Публичные молитвы по—латыни, посты,
культы святых и мощей, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.
К нему постепенно присоединялись и церковные власти, прежде всего местные, затем иногда и центральные, соответственно с тем, как широко распространялся
культ святого.
Протестанты отвергали сам
культ святых и все практики спасения, которые были с ним связаны: молитвы перед изображениями, паломничества, вотивные (принесённые по обету – ex voto) дары.
Таким образом являлся
культ святого.
Уж не те ли миллиарды людей, которые во всех почти странах, во всех почти религиях ощущали живую вседневную потребность в таких посредниках, что и сделало существование
культа святых психологически возможным?
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: прижигаться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Но почитание святых и мест их погребений никогда не приводило в исламе к тем крайностям, в которые часто выливался
культ святых и их иконных изображений в христианском мире.
На каком же основании и по какому праву будем мы навязывать такой личности участие в
культе святых?
Надо полагать, что некоторые крайности, излишества в
культе святых, которые он наблюдал у христиан, побудили его запретить своим последователям какие бы то ни было установления этого рода.
Так или иначе, проблематика
культа святых во всей её совокупности позволяет нам сформулировать несколько важных, узловых вопросов нашего исследования.
Но, с другой стороны, абсолютизирование
культа святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени.
Для осмысления вопроса об эластичности нормы в области религиозных практик очень показателен
культ святых.
Он считал, что спасение достигается через веру, а не через заслуги, осуждал целибат священников и
культ святых.
Фома решительно отмежевал мистику от рационализма, и церковь монополизировала мистические способы постижения мира – через
культ святых, многие из которых были откровенными мистиками.
Особая функция
культов святых определялась формировавшимися вокруг них коммуникативными практиками.
Собственно говоря, одной из сверхзадач изучения
культов святых в рамках антропологически ориентированной истории и является выявление подобных различий.
Они предавали проклятью богатство и помпезность церкви, они ненавидели
культ святых и сопутствующую ему торговлю реликвиями.
При внимательном рассмотрении становится ясно, что
культ святых – это трансформированный культ предков.
Распространение
культа святых оказалось тесно связанным с деятельностью мистиков ислама – суфиев.
Очевидно, что менкабе имеют прямое отношение к
культу святых, который является важной составляющей так называемого «народного ислама».
Помимо передачи идеи о том, что такое послание было частью более высокой цивилизации, христианство включало, прежде всего, два фундаментальных аспекта: декларацию личной веры в основные тайны религии и визуальные и ментальные инструменты того же самого через мироздание,
культ святых, оформление некоторых таинств и совершение мессы.
Культ святых в исламе – в основном местного, доисламского происхождения; но прежних божков или христианских святых заменили исламские проповедники, сподвижники пророка, выдающиеся теологи.
Культ святого, покровителя цеха, и заботы о загробной судьбе умерших братьев играли в их деятельности главную роль, но наряду с этим преследовалась и другая цель – взаимная помощь при путешествиях (каждый ремесленник – соискатель звания «мастера», должен был совершить путешествие для приобретения знаний и опыта у своих коллег из других стран).
Зарубежные специалисты чаще своих российских коллег обращаются не только к конкретным сакральным памятникам, истории возникновения
культа святых, но и их влиянию на политическую идеологию.
Культ святых – сложный многогранный социально-религиозный институт, который включает в себя сакральный объект, религиозную обрядность при нём, паломничество с целью исцеления и устные нарративы, объясняющие святость места.
Так,
культ святых был во многом культом мучеников, мощей, т. е. мёртвых, и сама суть как героизма, так и святости во многом связывалась именно с претерпеванием сверх-мучений.
Имею в виду молитвы за усопших, которые постепенно начинают восприниматься как молитвы об их загробном благополучии, и
культ святых, одним из элементов которого было погребение усопших по близости от могил мучеников, предполагавшее возможность заступничества святого за лежащего неподалёку от него покойника.
