Надо сказать, что исторический подход был очень широко распространён в конкретных работах по исследованию
онтогенетического развития человека.
В процессе
онтогенетического развития сознание человека проходит те же архетипические стадии, которые определяют развитие сознания человечества в целом.
Каждому периоду
онтогенетического развития ребёнка свойственны обобщённые психофизиологические особенности, педагогические подходы в решении задач формирования здоровья, образования и воспитания.
Есть периоды
онтогенетического развития, в которых организм бывает особенно… к определённого рода влияниям окружающей действительности.
У лиц с ограниченными возможностями общий ход
онтогенетического развития нарушен по всем или по большинству параметров.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: улейный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Нормативность развития следует понимать как последовательность возрастных стадий
онтогенетического развития.
Соотношение организма со средой обеспечивается функциональными системами – элементами опыта, сформированными на разных этапах фило- и
онтогенетического развития организма.
Сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека с результатами
онтогенетического развития на уровне психических процессов.
В этом смысле
онтогенетическое развитие может рассматриваться как модифицированное повторение филогенетического.
При этом сами аспекты интериоризации отражают логику
онтогенетического развития психики ребёнка (в отличие от логики актуалгенеза, согласно которой описанная последовательность проявления различных аспектов интериоризации была бы иной).
Знание феноменологии и закономерностей возрастных изменений психики ребёнка, составляющих предмет психологии развития, даёт специальной психологии, во-первых, методы изучения возрастной динамики аномального ребёнка, во-вторых, представление о нормах развития ребёнка на каждом этапе его жизни, выступающее «отправной точкой», эталоном при выявлении особенностей развития аномального ребёнка, в-третьих, характеристику механизмов
онтогенетического развития психики (или отдельных психических функций, личности) ребёнка, определяющих принципы построения психокоррекционных программ.
Суть этого принципа состоит в том, что этапы
онтогенетического развития психологического механизма мышления (шире – деятельности) запечатлеваются в этом механизме в качестве его структурных уровней и проявляются в виде ступеней решения задач.
Стадии
онтогенетического развития субъекта (от предсубъектной до угасающей субъектности) отражают естественность угасания и реорганизации не только биологических, анатомических, но и психологических свойств и процессов личности.
Параметры эмоций на протяжении
онтогенетического развития свидетельствуют о той или иной степени выраженности расстройств психики, причём как «видимой», так и «невидимой» её части.
Так, по мере
онтогенетического развития восприятие ребёнка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением.
Вопрос о роли средового компонента в
онтогенетическом развитии альтруистических эмоций разрешим значительно труднее.
Таков путь человека, и в плане индивидуального
онтогенетического развития и в плане филогенеза, развития рода человеческого.
Первым и, пожалуй, центральным конструктом, задающим видение
онтогенетического развития ребёнка, а следовательно, целей его обучения, воспитания и коррекции, является социализация.
Современные определения защитных механизмов характеризует их как продукты
онтогенетического развития и научения; как специфические средства, в том числе и социальной адаптации, предназначенные «для совладения с эмоциями различной модальности в тех случаях, когда опыт индивида сигнализирует ему о вероятных негативных последствиях их переживания и непосредственного выражения» (Романова, Гребенников, 1996, с. 35).
Использование категории «субъект», субъектной парадигмы в целом позволяет осуществлять достаточно высокий уровень обобщения того материала, который характеризует
онтогенетическое развитие психического, объединяя данные совершенно различных личностных теорий и различных возрастных периодизаций в психологии развития.
Она предполагает, что рассмотрение индивидуальных различий может быть продуктивным в соотнесении с динамикой
онтогенетического развития, а также с процессами функционирования мышления.
Если учесть, что одновременность
онтогенетического развития различных функций является одним из основных положений теории стадий, то легко понять, насколько сильным разрушительным действием обладает декаляж.
Конечно же, здесь речь идёт о принципиальном положении вещей, когда
онтогенетическое развитие сознания индивидуума соответствует его возможностям: как по возрасту, так и по первоначально приобретённому багажу.
Кроме того, к эволюционным изменениям относятся лишь те, которые порождают новые качества, т. е. ранее не воплощавшиеся в эмпирическом мире, выходящие за пределы исходной формы, иными словами, те изменения, которые превосходят границы флуктуационных амплитуд для того или иного конфигуративного паттерна (например, простое
онтогенетическое развитие организма эволюцией также не является).
