Но даже в отсутствии явно выраженной политической повестки
культурному производству приходилось производить политические эффекты.
Несмотря на это, институционализация ресурса насилия в государстве и его производные создают контекст доминирования, в котором
культурное производство смысла может доказать свою эффективность.
Изучение этих сетей – ценный способ постижения любых парадигматических сдвигов в эстетическом, научном или
культурном производстве.
Культурное производство 1920-х годов даёт прекрасное представление о радикализме того времени.
Национальный поворот в искусстве в середине XIX века повлиял на всю сферу
культурного производства.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: осциллография — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эти сложные системы, выступающие предметом настоящей книги, рассказывают нам о механизмах
культурного производства.
В настоящей книге подчёркивается новая роль публики, возникшая вместе с
культурным производством модернизма.
Ни один аспект
культурного производства, включая индивидуальный талант, институциональную поддержку и образование, не может происходить в отрыве от институтов власти.
Два современных явления – публичная выставка и массовая газета – способствовали колоссальному росту
культурного производства.
Однако в контексте
культурного производства они находились в тени своих патронов.
Однако также надо было создать материальный корпус произведений, которые приобрели бы ценность как на литературном рынке, так и в поле
культурного производства.
Оттепель продолжалась относительно недолго, но с её окончанием новоявленные «отклонения» не исчезли, а переместились в подполье, где начала уже стремительно развиваться сложная система
культурного производства и распространения неподцензурного искусства.
Вслед за созданием национальных республик, в 1926 году последовало открытие идеологического фронта, целью которого стало утверждение идеологической грамотности в
культурном производстве и вытеснение джадидов, которых стали теперь называть «старыми интеллектуалами» (эски зиёлилар), с того видного места, что они занимали в культурном поле.
Создание книг связано с эстетической концептуализацией; постижение идеи символизма требует приобщения к его сетям материального и
культурного производства; чтение книг равносильно наделению их ценностью.
В частности, я надеюсь, что не только экономисты, но и специалисты по целому ряду культурных дисциплин, а также любой, кто занят в
культурном производстве или занимается разработкой культурной политики, заинтересуется подходом одного экономиста к вопросам культуры.
Были созданы институты (сравнительно стабильная пресса, книгоиздание, институты поддержки исследований в области истории и этнографии), способные поддерживать
культурное производство как вид профессиональной (оплачиваемой) деятельности, но в то же время возникли новые обязательства и новые средства контроля.
Коммодификация культуры, подразумеваемая этим подходом, не отменяет других толкований
культурного производства, в том числе представление о том, что культура может быть рационализирована только в автореферентных категориях.
Этот факт подтверждает множество исторических рассуждений на широкий спектр тем: о государственности, формах общинной организации, поведении и
культурном производстве.
Возможно, наиболее очевидной исходной точкой будет положение о том, что
культурное производство и потребление могут быть вписаны в промышленные рамки и что производимые и потребляемые блага и услуги могут рассматриваться как товары точно так же, как и любые другие товары, производящиеся в экономической системе.
И если в первый раз мы сосредоточились на культуре и бытовых практиках заводских рабочих, то во второй раз со студентами мы изучали мужские и женские повседневные практики, практики общественного питания и
культурного производства/потребления.
Фактически, как мы увидим, до 1924 года советские институты культуры ещё не сформировались, и
культурное производство в значительной своей части осуществлялось за пределами советских институтов или параллельно их деятельности.
Так, например, значимые фигуры
культурного производства, определяющие самый широкий интеллектуальный ландшафт, избавлены от необходимости конкурировать в пространстве университета, но само пространство конкуренции в данном случае бесконечно расширяется.
Моя цель иная: я стремлюсь определить его роль в процессах современного
культурного производства и потребления.
Фантазии – это неотъемлемая часть мужской жизни не только в сфере
культурного производства, но и в повседневной практике.
Притязания
культурного производства на общественные пространства спровоцировали контрполитику битых витрин в массовых беспорядках в конце XX века.
Закрытие промышленных предприятий и развитие финансового и некоммерческого секторов экономики приводило к тому, что
культурное производство становилось всё в большей степени градообразующим.
Поскольку культура – это система производства символов, любая попытка привлечь покупательское внимание становится фактом
культурного производства.