Первый –
культ святых, мужчин и женщин, ведущих образцовую жизнь, начиная с мучеников, которые предпочли смерть отречению от своих верований.
Русский народ религиозно воспитан в
культе святых и святости.
Он приходит к выводу, что в рамках крестьянской (или «локальной») религиозности
культ святых мыслится прежде всего в категориях устной наррации (пересказы сюжетов сказания о святых), т. е. посредством того, что он называет «крестьянской герменевтикой»; напротив, для городских паломников фольклорная герменевтика не имеет большого значения, а главным является другое – коллективный обряд (богослужение и поход на священное озеро) и поиск «материальных носителей сакрального».
Однако наиболее непримиримо ваххабиты настроены против местного суфизма и связанного с ним
культа святых.
Само уничижение святых не обязательно могло быть явным и открытым, принимая форму официального развенчания
культа святого или особого ритуала «унижения святых», доходившего порой до прямого поношения и грубого глумления над ними.
Распространённой практикой визуальной репрезентации
культов святых являлось размещение их икон и других сакральных образов в максимальном числе храмов и других мест соответствующих монастырей, о чём свидетельствуют их описи.
Предпринимая попытку классификации и распределения по разделам церковно-коммеморативных практик, автор имеет в виду то, что многие из этих практик находятся в неразрывном переплетении друг с другом, как, например,
культ святых, храмоздательство и иконопись, или храмоздательство и внутрихрамовое погребение.
Коммеморативная функция в данном случае осуществляется в рамках
культа святых и аналогична соответствующей функции алтарного посвящения.
Многое из традиционных языческих верований сохранилось и прижилось уже в видоизменённом облике в составе христианского мировоззрения именно благодаря отсутствию собственно христианского аналога (семейная и календарная обрядность, поверья и приметы, бытовая магия), многое нашло воплощение в христианских образах (
культы святых покровителей, священные места и пр.).
Изучение агиографии как источника сведений об исторических реалиях, равно как и о культурном и духовном мире её создателей и потребителей («аудитории») началось задолго до бума академических исследований
культов святых, понятых как «социальный феномен» в самом широком смысле этого термина.
У католиков
культ святых достиг неслыханного за много веков размаха и занял господствующее место в жизни как образованных классов, так и народных масс; чудеса помогали озарить мрак окружающего мира светом надежды.
Личностное развитие осуществлялось только внутри предписанной извне роли, определённого социального типа, зафиксированного в
культе святых.
Астрологические практики стали тесно переплетаться с религиозными обрядами и
культом святых.
Одним из «новшеств», вошедших в ислам, был
культ святых.
Одной из основных практик визуальной репрезентации
культов святых являлось оформление мест их упокоения в виде надгробных комплексов, состав которых не был унифицирован.
Культ святых как раз представлял собой канонизацию определённого типа поведения, образца, но при этом канонизированный образец никогда не выступал в качестве человека вообще.
Практики, подобные почитанию икон или
культу святых, являются «точкой пересечения» различных дискурсов и типов религиозности.
Привлечём к рассмотрению ещё один случай, известный каждому: ислам (суннизм) и протестантизм отрицают правомерность
культа святых; почти все остальные религии его принимают и, в той или иной форме, осуществляют.
Изучение социального аспекта
культов святых вбирает в себя разнообразные направления и проблемы.
Развитие
культа святых стало возможным благодаря суфизму, так как, по сравнению с другими религиозными течениями в исламе, суфизм достаточно гибок и открыт.
Культ святых выражался в посещении их могил, в молитвах, религиозных церемониях и в приношениях им подарков.
Отрицание
культа святых, или лучше сказать, праведных, логично только с одной точки зрения: материалистической.
Вокруг богослужебного поминовения строится совокупность практик, включающих вклады и пожертвования, религиозно и мемориально мотивированную благотворительность, храмоздательство, похоронные обряды и обустройство мест погребения,
культы святых.
Тем не менее
культ святых, как известно, до их формальной канонизации является предметом «свободного творчества».