Публичные молитвы по—латыни, посты,
культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
Попытки понять механизм, по которому тем или иным святым делегируются определённые функции, занимают значительную часть всей литературы, посвящённой народному
культу святых.
Популярность
культа святых как политеистической религии способствует и возникновению новых имён и персонажей, не почитаемых официально как святые.
К нему постепенно присоединялись и церковные власти, прежде всего местные, затем иногда и центральные, соответственно с тем, как широко распространялся
культ святого.
Последние две работы косвенно затронули ещё один важный аспект народного
культа святых – существование в народной культуре квазисвятых, вымышленных, но почитаемых как святые.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: иноприродный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Одновременно он делает замечания о связи
культа святого с более древними обрядами, о пути развития этого культа, а также ряд крайне важных попутных замечаний о параллелизме, родстве или даже тождестве св.
Третья глава рассказывает о современном
культе святых.
Фома решительно отмежевал мистику от рационализма, и церковь монополизировала мистические способы постижения мира – через
культ святых, многие из которых были откровенными мистиками.
Основная тенденция в этом направлении исследований заключается в попытке показать связь традиционной (не- или дохристианской) обрядности, культа языческих богов, сил природы или природных объектов с
культом святых.
Вместе с тем неоднократно отмечалось, что связь почитания источников, деревьев, камней и проч. природных объектов с
культом святых – нормальная практика, которая может иметь собственные корни и мотивирована самыми особенностями фольклорного отношения к святости [van Gennep, 68; Макаров, 207-208; Макаров, Чернецов, 87–88 и др.].
Как религия обращается с настроением и смыслом и в какой степени переживания и смыслы обуславливают друг друга, лучше всего демонстрируют исследования, посвящённые похоронным ритуалам, чудесным явлениям, одержимости, спиритизму и
культу святых, а также более трудноопределимым формам сакрального воображения – символу и метафоре, практикам памяти и зарождению благочестия.
Протестанты отвергали сам
культ святых и все практики спасения, которые были с ним связаны: молитвы перед изображениями, паломничества, вотивные (принесённые по обету – ex voto) дары.
Таким образом являлся
культ святого.
Культ святых как раз представлял собой канонизацию определённого типа поведения, образца, но при этом канонизированный образец никогда не выступал в качестве человека вообще.
Личностное развитие осуществлялось только внутри предписанной извне роли, определённого социального типа, зафиксированного в
культе святых.
Но почитание святых и мест их погребений никогда не приводило в исламе к тем крайностям, в которые часто выливался
культ святых и их иконных изображений в христианском мире.
Но, с другой стороны, абсолютизирование
культа святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени.
Для осмысления вопроса об эластичности нормы в области религиозных практик очень показателен
культ святых.
Так или иначе, проблематика
культа святых во всей её совокупности позволяет нам сформулировать несколько важных, узловых вопросов нашего исследования.
Надо полагать, что некоторые крайности, излишества в
культе святых, которые он наблюдал у христиан, побудили его запретить своим последователям какие бы то ни было установления этого рода.
На каком же основании и по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в
культе святых?
Уж не те ли миллиарды людей, которые во всех почти странах, во всех почти религиях ощущали живую вседневную потребность в таких посредниках, что и сделало существование
культа святых психологически возможным?
Предпринимая попытку классификации и распределения по разделам церковно-коммеморативных практик, автор имеет в виду то, что многие из этих практик находятся в неразрывном переплетении друг с другом, как, например,
культ святых, храмоздательство и иконопись, или храмоздательство и внутрихрамовое погребение.
Само уничижение святых не обязательно могло быть явным и открытым, принимая форму официального развенчания
культа святого или особого ритуала «унижения святых», доходившего порой до прямого поношения и грубого глумления над ними.
Если культ икон был, по преимуществу домашним и частным культом, то
культ святых, наоборот, общественным, политическим.
Изучение социального аспекта
культов святых вбирает в себя разнообразные направления и проблемы.
Развитие
культа святых стало возможным благодаря суфизму, так как, по сравнению с другими религиозными течениями в исламе, суфизм достаточно гибок и открыт.
