Научная теория – высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой
области действительности.
Однако при этом проникновении в новую
область действительности некоторые основные формы мышления остаются неизменными.
Объектом наукивыступает
область действительности, совокупность реальных явлений и процессов, на изучение и обоснование которых направлена данная отрасль научных знаний.
Предлагаемая система выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития ребёнка, деятельностном подходе и интегративных принципах организации освоения содержания, которые, с одной стороны, взаимообогащают восприятие содержания различных
областей действительности, а с другой – не нарушают их собственной внутренней логики.
Такое содержание включает в себя и факты разных
областей действительности, и способы решения проблем, и способы и средства разных видов деятельности, и способы общения, и набор важных личностных качеств (активности, творческости, ответственности, отзывчивости и др.).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: биоэкономика — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Специальная психология как прикладная отрасль позволяет применить общие теоретические положения культурно-исторической теории и теории деятельности в конкретной
области действительности и является основанием для проверки истинности этих теоретических посылок.
Последние подвижны, гибки, поскольку происходит развитие как исследуемой
области действительности, так и самого изучаемого предмета.
Можно сказать проще: предмет науки – как бы очки, сквозь которые исследователь смотрит на действительность, выделяя в ней определённые стороны в свете задачи, которая перед ним стоит, и, используя понятия, свойственные данной научной дисциплине для описания
области действительности, избранной в качестве объекта изучения.
Полное, всестороннее обнаружение свойств определённой
области действительности обеспечивается знанием всех фактов, относящихся к ней, а также степенью эрудиции профессионала.
Иногда фиксируется просто тот факт, что законы диалектики действуют и в такой специфической
области действительности, как познание, что им подчиняются такие особые явления, как мышление, суждения, умозаключения, теории и т. д.
По первому у философии есть своя собственная
область действительности, на которую не заявляет претензии ни одна из других наук; в разделении наук она представляется, согласно с этим, как отдельная наука, координированная с остальными.
Если же, наоборот, гипотезе не удастся согласовать между собой все имеющиеся в какой-либо
области действительности факты и связать их в единую картину, то она будет отброшена и заменена новой гипотезой.
Первобытное мышление, находясь в неразрывной связи с языком, было уже невозможно без обобщений, без стремления во всём найти такие закономерности, которым подчиняются как те или иные частные явления, так и более широкие и более удалённые от человека
области действительности.
Суть знакового идеала-репрезентанта заключается в максимальной возможности экстраполировать полученные в ходе взаимодействия с эталонным предметом знания о нём на более широкую
область действительности, которая в реальности может быть не доступна для непосредственного восприятия органами чувств человека или представляет собой духовную реальность.
Для создания образовательного продукта ученику предлагается изучить
область действительности, исходя из личных особенностей, и только затем сопоставить полученный результат с достижением человечества по данной теме – культурно-историческим аналогом.
Что же необходимо для того, чтобы определённая
область действительности оформилась как наука?
Научная теория – наиболее развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой
области действительности.
Это происходит благодаря тому, что формально-количественные аспекты присущи всем без исключения
областям действительности.
Таксономия (от греч. táxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) представляет собой теорию классификации и систематизации сложноорганизованных
областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.
Такой же иллюзии предаётся тот, кто ожидает, что в высших
областях действительность предстанет ему в совершенно таком же виде, как и в чувственном мире.
Выше мы уже указывали, что частная криминалистическая теория представляет собой высшую степень рационального познания, особый вид организации научного знания, позволяющий создать целостное концептуальное представление о закономерностях и связях в определённой предметной
области действительности.
Эти методы отличаются от методов конкретных наук тем, что должны давать ключ к пониманию не каких-то отдельных
областей действительности, а к пониманию мира в целом как совокупности разнообразных, в нашем случае эмпирически проверяемых процессов.
Для удобства изложения материала и пользования им, мы систематизировали его по основным
областям действительности и дали им соответствующие наименования.
Мы рассмотрели три взаимосвязанные
области действительности, но теперь следует признать, что они были выделены не столько по реальным основаниям, сколько по методологическим соображениям.
Каждая наука имеет свой предмет, т. е. изучает определённую
область действительности.
К тому же на таком пути теоретика постоянно подстерегает опасность сведения диалектики к «сумме примеров», взятых из различных
областей действительности, в том числе и из сферы познания.
