Царизм выступал в качестве палача и мучителя
нерусских народов.
Сталин свернул все ранние большевистские антиимпериалистические усилия по продвижению представителей
нерусских народов периферии на влиятельные позиции, особенно в их родных регионах, и начал так называемую политику «коренизации».
Избрать депутатов предписывалось от дворян, городов, государственных крестьян, однодворцев, казаков,
нерусских народов империи.
Потому, дескать, что отечественная история шла не тем путём, каким ей следовало идти, что включение
нерусских народов в русло единой государственности было абсолютным злом, и по другим, – столь же революционным, сколько и абсурдным основаниям.
На этом завершилась длившаяся много десятилетий вялотекущая эпопея с привлечением
нерусских народов империи к военной службе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пластинный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Исчезал язык
нерусских народов, а вместе с ним и предания, легенды, мифы этих народов.
Вместо русификации
нерусских народов глава верховной власти великой разноплемённой империи должен был бы прилагать все усилия для сплочения и единения всей страны.
Военные формирования вермахта из числа
нерусских народов достигли к концу войны до 700 тыс. чел.
Таким образом, национальные воинские части канализировали патриотическую энергию
нерусских народов, легализовали национально-освободительную борьбу, которая прежде велась своими силами и партизанскими методами.
В итоге выстраивается такая иерархия стереотипов, когда к доминирующей дихотомии массового сознания
нерусских народов – «мы – народ» отличаемся от «них – русских» – внезапно добавляется ощущение – «мы – особый народ» отличаемся от «них – обычных народов».
Украинский историк пишет: «Внутренний ход событий показал, что, несмотря на поддержку национально-культурного развития
нерусских народов, именно в национальных регионах социально-экономические кампании большевистского руководства, особенно коллективизация, проходили с наибольшими осложнениями».
Воздействие его было очень сильным, он разрушал этническое самосознание русского народа («народ-угнетатель»!), порождал комплекс вины, обладающий разъедающим эффектом для национального сознания, и подпитывал сепаратистские настроения в элите
нерусских народов.
В обмен на отказ от отделения от советского государства оно обещало каждому
нерусскому народу режим, который был бы «национальным по форме, социалистическим по содержанию».
Кто же другой мог быть оплотом деникинско-колчаковской контрреволюции, как не исконное орудие русского империализма, пользующееся привилегиями и организованное в военное сословие – казачество, издавна эксплуатирующее
нерусские народы на окраинах?
Напротив, либералы активно ратовали за эту меру – не без оснований полагая, что лишь таким путём удастся предотвратить переход
нерусских народов в лагерь леворадикальной оппозиции4.
Казачество проявляет негативное отношение практически ко всем официальным политическим руководителям и лидерам национальных движений, политическим устремлениям
нерусских народов.
Практически все
нерусские народы получи формальные признаки «гражданских наций» – язык, национально-государственную территорию, систему национальной печати, театров и т.д.
Школа для
нерусских народов своеобразно преломляла в себе процессы имперского строительства и нередко становилась эпицентром межконфессионального соперничества.
Русская имперская экспансия, теперь понимавшаяся в основном как совокупность оборонительных операций или же попыток защитить нерусских соседей от внешних врагов или от междоусобных конфликтов, стала расцениваться как позитивное и прогрессивное явление; соответственно сопротивление
нерусских народов русскому режиму вначале подверглось безоговорочному осуждению, а затем его одобряли лишь при условии, что в акциях сопротивления неоспоримо присутствовал «социальный аспект» или же в них принимали участие социальные низы.
Российское законодательство даже теоретически обосновывало неравноправное положение
нерусских народов, в юридической форме зафиксировав гегемонию русских в многонациональной империи.
Для этого одних «бунтарей» того или другого
нерусского народа отправляли на вечный покой, другим выдавали путёвки в северные широты валить лес.
Именно для этого упорно продвигается идея воспитания в
нерусских народах российской, то есть русской, идентичности.
Государство на короткий момент (1941–1943) демонстрирует благожелательность к пропаганде истории
нерусских народов.
– Большевики раздули национальные чаяния
нерусских народов до абсурдных размеров, чтобы расшатать предыдущий строй.
Разительные расхождения между магическими практиками, приписываемыми русским христианам и представителям нехристианских,
нерусских народов подчёркивают то, до какой степени русская магия опиралась на собственные традиции, а не на сибирский или лапландский шаманизм.
Важным с точки зрения политической оценки участия представителей
нерусских народов в военных действиях стало обнаружение и введение в научный оборот материалов относящейся к осени и зиме 1942 г. острой дискуссии между высшим командным составом и представителями высших органов власти и властей закавказских союзных республик по поводу боевых качеств национальных формирований.
Это вызвано обострением этнического сознания
нерусских народов при том, что такого обострения в среде русских не наблюдается.
Естественно, что прочное и органичное включение
нерусских народов в систему российской государственности отставало от темпов её территориального расширения.
Новокрещёнами назывались представители
нерусских народов, принявшие православие.