Однако существенно, что
культурное производство превратилось в итоге в не что иное, как отрасль плановой экономики.
Иначе говоря, дискурс о
культурном производстве сталинизма перестал быть органической составляющей этого производства, несколько нейтрализовался, приобретя черты историчности.
Но текстуализация и нарративизация являются областью
культурного производства.
Не изучена и институциональная сторона советского
культурного производства.
Это позволило заново оценить значение
культурного производства, обозначить его смыслы и наметить возможности интерпретации.
Это был явный вызов клише и процессу их
культурного производства.
Целесообразно ли относиться к
культурному производству как к малоэффективной форме экономической деятельности, и не приведёт ли такой подход к стагнации культуры?
Вместе со своими аспирантами я начала проект изучения ресторанов как мест
культурного производства и потребления.
В зёрнах этой пшеницы на один ген больше, чем в природной дикой пшеничке, осыпающейся тотчас при вызревании, а значит – совсем не пригодной для выращивания в целях
культурного производства продуктов питания.
Подобные попытки предпринимались и в других условиях, однако не в таком масштабе, какой позволяло воздействие советской власти на культуру, включавшее в себя и весьма изощрённую цензуру, и экономику
культурного производства.
В моей области
культурного производства смешно говорить о приоритете: всё известно много тысячелетий, и те, кому посчастливилось получить это знание, только переводят его на язык современников.
Действительно,
культурное производство оставалось в центре внимания всех социалистических государств: от самых первых усилий большевиков по созданию новых пролетарских форм театрального и визуального искусства и до национальных идеологий, которые, как это ни парадоксально, способствовали как укреплению легитимности социалистических режимов, так и, во многом, сопротивлению этим режимам.
Если досуговые практики мигрантов (т. е. их активность с точки зрения культурного потребления) уже не раз становились предметом внимания российских обществоведов, то с мигрантским участием в
культурном производстве дело обстоит хуже.
Культурное производство, с другой стороны, является таким же производством, как и все остальные, выдающим на-гора свой продукт, но поскольку оно находится в развлекательной сфере, то борьба за внимание здесь важнее всего.
При таком масштабе необходимо параллельное рассмотрение «различных арен
культурного производства», а также изучение их взаимодействия, должны быть восстановлены «переговоры об обмене» [Greenblatt 1995: 229] между жанрами и практиками.
Или в общем контексте – объём культурного потребления в обществе определяется
культурным производством (полем культуры) или состоянием общества?
Она говорила о ключевой роли политики в формировании национальной экономики в ситуации, «когда государству принадлежат основные средства накопления» [Karl 1997:189], но её наблюдение справедливо и для
культурного производства, и, если брать шире, для культурной политики.
Однако для того, чтобы разобраться с этими производителями культуры, нам нужно взглянуть не только на их предшественников советской эпохи, но и на некоторые модели
культурного производства, которые обычно встречаются в государствах, экспортирующих нефть.
Иначе, массовая культура – та, которая не соответствует заданным нормам и стандартам культурной продукции; массовая культура есть коммерческое
культурное производство, тогда как подлинная культура представляете собой индивидуальный акт творчества.
С этой целью он предложил свою известную «философию надежды», которая имела в его интерпретации как идеологические, так и антропологические черты, что свидетельствовало о непреодолимой двойственности «
культурного производства».
Куда больше исследователей привлекают другие связанные с
культурным производством сталинизма проблемы: вопрос о содержании термина «социалистический реализм», соотношение соцреалистического текста и действительности (проблема так называемого «соцреалистического мимесиса»), трансформация отдельных жанровых структур, отражение и реактуализация официальных культурных практик сталинизма в более поздние исторические периоды и др.
Пятилетка ознаменовалась полной национализацией издательского дела и других форм
культурного производства и господством воинствующих организаций «пролетарских» писателей, музыкантов и т.д. – во главе которых стояли представители партийной интеллигенции, – боровшихся прежде всего с неполитическим искусством, развлечениями и культурными «пережитками» прошлого.
Однако усугубление положения на фронтах боевых действий негативно сказывалось и на
культурном производстве – в октябре 1941 года выпуск «Литературной газеты» прекратился (редакцию не эвакуировали, а закрыли вовсе).