Это справедливо и в отношении описания «речи» на разных срезах
онтогенетического развития, в клинико-экспериментальном исследовании, в нейропсихологии нормативных индивидуальных различий.
Организм является элементарным объектом естественного отбора (отсюда выражение «отбор идёт по фенотипам»), в процессе которого преобразуется
онтогенетическое развитие и создаётся необозримое фенотипическое разнообразие отдельных людей (фенотипический полиморфизм).
Однако, несмотря на это, современная нейропсихологическая наука не только не утратила значения, но и существенно расширила свои возможности при мониторинге
онтогенетического развития или инволюции психоневрологических функций, а также при контроле динамики состояния пациента в процессе прогрессирования неврологического заболевания или при успешном его лечении.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, в ходе спонтанного развития состояние речи ребёнка не остаётся неизменным, но оно резко отличается от
онтогенетического развития нормально говорящих детей по количественным и качественным показателям.
Психика индивидуума на заре
онтогенетического развития, на заре формирования личности, – когда приходит время считывания подобных конструктов из окружающей социальной среды, – одни из них берёт себе на вооружение, а другие отвергает как несвойственные для себя.
Чем умнее человек (уровень развития его сущностной части души), тем более дифференцированно при соответствующем
онтогенетическом развитии, более тонко он сможет постигать явления мира.
Такой уровень развития личности, конечно, достижим или сопоставим с определённым этапом
онтогенетического развития личности, который можно отнести к оптимуму.
Способность подчинять своё поведение всё более отдалённым целям, превращение этих целей в реальные, регулирующие текущее поведение, – это не только закономерность
онтогенетического развития человека, но и критерий его нравственной зрелости.
Многие психологи указывают на расширение временно́й зоны побуждений как на важнейшую перспективную линию
онтогенетического развития личности.
Филогенетическое и
онтогенетическое развитие нервной системы – не только обязательное условие формирования высшей нервной деятельности, но и обязательное условие нормального функционирования многоклеточного организма.
В период эмбрионального развития плод в ускоренном темпе проходит через все эволюционные стадии от одноклеточного организма до полноценного человеческого существа и, таким образом,
онтогенетическое развитие повторяет филогенетическое.
Особый интерес представляет детская речь – этап
онтогенетического развития речи в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 8–9 лет).
Да, это многофакторные и многоуровневые процессы временного оформления
онтогенетического развития, но это одновременно не означает, что есть специализированный механизм, который отвечает за старение.
Они формируются у ребёнка в процессе
онтогенетического развития в общении со взрослым.
Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и
онтогенетического развития человека.
Точнее сказать, в нарушениях развития его личности на тех или иных этапах
онтогенетического развития.
Психолингвистические закономерности усвоения языка в
онтогенетическом развитии ребёнка.
Весь процесс
онтогенетического развития ребёнка подчинён логике и задачам социализации, т. е. сама социализация рассматривается как процесс и результат развития личности.
Сензитивный период развития– период
онтогенетического развития, в который развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определённого рода влияниям окружающей среды; время особенно быстрого и эффективного становления определённых психологических свойств и качеств.
Проблема профессионального самоопределения личности в отечественной психологической науке исследуется в связи с
онтогенетическим развитием человека, его личностными качествами, местом и ролью способностей и интересов в формировании субъекта труда, проблемой жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, становлением профессионального сознания и самосознания в рамках различных школ и направлений.
Излагаемая в этой книге структурно-динамическая теория описывает процессы, в которых индивидуальные различия интеллекта возникают в ходе
онтогенетического развития.
Ещё не выяснены механизмы формирования артериальной гипертензии и закономерности развития её на этапах
онтогенетического развития человека.
Известно, что дефекты сенсорного развития (при периферической слепоте, глухоте и слепоглухоте), резко ограничивающие функциональные возможности, не только препятствуют образованию сложных перцептивных систем, но и задерживают нормальный ход
онтогенетического развития.
Анализируя процесс
онтогенетического развития ребёнка, он полагал, что на каком-то этапе этого процесса мышление и речь, развиваясь вначале как отдельные психические функции, встречаются и совпадают.
Согласно этому принципу, этапы
онтогенетического развития психологического механизма мышления (шире – деятельности) запечатлеваются в этом механизме в качестве его структурных уровней и проявляются в виде ступеней решения задач.