Всю историю
новейшей философии можно конструировать как постоянную попытку выйти за пределы этой противоположности.
Тому, кто немного знаком с философией – в особенности
новейшей философией – большинство этих названий будут знакомы.
Моя задача состояла лишь в том, чтобы указать их причину в исторически данном положении
новейшей философии.
Философия старается теперь побороть эту противоположность изнутри; она всюду старается – и это, можно сказать, есть движущий момент во всём развитии
новейшей философии – сделать религиозное миросозерцание и научное объяснение природы совместимыми друг с другом.
Вокруг этого противопоставления вращается интерес
новейшей философии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: разбросной — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Некоторые друзья трансцендентального идеализма, или системы наукоучения, дали этой системе название
новейшей философии.
Однако это направление, принятое познанием и представляющееся потерей и шагом назад, имеет более глубокое основание, на котором вообще покоится возведение разума в более высокий дух
новейшей философии.
Мы должны здесь, во-вторых, ещё раз подчеркнуть, что мы не должны бояться высказать то, что лежит в природе вещей, а именно высказать, что идея как она понимается и изображается в
новейшей философии является наиболее развитой, наиболее богатой, наиболее глубокой.
Новейшая философия религии обнаруживает несомненную наклонность построить религиозное миросозерцание без помощи каких-либо супранатуралистических воззрений и даже устранив их, как совершенно побочный мифологический элемент.
Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности
новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию. 1801.
Последнее, однако, было указано (§296, 3) как задача
новейшей философии; поэтому они значительно приблизили её к решению.
Тогда основным вопросом
новейшей философии должен стать вопрос невозможности несуществования, на основе которого аксиоматически существует сущее в процессе существования.
Роль гносеологии в последних плодах
новейшей философии свелась к функциям лакейским и полицейским.
Кант первый положил прочные начала
новейшей философии и дал ей наукообразную форму.
Новейшая философия достойно продолжила традицию этих творческих исканий.
Литература есть то, что старается разрешить
новейшая философия, – тождество разумной мысли с личною самостоятельностью.
То, что его не признает, точно так же лежит вне собственного развитая
новейшей философии.
Именно он давал ей читать труды
новейшей философии, которые её так увлекали.
Современная или
новейшая философия включает в себя ряд переломов и направлений развития науки.
Оно (это сообщение) необходимо в такое время, когда необразованная публика слишком охотно последовала этому приглашению и ни за что не хочет отказаться от того мнения, будто философствование даётся так же без труда, как еда и питьё, и что в философских предметах всякий имеет право голоса, кто только вообще обладает голосом; в такое время, когда это мнение только что причинило большой вред и когда о философских положениях и выражениях, которые могут быть поняты и оценены лишь в научной философской системе, было предоставлено судить необразованному рассудку и неразумию, благодаря чему репутации философии был нанесён немалый ущерб; в такое время, когда даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдётся и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия, а другие, которые, по-видимому, знают, что она такое, начинают жалобно ныть, что философия – это-де только философия; в такое время, когда даже самые основательные между современными рецензентами полагают, что наносят
новейшей философии немалое бесчестие, когда уверяют, что она, мол, слишком абстрактна для того, чтобы стать когда-либо всеобщим способом мышления.
Относительно
новейшей философии здесь следует только иметь в виду и помнить, что она ни в какой мере не отрицает за обыкновенным человеческим рассудком права судить об этих предметах, но что она, наоборот, признает за ним это право, как мне кажется, в гораздо более сильной степени, чем какая-либо из предшествующих философий; но она за ним признает это право лишь в его сфере и в его собственной области, но ни в коем случае не в области философски-научной,в области, которая совершенно не существует для обыкновенного рассудка, как такового.
Мы живём, следовательно, в сфере ощущений лишь зависимых от мозга, но лежащих вне нас; таким образом, необходимо признавать реальность тех самых ощущений, которые
новейшая философия подвергает анализу.
Но содержащееся в них мастерское и яркое изложение того, что сделано
новейшей философией для лучших религиозных убеждений и философии о религии, усилило моё желание точно познакомиться с истинным значением и всем объёмом критической философии и направило моё внимание на новейший труд (3) этого писателя, который превозносится выше всех моих похвал и которого сам гений мировой мудрости, кажется, призвал на защиту прав, требований и достоинства этой науки.
Очевидно, что первые видели в истории
новейшей философии скорее незначительную с точки зрения временного расширения часть, вторые – единственную цель, ради которой существует целое.
Средние века пройдены в «сапогах о семи лигах»; хотя
новейшая философия занимает гораздо больше страниц, именно ей уделено самое беглое внимание.
Ведь его разделение формальных и реальных наук разделяет форму и содержание, то есть мышление и бытие, единства которых придерживается
новейшая философия, согласно которой наше мышление есть творческая рефлексия.
История
новейшей философии также чуть не на каждой странице своей повествует о борьбе как внутренней так и внешней.
Парадоксальный и странный свет, в котором не освоившимся со спекулятивным мышлением представляются многие положения
новейшей философии, часто зависит от формы простого суждения, когда она применяется для выражения спекулятивных выводов.
Однако этот оборот, принятый познанием и представляющийся потерей и шагом назад, имеет более глубокое основание, на котором вообще покоится возведение разума в высший дух
новейшей философии.