Такое содержание включает в себя и факты из разных
областей действительности, и способы решения проблем, и способы и средства разных видов детской деятельности, и способы общения, формирование ряда важных личностных качеств (любознательности, активности, творчества, отзывчивости, ответственности и др.).
Это как очки, сквозь которые мы смотрим на мир, выделяя в нём определённые элементы в зависимости от задачи, которую мы ставим, используя понятия, свойственные нашей науке, для описания
области действительности, или, иными словами, объекта изучения.
Теория в более узком и специальном смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой
области действительности – объекта данной теории.
Потому что если конкретная область знания соответствует задачам изучения какой-либо конкретной
области действительности (в географии – земная природа, в биологии – жизнь, в химии – молекулярные процессы, в физике – материальные взаимодействия, в математике – числовые закономерности), то философия изучает настолько разные по своей сущности сферы действительности, что локализовать их в один конкретный предмет непосредственного изучения невозможно.
Являясь «системой правил (требований), сформулированных на основе знания закономерностей исследуемой
области действительности и ориентирующих человека в его познавательной деятельности», гносеология выполняет роль метода (методологии) познания и тем самым ориентирует следователей, прокуроров и судей на выбор правильных, наиболее эффективных путей, средств и способов установления по каждому уголовному делу истины.
Система выстроена на постепенно усложняющихся задачах развития ребёнка, деятельностном подходе и интегративных принципах организации освоения содержания, которые, с одной стороны, взаимообогащают целостность восприятия содержания различных
областей действительности, а с другой – не нарушают их собственной внутренней логики.
В. А. Кувакин, доктор философских наук: «Лженаука – это теоретическая конструкция, содержание которой, как удаётся установить в ходе независимой научной экспертизы, не соответствует ни нормам научного знания, ни какой-либо
области действительности, а её предмет либо не существует в принципе, либо существенно сфальсифицирован».
Это расширение, как и закономерная дифференциация наук, свидетельствует не только о более глубоком проникновении научной мысли в сущность изучаемых ею явлений, о выявлении в них новых граней, свойств и механизмов функционирования, что требует и соответствующих понятийных (словесных) обозначений, но и о включении в предмет исследования науки всё новых
областей действительности, выдвигаемых не только практикой жизни, но и достижениями и новаторскими идеями в смежных областях знания с присущими им системами понятий.
Первобытное разумное мышление, находясь в неразрывной связи с языком, было уже невозможно без обобщений, без стремления во всём найти такие объективные закономерности, которым подчиняются как те или иные частные явления, так и более широкие и более удалённые от человека
области действительности.
Он снимал на одну и ту же плёнку сюжеты из совершенно разных
областей действительности, разных по времени суток, по географии, по сюжетам в пространстве и др.
Теория – наиболее развития форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой
области действительности.
Всякое мышление исходит из понятий средней общности и развивается из них по двум направлениям, с одной стороны оно стремится к понятиям всё высшей абстрактности, обнимающих всё большую совокупность вещей и в силу этого охватывающих всё шире и шире
область действительности, с другой стороны, оно направляется к пункту пресечения понятий, – к конкретному единичному комплексу, к индивидууму к тому, чего мы, в сфере нашего мышления, в состоянии достигнуть только путём бесконечного числа ограничивающих определений, путём присоединения к высшему, общему понятию «вещи» или «чего-то» бесчисленного количества специфических, дифференцированных моментов.
Мы видели, что главный недостаток эмпиризма состоит в дробности его познавания – недостаток, вследствие которого он не способен возвыситься до всеобщей и единой истины: он не может обнять всё бесконечное многоразличие действительного мира; кроме этого, возвысившись до множества относительно всеобщих законов, принадлежащих к различным
областям действительности, он не в силах понять их необходимого, разумного единства и должен ограничиться их внешнею классификациею, потому что не может вывести их из необходимого развития и обособления единого, абсолютного начала; такой вывод не может быть основан на фактах, потому что факты дают частному закону только то значение, которое он имеет в отношении к ним, так что вне этого отношения к фактам закон теряет для них всякое значение; происшедши из опытного наблюдения, он для нас ещё не имеет значения независимой, в самой себе определённой и понятной мысли.