Я считаю, что приобретение навыка грамотного чтения
нотного текста настолько важно для начинающего музыканта, что не боюсь уделять развитию этого навыка довольно много времени именно на начальном этапе обучения.
Так или иначе, с появлением
нотного текста открывается возможность осуществлять над ним разнообразные интеллектуальные процедуры, вплоть до превращения записанной музыки в систему экстрамузыкальных символов.
Я же предлагаю вместо этого особый способ преобразования визуальных образов, из которых состоит
нотный текст, в музыкальные звуки.
Наверняка вы когда-нибудь задавались вопросом: почему дети, даже закончившие музыкальное школу, не умеют и не любят играть с листа произведения, не могут с лёгкостью прочесть
нотный текст?
В процессе адаптации автор стремился к такому изложению музыкального произведения, при котором приходили в равновесие и техническая, с точки зрения доступности, и художественная, с точки зрения красоты звучания, и логическая, с точки зрения формы, и зрительная как момент быстрого и точного восприятия
нотного текста, составляющие музыкального произведения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: интерсубъективный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Секрет прост: музыкант, конечно же, не запоминает эти многие тысячи знаков
нотного текста наподобие математической последовательности.
Так зарождается
нотный текст.
Здесь же мне предстояла работа совершенно необычная – выучить огромное количество
нотного текста так, как будто я это играл в оркестре много лет!
Зато на полях
нотного текста все партии изобиловали историями, происшедшими на разных спектаклях, начиная с 60-70-х годов XIX века!
Музыкальную интерпретацию музыковеды называют результатом взаимодействия
нотного текста, исполнительских традиций и творческой воли исполнителя.
Долгое время музыка разделяла печальную судьбу всей природы, порабощаемой и уничтожаемой человеком, ибо сочинять музыку с помощью
нотного текста в конечном итоге столь же противоестественно, как покорять природу.
Так что старые
нотные тексты, записанные цифрами, которые отец спас, принеся их из разрушенной синагоги, пришлись весьма кстати.
Количество
нотного текста вырастает в разы, музыкальные события мелькают с бешеной скоростью, преследует банальная остинатность, а уж если хочется добавить настоящего драйва, а не зависнуть в минималистической нирване, приходится включаться на полную, накачивать энергию.
Слуховые представления у музыканта хорошо иллюстрируют «сплав» музыкальных образов со зрительными образами
нотного текста («слышание» нот, трансформация музыки в ноты) [315], другие ассоциации.
Сама не выучит
нотный текст, а обвиняет своего преподавателя по специальности.
Но новичкам с самого начала приходится по многу раз повторять одни и те же кусочки
нотного текста, учить наизусть и опять проигрывать одни и те же пьесы и гаммы.
Умение «наполнять музыку смыслом» – не более чем способность технически безукоризненно, со всеми паузами, вовремя замедлив или ускорив, усилив или ослабив звучание, проиграть
нотный текст.
Вдобавок ко всему я не знал ни одного музыкального произведения в оригинале – всё подбиралось по слуху и, наверное, с некоторыми отступлениями от
нотного текста подлинника.
Позже, в музыкальном училище, я стала понимать, что здесь что-то не так – что-то не так с этими странными
нотными текстами, видимо, мне просто надо было до них дозреть.
Дирижируя рукой – как учили, – она весело, но слишком громко стала выводить голосом первые такты
нотного текста, широко открывая рот и раскачиваясь.
– Но со временем я выучил ноты, нотную грамоту, стал разбираться в нюансах
нотного текста.
По ночам мне снилась музыка, как я играю, мои ошибки и провалы в памяти, незнание
нотного текста.
Если снилось, что играю музыкальное произведение композитора, причём днём я прекрасно помнила его наизусть, то во сне на середине забывала
нотный текст и т. д.
Страшно трудный
нотный текст.
Чтобы себя переключить она проигрывала в голове любимую фортепьянную пьесу, старательно вспоминая
нотный текст.
Но давайте скажем честно: музыканты-профессионалы с лёгкостью читают
нотный текст только благодаря многочасовым тренировкам, наработанному большому опыту игры и чтения с листа.
Уверена, эта книга полностью изменит ваше представление о чтении
нотного текста, а благодаря моей методике обучения сам процесс разучивания фортепианных произведений не только перестанет быть мучительным, но и доставит удовольствие начинающему пианисту.
В любом музыкальном произведении меня интересовало исключительно то, чем оно, это произведение, закончится, поэтому ещё со школьных времён я предпочитала читать
нотные тексты с листа, а не отрабатывать программу.