Культ святого, покровителя цеха, и заботы о загробной судьбе умерших братьев играли в их деятельности главную роль, но наряду с этим преследовалась и другая цель – взаимная помощь при путешествиях (каждый ремесленник – соискатель звания «мастера», должен был совершить путешествие для приобретения знаний и опыта у своих коллег из других стран).
Изучение агиографии как источника сведений об исторических реалиях, равно как и о культурном и духовном мире её создателей и потребителей («аудитории») началось задолго до бума академических исследований
культов святых, понятых как «социальный феномен» в самом широком смысле этого термина.
Распространённой практикой визуальной репрезентации
культов святых являлось размещение их икон и других сакральных образов в максимальном числе храмов и других мест соответствующих монастырей, о чём свидетельствуют их описи.
Собственно говоря, одной из сверхзадач изучения
культов святых в рамках антропологически ориентированной истории и является выявление подобных различий.
Практики, подобные почитанию икон или
культу святых, являются «точкой пересечения» различных дискурсов и типов религиозности.
Однако наиболее непримиримо ваххабиты настроены против местного суфизма и связанного с ним
культа святых.
Другой культ, чрезвычайно распространённый и отчасти совпадавший с культом иконы и одновременно являющийся следствием и продолжением культа мёртвых, был
культ святых, схожий с культом южных народностей терафимом.
При внимательном рассмотрении становится ясно, что
культ святых – это трансформированный культ предков.
Он приходит к выводу, что в рамках крестьянской (или «локальной») религиозности
культ святых мыслится прежде всего в категориях устной наррации (пересказы сюжетов сказания о святых), т. е. посредством того, что он называет «крестьянской герменевтикой»; напротив, для городских паломников фольклорная герменевтика не имеет большого значения, а главным является другое – коллективный обряд (богослужение и поход на священное озеро) и поиск «материальных носителей сакрального».
Привлечём к рассмотрению ещё один случай, известный каждому: ислам (суннизм) и протестантизм отрицают правомерность
культа святых; почти все остальные религии его принимают и, в той или иной форме, осуществляют.
Особая функция
культов святых определялась формировавшимися вокруг них коммуникативными практиками.
Они предавали проклятью богатство и помпезность церкви, они ненавидели
культ святых и сопутствующую ему торговлю реликвиями.
Русский народ религиозно воспитан в
культе святых и святости.
Он считал, что спасение достигается через веру, а не через заслуги, осуждал целибат священников и
культ святых.
Культ святых в православной церкви дошёл и до нашего времени.
Коммеморативная функция в данном случае осуществляется в рамках
культа святых и аналогична соответствующей функции алтарного посвящения.
Вокруг богослужебного поминовения строится совокупность практик, включающих вклады и пожертвования, религиозно и мемориально мотивированную благотворительность, храмоздательство, похоронные обряды и обустройство мест погребения,
культы святых.
Так что, с одной стороны, расцвёл
культ святых невинных младенцев, а с другой, в случае любой провинности, ребёнка наказывали; ведь если он плачет, значит, в него вселился злой дух, и он будет бит.
Зарубежные специалисты чаще своих российских коллег обращаются не только к конкретным сакральным памятникам, истории возникновения
культа святых, но и их влиянию на политическую идеологию.
Культ святых выражался в посещении их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в приношениях им подарков.
Отрицание
культа святых, или лучше сказать, праведных, логично только с одной точки зрения: материалистической.
Многое из традиционных языческих верований сохранилось и прижилось уже в видоизменённом облике в составе христианского мировоззрения именно благодаря отсутствию собственно христианского аналога (семейная и календарная обрядность, поверья и приметы, бытовая магия), многое нашло воплощение в христианских образах (
культы святых покровителей, священные места и пр.).
Имею в виду молитвы за усопших, которые постепенно начинают восприниматься как молитвы об их загробном благополучии, и
культ святых, одним из элементов которого было погребение усопших по близости от могил мучеников, предполагавшее возможность заступничества святого за лежащего неподалёку от него покойника.