Леви-Брюль подчёркивал, что эти особенности
первобытного мышления присущи только коллективным представлениям.
В фольклоре поступают так, а не иначе не потому, что так было в действительности, а потому, что это так представлялось по законам
первобытного мышления.
Иногда мы используем
первобытное мышление, когда объясняем для себя происходящее тем, что нам кажется самым логичным.
Мифологию он называл «божественной поэзией» и объяснял её своеобразие специфическими формами
первобытного мышления, под которыми подразумевал чувственную конкретность, эмоциональность, богатство воображения, наделение человеческими свойствами предметов окружающего мира, замену сути эпизодами, т. е. повествовательностью и т. п.
В основе её лежит концепция
первобытного мышления.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: отрегулирование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Далее автор возражает против порочной и упрощённой примитивизации
первобытного мышления и резонно замечает, что «не делают контрольной попытки рассмотреть современное мышление на фоне первобытного и оценить его в свете последнего» [Там же].
Итак, неспособность установления различий между реальным и сверхъестественным, недостаточное развитие абстрактных понятий в сознании первобытного человека, чувственно-конкретный характер образов, метафоричность и эмоциональность – все эти и другие особенности
первобытного мышления способствовали превращению мифологии в весьма своеобразную символическую (знаковую) систему.
Подобная онтология – мифологизированная, поэтому отражающая её классификация не всегда поддаются анализу с точки зрения формальной логики; но это не значит, что в ней нет «внутренней» логики, присущей
первобытному мышлению (Осинцев, 2010).
Для
первобытного мышления существует только один мир.
Теперь мы общались настолько свободно на тему религии, что довольно скоро стало понятно, что, несмотря на чай, муку и зарождающуюся культуру эмалированных мисок, эти люди всё ещё сохраняют
первобытное мышление и мировоззрение.
Франк-Каменецкий осуществлял реконструкцию
первобытного мышления, исторических фаз мифологического творчества и ясно показал, что палеосемантическое изучение мифологических сюжетов и образов устанавливает соответствия «между сочетаниями представлений, лежащими в основе мифического мышления, с одной стороны, и первично-языковых понятий – с другой, именно архаическое сознание стало источником не только мифологических сюжетов и образов, но и полисемии слов».
Эмпирическое изучение характера
первобытного мышления согласуется с характеристиками начального этапа сознательного творчества, выведенными нами на основе теоретико-познавательных соображений.
Предки двух изначальных родов воплощали эту дуальную организацию, и весь мир в
первобытном мышлении делился на две части – мужскую и женскую, небесную и земную, смертную и бессмертную.
Очень важно, что
первобытное мышление страшится и не принимает изменений.
Подобного рода первичное,
первобытное мышление активируется, когда члены какой-то группы выдвигаются, чтобы наказать предполагаемых обидчиков.
Утерянная нами способность воспринимать анаграммы существовала на стадии
первобытного мышления при создании и восприятии сакральных текстов [9]; по-видимому, аналогичная судьба (постепенное забвение) постигла и другие слои затекста.
На самом деле
первобытное мышление невероятно консервативно и замкнуто.
Поэтому
первобытное мышление варваров было понятно римлянам, по крайней мере, в той степени, чтобы не ощущать его враждебным.
Последовательность таких иерархий позволяет говорить, избегая субстантивации, об истории человеческого сознания, различая при этом первый период (и небольшой сегмент современного мира) – так называемое
первобытное мышление с преобладанием конкретных различий и интуитивно-номинативных идентификаций и последующие периоды, составляющие смыслообразующие и ценностные каркасы определённых эпох и культур с преобладанием абстрактных различий и дескриптивно-концептуальных идентификаций.
Именно в этом, а не в вере в существование духов и мистической связи между предметами состоит наиболее глубокое отличие
первобытного мышления от современного.
Таким образом, в своей эволюции в
первобытном мышлении понятие «качество» прошло путь от его отождествления со свойством явления до представления человека о качественной определённости явления.
Таким образом, уже в мифологии мы находим один из доминирующих образцов, символов
первобытного мышления, при помощи которого объясняется весь материальный и духовный мир.
