Ведущей деятельностью ребёнка до трёх лет, через которую происходит его развитие, является
предметная деятельность и эмоциональное общение со взрослыми.
От
предметной деятельности ребёнок переходит к художественной.
Развитие
предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами.
В ходе совместной
предметной деятельности развиваются и новые средства общения, основным из которых является речь.
Данная книга посвящена проблемам развития тонкой моторики, ловкости, координации и освоению
предметной деятельности.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: технократизм — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Зарождающаяся в рамках
предметной деятельности изобразительная деятельность продолжает развиваться в дошкольном детстве в форме игры.
Ключ к пониманию склонностей и предпочтений определённой
предметной деятельности видится в учёте ценностной функции эмоций.
Предметная деятельность становится ключевой для развития мышления ребёнка.
Это важнейшая составляющая в общении, познании, активной
предметной деятельности.
Предметная деятельность способствует развитию личности ребёнка.
Она основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребёнка в раннем возрасте, ведущей роли
предметной деятельности и общения со взрослым.
Становление
предметной деятельности связано с изменением характера общения ребёнка со взрослым.
Однако общение – это очень сложный процесс, значительно превосходящий в данном отношении
предметную деятельность.
Владея этими операциями, он владеет умением выстроить успешную
предметную деятельность множества людей, от одного ребёнка до группы детей.
Деловая коммуникация – это процесс взаимодействия деловых партнёров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида
предметной деятельности: производственной, научной, педагогической [Панфилова, 1995].
Таким образом, взаимопереходы «субъект – объект» осуществляются в форме
предметной деятельности – в той форме, которая отлична от «деятельности кишечника», «нервной деятельности», «секреторной деятельности» и т. д.
Действия 3—5: Выявление результатов
предметной деятельности (продуктов, способов их получения, проблем).
Антитезис «внутреннее через внешнее» ставит акцент на имманентное самодвижение человеческой
предметной деятельности, которая для такого самодвижения нуждается во внешних условиях, а его результатом является самоизменение.
Предметная деятельность имеет свою логику развития.
Предметная деятельность определяет содержание общения ребёнка со взрослыми, которое приобретает «деловой» характер и развёртывается, главным образом, по поводу практического взаимодействия со взрослыми.
Основным направлением коррекционной работы является целенаправленное формирование у ребёнка и подростка обобщённых способов ориентировки в различных сферах
предметной деятельности, межличностных взаимодействий, в конечном счёте – в социальной ситуации.
Это подтверждает положение советской психологии о связи речи с внеречевой
предметной деятельностью, о связи слова и его чувственной основы [5, 6, 7, 8].
На базе этих умений развивается вся последующая
предметная деятельность, а также идёт освоение многих необходимых социальных навыков (в том числе навыков самообслуживания).
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность даётся людям не в форме противостоящей
предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Ряд исследований, проведённых отечественными учёными, показали, что усвоение предметных действий и формирование потребностей в сотрудничестве протекает успешнее в условиях личностного контакта ребёнка на фоне
предметной деятельности, а присутствие и опосредованная помощь взрослого стимулирует познавательный интерес и исследовательскую деятельность.
Ребёнок в своей
предметной деятельности учится манипулировать игрушками-вкладышами; они могут быть использованы как штампы.
Как показали исследования, такого рода системные изменения и перестройки наиболее адекватно осуществляются в процессе специально организованной осмысленной
предметной деятельности больного (а не в условиях популярной в то время “механотерапии”), и восстановительный эффект в значительной мере зависит от мотивов, задач и способов этой деятельности.
Это может касаться операциональных аспектов как психических деятельностей (речь, память, мышление и пр.), так и отдельных
предметных деятельностей (общение, игра, учение и пр.).
Основные положения концепции подтверждены экспериментальными и эмпирическими данными, полученными при изучении
предметной деятельности.
Реализуя принцип психофизического единства в исследовании, сделана экспериментальная попытка показать роль активационно-энергетических факторов в овладении
предметной деятельностью.
Способности человека как субъекта деятельности отражают их субъектно-деятельностную природу, развитие природных способностей под влиянием требований
предметной деятельности.
В составе
предметной деятельности наиболее важное значение приобретает появление первых целеполаганий и собственно орудийных действий.
Когда труд, а точнее
предметная деятельность, сделал из обезьяны человека, мы начали стремительно меняться.
Например, у иноков, отшельников, которые занимаются какой-то
предметной деятельностью, есть коммуникация либо с богом, либо с самим собой.
Задача эта требует анализа
предметной деятельности субъекта, всегда, конечно, опосредованной процессами сознания, которые и «сшивают» отдельные деятельности между собой.
Обозначение предметов с помощью знаков, а их отношений – в виде грамматических знаковых систем и структур, которые тоже суть логические фонемы и графемы, – приводит к тому, что внешняя
предметная деятельность свёртывается, превращаясь в знаковую.
Любое новое позитивное действие или результат
предметной деятельности человека неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или группы опасностей.
Принципиально те же положения справедливы и по отношению к организации сложнейших форм сознательной жизни, но на этот раз речь идёт о переработке человеком сложнейшей информации в процессе
предметной деятельности и с помощью языка.
Для анализа проблемы сознания личности необходимо было построить ещё одно звено, сделать ещё один виток в развитии этой проблемы, необходимо было перейти от анализа индивидуальной
предметной деятельности к анализу деятельности коллективной,от изучения детерминант отношений субъекта к миру к изучению самих отношений.
Речь ребёнка возникает и развивается также в контексте совместной со взрослым
предметной деятельности.
Он не потерял актуальности до сих пор, потому что коммуникация и такая её разновидность, как убеждение в форме доказательств, остаётся краеугольным камнем, на котором стоит вся интеллектуальная и
предметная деятельность человечества.
А вот ошибки на уровне
предметной деятельности оцениваются как таковые порой далеко не сразу.
На основе
предметной деятельности зарождается процессуальная игра.
То есть по существу предлагается различать значение собственно
предметной деятельности, выступающей как основа и источник когнитивного развития ребёнка (и в этом смысле правомерно говорить о «ведущей» для определённого возраста деятельности), и социальное значение деятельности как способа организации взаимодействия с окружающими и формирования соответствующей системы отношений.
Наличие диалогичности в процессе методологической подготовки способствует формированию у будущего музыканта-педагога творческого, методологически ориентированного стиля мышления, существенными признаками которого выступают «опережающее отражение», эмпатийно-творческие установки, моделирование
предметной деятельности.
Восточная культура не придаёт такого значения
предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развёртывается лишь во внутреннем, духовном пространстве и познаётся не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.
Таким образом, обязанность как социальное явление возникает в качестве необходимого условия оценки поведения лица на основе мотивации такого поведения, обусловленного человеческими потребностями
предметной деятельности двух порядков: во-первых, результаты практической деятельности по реальному преобразованию природного и социального мира; во-вторых, результаты отражения предметов первого уровня, т. е. их образы и мерки – социальные нормы.
Параллельно, методология
предметной деятельности вытесняется методологией проектирования и конструирования – «проектировочной деятельностью».
Таким образом, интериоризация как преобразование структуры
предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания, выступает механизмом формирования и развития смысловой сферы личности.