают административной, судебной и военной властью в отношении своей группы. При этом десятские подчиняются сотскому, сотские — тысяцкому, а тысяцкий — великому князю. Плюс десятичной системы — четкая централизация власти, а главный минус — отсутствие отраслевого разделения власти.
1. Охарактеризуйте форму правления в Древнерусском государстве.
2. Перечислите центральные органы государственной власти в ДГ.
3. Перечислите органы власти на местах в ДГ.
4. Охарактеризуйте систему управления в ДГ.
Найдите информацию обо всех снемах, которые состоялись в Древней Руси в XI в. Составьте таблицу «Снемы в Древнерусском государстве», в которой проанализируйте снемы по следующим характеристикам: название съезда, дата съезда, место съезда, участники съезда, вопросы, обсуждаемые на съезде, решения съезда.
Вопрос 4. Права и обязанности населения в X–XI вв.
Для ответа на этот вопрос необходимо сформулировать особенности общественного устройства Руси в X–XI вв., перечислить основные категории населения в этот период, охарактеризовать права и обязанности каждой категории населения, назвать два критерия деления населения на привилегированных и непривилегированных, а также объяснить оба этих критерия.
Особенности общественного устройства в Древнерусском государстве:
а) в X–XI вв. на Руси складываются и развиваются феодальные отношения;
б) в этот период еще не сформировались четкие сословия или классы, но начали развиваться феодальные отношения;
в) все население делилось на две большие части: свободное население и несвободное население. Выделялась также категория полусвободных;
г) свободные люди делились на привилегированных и непривилегированных.
Рассмотрим отдельно основные категории древнерусского населения. Самой привилегированной категорией были бояре.
Бояре — крупные землевладельцы, феодалы. Как правило, боярами становились дружинники князя, который жаловал им земельные владения. Бояре освобождались от платежа дани князю, от подсудности княжеским судьям и имели право суда над населением, проживающим на их землях. (Кроме бояр крупными феодалами являлись также князья и церковь.)
Посадские люди — свободные, непривилегированные жители посада (города) — ремесленники, купцы. Купцы и ремесленники селились в городах и пригородах. Купцы делились на два вида: купцы и гости. Купцы вели внутреннюю торговлю, а гости вели торговлю с иностранными государствами.
Духовенство — лица, отправляющие религиозный культ: священники и монахи.
Смерды — сельское свободное население (хотя в науке есть мнение и о зависимых смердах). Смерды объединялись в общину, поэтому их еще называли общинниками.
Закупы — полусвободные непривилегированные лица, работающие на других людей в оплату полученного займа (купы). Чаще всего закупами становились смерды, по какой-то причине попавшие в нужду.
Холопы — рабы в древнерусском обществе. Холопами становились прежде всего военнопленные. Но также холопами могли стать: свободный человек, женившийся на холопке; закуп, убежавший от господина; свободный человек, совершивший серьезное преступление. Также становился холопом ребенок, родившийся от холопки. Холопы не имели прав и были обязаны работать на господина.
Согласно Русской Правде, существовало два критерия деления населения на привилегированные и непривилегированные группы: уголовно-правовой критерий и гражданско-правовой критерий.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права России в вопросах и ответах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других