В результате была упразднена должность премьер-министра, а существовавшая ранее парламентская система правления была заменена президентской исполнительной властью и
президентской системой правления.
Он представляет собой постепенное усиление президентских черт полупрезиденциализма без изменения формы правления, относительно длительный политический процесс, затрагивающий принципы взаимоотношений между органами власти и заключающийся в изменении правил функционирования формы правления, когда появляются и усиливаются элементы, свойственные чистой
президентской системе, но при этом не происходит перехода к ней.
Если президент могущественен, а премьер-министр слаб (несмотря на то, что правительство ответственно перед легислатурой), то страна относится к
президентской системе (например, Россия).
Группе сторонников парламентской системы противостоят «адвокаты»
президентской системы.
Основное внимание они уделяют феномену «президенциализации» (prezidentialization) партий, которая является следствием разделения властей в условиях
президентской системы.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: бластома — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Её ядром является ставка на формирование коалиций «по интересам» (в их состав могут входить различные участники), а несущей конструкцией – чёткое разделение властей, которое характерно для
президентских систем, мажоритарная избирательная система и высокий уровень защиты индивидуальных прав и свобод.
Правительство образует коллегиальный орган, а также имеет – в противоположность
президентской системе – формальную возможность законодательной инициативы.
По логике авторов монографии, в
президентской системе раздельные выборы президента и конгресса (которые избираются всенародно, но на разных выборах), их раздельное существование и их раздельное выживание (президент и его кабинет не зависят от доверия легислатуры, а последняя, в свою очередь, не может быть распущена президентом) ведут к появлению такого поведения партий, которое существенно отличается от их поведения в парламентской системе, где общенародные выборы в парламент являются не только единственными, но и самыми главными выборами в стране, законодательная и исполнительная власть частично слиты (члены кабинета являются депутатами парламента), а судьба правительства напрямую зависит от парламентского решения.
Падение неустойчивых демократических режимов связывается не с выбором ими
президентской системы, а с крайней бедностью в стране, конфликтами, гражданской войной и прочими неблагоприятными для демократии факторами.
Автор утверждает, что основную угрозу для демократии в постсоветских
президентских системах представляют не классические проблемы этой формы правления, а слабость и отсутствие автономии парламентов, гиперинституционализация партийных систем и увеличение сроков президентских полномочий.