Исследователями замечено, что древний человек жил эмпирическим настоящим временем, данное явление получило название “презентизма
первобытного мышления”…
Корни веры в священные числа: трудность для
первобытного мышления преодоления крайних (предельных) чисел древних систем счета (3, 7, 10, 12, 40, 60 и др.), мифологическое объяснение числовых соотношений в природных периодах (циклах), неумение понять законы чисел и операций над ними, числовое значение букв в древней нумерации.
Другая характеристика
первобытного мышления – синкретизм– проявляется в слитности человека и природы, в нерасчлененности материальной, религиозной и художественной сфер культуры, за которыми стоит стремление связывать разнородные явления.
Допонятийное
первобытное мышление было способно устанавливать различия, когда это было важно для выживания.
Этот шаг стал борьбой с идолопоклонством
первобытного мышления, когда люди стремились отвернуться от мистики мифологии в поисках метафизики интеллекта.
Хорошо известна нерасчлененность
первобытного мышления, выражавшаяся в том, что человек полностью растворял себя в природе, воспринимал происходящие в ней события по аналогии с собственными целенаправленными действиями.
Изучение процессов
первобытного мышления предполагает анализ мыслительных операций первобытного человека, специфики развития его речевой деятельности, но совершенно не затрагивает особенности его отношения к другому индивиду.
Там, где мы ищем вторичные причины, пытаемся найти устойчивые предшествующие моменты (антецеденты),
первобытное мышление обращает внимание исключительно на мистические причины, действие которых оно чувствует повсюду.
Их разум в каком-то смысле захвачен
первобытным мышлением или оказался в плену у такого мышления, которое заставляло их ощущать, что с ними плохо обращаются, и вести себя по отношению к предполагаемому врагу антагонистически.
Если
первобытное мышление имело дело с разрозненными явлениями, то мифология стягивает их в единую систему, где всё взаимозависимо и взаимоподчинено; это обобщённая картина мира, созданная человеком новой эпохи, поражающая масштабностью мечты и мысли, гибкостью и богатством человеческого воображения.
Отсюда вывод, что формы
первобытного мышления должны также привлекаться для объяснения генезиса сказки.
Первобытное мышление создало науку конкретного.
Стремление доминировать над соплеменниками, выделяться, привлекать к себе внимание (силой, выносливостью, интеллектуальными способностями, особенностями поведения) имело непосредственный характер и во многом, по-видимому, определялось сложным сочетанием инстинктов и формирующегося
первобытного мышления, основанного на социальном опыте.
Характерной особенностью
первобытного мышления является то, что качества, которыми оно оперирует, непосредственно входят в переживаемый субъектом опыт, а следовательно, они всегда личностно значимы.
Таким образом, в
первобытном мышлении фактически снимается проблема мотивации познавательной деятельности.
Детское и
первобытное мышление действительно могут быть соотнесены друг с другом.
Ясперс, подводя итоги своего анализа проблемы соотношения
первобытного мышления и мышления пациентов с шизофренией, указывает, что в этом плане возникают следующие вопросы: 1. являются ли шизофренические переживания источником первобытных воззрений и представлений?
Подавляющее большинство – это обыватели с практически
первобытным мышлением.
Очевидные остатки такого
первобытного мышления обнаруживаются в психологии древнееврейских пророков.
Воспоминания о действительных исторических событиях и лицах сочетаются в них и сливаются воедино с мифологическими темами и образами, порождёнными ещё
первобытным мышлением.
Важной особенностью
первобытного мышления было также синкретичное восприятие символов, т. е. слияние символа и того, что он обозначает.
Но утерянная способность воспринимать анаграммы существовала на стадии
первобытного мышления при создании и восприятии сакральных текстов; по-видимому, аналогичная судьба (постепенное забвение) постигла и другие слои затекста.
Из всего сказанного явствует, что обряды, мифы, формы
первобытного мышления и некоторые социальные институты я считаю досказочными образованиями, считаю возможным объяснить сказку через них.