Существует методология и науковедение, вскрывающие принципы построения науки, которым она должна отвечать с точки зрения того или иного этапа и уровня развития
научной рефлексии.
Не проходят незамеченными психологическим сообществом глубокие исследования, в которых на разнообразном эмпирическом материале делается попытка
научной рефлексии тех или иных аспектов вышеназванных феноменов.
Мы убеждены, что
научная рефлексия неудач и успехов, образцами которой служат предшествующие коллективные работы коллег, – это оптимальный формат, в котором социогуманитарное знание может внести свой вклад в общее дело.
Сама его величина превосходно показывает, насколько востребованна в наше время искренность в качестве темы
научной рефлексии.
Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом
научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: брюховина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Такое употребление категорий, которое в прежнее время называлось естественной логикой, носит бессознательный характер; а если
научная рефлексия отводит им в духе роль служебных средств, то она этим превращает вообще мышление в нечто подчинённое другим духовным определениям.
Показательно, что именно те исследователи, которые обратили внимание на блошиные рынки как достойный объект
научной рефлексии историка, практикуют историю вещей как важный подход к познанию прошлого – правда, как всегда немного не успевают за литературно-художественными экспериментами в анализе советского прошлого.
Сложившаяся ситуация требует глубокой
научной рефлексии: выявления особенностей развития экономического правосознания населения и его отношения к коррупции, выделения социально-психологических факторов и условий совершения коррупционных преступлений и разработки социально-психологических технологий профилактики коррупции и формирования антикоррупционного сознания общества.
Но вместе с тем
научная рефлексия всегда явно или опосредованно связана с жизнью.
Итак, понимание субъективности информации, того, что она существует только при «наличии» воспринимающего её (сканирующего) субъекта, понимание того, что для человека мир таков, каким он его видит, широкое распространение в науке сегодня антропного принципа – эти итоги
научной рефлексии свидетельствуют об истинности богословского утверждения: мир антропоцентричен, мир создан для человека.
Это присвоение науки искусством, мешающее научному развитию, облегчается и самими обстоятельствами, которые обуславливают пробуждение
научной рефлексии.
Таким образом, категория политического пространства утвердилась в политической науке и международных исследованиях как результат
научной рефлексии трансформации «классических» политических структур – национального государства и международной системы (в «каноническом» реалистском понимании – как анархичной структуры распределения материальных возможностей между государствами-нациями).
Требуют хотя бы активной
научной рефлексии со стороны башкирской интеллигенции.
И отсутствие понятия «система отрасли конституционного права», скажем, в науке дореволюционного государственного права вовсе не означает отсутствия как самого феномена системы названной отрасли, так и определённой
научной рефлексии на сей предмет.
Мифогенность этих событий биографической легенды связана с их способностью генерировать новые трактовки, как в художественных, так и в научных (и околонаучных) сферах, что свидетельствует о том, что пушкинский миф не только не рушится с уходом тоталитарной эпохи, но, напротив, активно участвует в современном национальном самоопределении, нуждаясь в пристальной
научной рефлексии.
Причина столь удручающего инфантилизма заключается в том, что длительное пребывание в состоянии национальной “свядомасці” становится неодолимым препятствием для усвоения навыков
научной рефлексии, необходимой для профессионального становления исследователей в области гуманитарного знания.
Появление идеологии в процессе развития
научной рефлексии можно рассматривать как этап созревания самой науки, обнаружившей сущностное различие общественных и природных явлений.
Нацеленная на познание жизненного мира
научная рефлексия выходит на новый уровень своего развёртывания: над предметным знанием надстраивается коммуникативная рефлексия, которая вплетается в процесс формирования общественных отношений и конституирования социального организма.
Идеология
научной рефлексии не сильно отличается от ценностной рефлексии повседневной культуры.
Прекрасно вписавшись в нынешние реалии, шаманизм уже перестал рассматриваться в качестве «пережитка» и требует новых
научных рефлексий в свой адрес.
Но в области юриспруденции и этики
научная рефлексия в своей работе непосредственно столкнулась с логическим своеобразием таких пропозиций, в прояснении которого она имеет принципиальный интерес.
История русских понятий, феноменов русского духа как объект
научной рефлексии немецкого слависта органично соединила философию и культуру, общественную мысль и литературу.
Но сами эти связи по-прежнему не являются предметом
научной рефлексии.
Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления духовных сил человечества, чтобы они стали предметом
научной рефлексии.
Они укладываются в лексике нашего общественного сознания в (англоязычное) понятие “человеческий фактор” без попытки
научной рефлексии и анализа внутреннего содержания этого понятия.
Такое применение категорий, которое в прежнее время называлось естественной логикой, носит бессознательный характер; и если
научная рефлексия отводит им в духе роль служебных средств, то этим мышление превращается вообще в нечто подчинённое другим духовным определениям.
Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по – прежнему не являются предметом
научной рефлексии…