В современном
мире ислам – вторая по числу последователей мировая религия.
Пришло время окинуть взглядом другую часть обитаемого мира, а именно ту, которую принято называть
миром ислама.
Это было тем более непостижимо для современников, что в последние десятилетия, после долгого относительного затишья,
мир ислама вновь перешёл в наступление.
В XI веке драматическое событие способствовало дальнейшему изменению
мира ислама – приход турок.
Для окружающего
мира ислам значим преимущественно этими своими проявлениями.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: кольматация — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Несчастия сближают, и раздробленный
мир ислама опять начинает чувствовать себя единым.
Подобное долголетие, вероятнее всего, объясняется тем, что оба этих ордена возникли именно как странноприимные братства и лишь позднее, в силу суровой реальности существования на границе враждебного
мира ислама, вынуждены были взять на себя и военные функции.
Конечно, силы зла, скрывающиеся в недоразвитом
мире ислама, попытаются подорвать это новое завоевание демократии, но им мы ответим безжалостной войной, даже если «Союзники» могут расходиться во взглядах на средства, которые в этой войне следует задействовать.
Перечисленные три фактора объясняют, почему третья волна демократизации добралась в том числе и до тех районов планеты (за исключением
мира ислама), которые не располагали ни соответствующим историческим опытом, ни живыми традициями демократического и гражданского свойства.
Во многих частях мусульманского
мира ислам стал идейной основой новых политических массовых организаций.
Новый крестовый поход – это борьба против османов, против чуждого культурного и религиозного
мира ислама, который угрожал уничтожением христианскому миру.
Мир ислама соткан из бесчисленных голосов муэдзинов, переплетающихся в пространстве между минаретами.
Помимо этого, в делах халифата с X века всё более и более заметную роль начинают играть тюркоязычные, но уже втянутые в
мир ислама племена огузов или сельджуков.
При всех своих бесчисленных ценностно-мировоззренческих, методологических, методических, концептуальных и прочих изъянах позитивизм был для интенсивно складывавшейся во второй половине XIX в. европейской исламистики в общем-то благодатным приобретением8, хотя бы потому, что, возводя в культ методологию естествознания, стимулировал и, главное, обосновывал атаки на те в высшей степени тенденциозные интерпретации
мира ислама, которые в изобилии создавали как христианско-миссионерские его обличители, так и мусульманская и промусульманская апологетика.
Конечно, и в
мире ислама философия знала тяжёлые времена, однако сложности были другими, чем в христианстве.
Но нас всё же более интересует «политический аспект», анализ которого позволит отчётливей доказать, что в сознании русской интеллектуальной элиты середины XVIII в. образно-концептуальная модель
мира ислама выступала как многомерное отображение разных его реалий, описанных (или, скорее, пытающихся быть описанными) разными перцептивными, символическими и вербальными языками.
Им удалось подхватить знамя «священной войны» из слабеющих рук аййубидской династии и увлечь
мир ислама вслед за собой.
В наши дни
мир ислама не отмечает эту знаменательную дату.
В наши дни, когда активизация радикальных сил, отождествляемых с исламским фундаментализмом, ратующим за возрождение средневекового правопорядка, вышла на передний план, создаётся впечатление, что
миру ислама чужды идеи новаторства.
Последнее создаёт в
мире ислама массовку для псевдоисламских фундаменталистов-радикалов.
Мир ислама распространяется на 30 млн кв. км.
Несколько предварительных замечаний о семантике арабской письменности и её значении в культуре
мира ислама помогут оценить сложение творческого метода более отчётливо.
–
Мир ислама ассоциируется сегодня у обычного человека, как правило, с агрессией, терроризмом, фанатизмом и т.п.
Общечеловеческий интерес представляет также тот момент, что с самого начала
мир ислама стремится построить справедливое, социально защищённое общество.
В
мире ислама прослойка ходжей занимает заметное место.
Эти потери низвели мировую державу «к региональному восточно-средиземноморскому государству», чьё будущее теперь напрямую зависело от того, был ли расколот или консолидирован
мир ислама.
Вторжение в закрытый
мир ислама небезопасно, тем более, когда оно касается такой сакральной темы.
Помимо всего прочего, выяснилось, что в
мире ислама иудеи и христиане платили налоги, а мусульмане – нет.
Соседство, соперничество и торговля с
миром ислама создали уникальную систему взаимоотношений, сформировав евроазиатскую цивилизацию, в равной мере отличающуюся от обоих её источников.
Несмотря на это, было бы преувеличением сказать, что сегодня мы хорошо знаем и понимаем
мир ислама.
Наконец, пятая и последняя глава представляет собой краткий экскурс в современный
мир ислама.