Расширение предмета
конституционного регулирования является объективной реальностью для всех постиндустриальных стран.
О специфике объекта
конституционного регулирования уже говорилось выше.
Объём
конституционного регулирования был узким, он ограничивался преимущественно личными и некоторыми политическими правами граждан, а также вопросами организации и деятельности органов государственной власти.
В основе
конституционного регулирования базисных отношений лежат определённые воззрения.
Можно выделить и четвёртый подход, в котором приоритетным критерием определения предмета конституционного права являются сущностные аспекты предназначения
конституционного регулирования.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: запасмурнеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Современная специфика метода
конституционного регулирования характеризуется универсальностью и интегративностью правовых приёмов в процессе конституционно-правового воздействия.
Конституционное регулирование расширило своё влияние в сфере духовно-нравственных отношений.
Методы конституционного права – это совокупность специфических приёмов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере
конституционного регулирования.
При этом первенство в предмете
конституционного регулирования принадлежало вопросам классовой сущности государственной власти, её организации и реализации советской демократии.
Конституционное регулирование рассматривается в историческом развитии, выявляются преемственность и исторические закономерности и на этой основе определяются тенденции и перспективы действующего законодательства.
Способы
конституционного регулирования общественных отношений: дозволение; возложение обязанностей; запрет.
Поэтому основным назначением предмета
конституционного регулирования является то, что в него входят отношения по обеспечению равновесия (баланса) во взаимодействии общества, государства и личности с использованием политической власти как важнейшего средства и гарантии этих отношений.
Обращение к тематике российского конституционализма стимулируется становленческим характером новых конституционно-правовых институтов, нерешённостью проблем
конституционного регулирования многих сфер общественной и государственной жизни.
Вопросами прав человека,
конституционным регулированием экономических, социальных отношений, духовной жизни эта школа занимается в меньшей степени.
Тем самым советский опыт
конституционного регулирования наглядно продемонстрировал, что верховенство конституции может быть правовым регулятором при его обеспечении юридико-техническими средствами.
Вытекающая из теории циклов интерпретация конституционных реформ как периодически повторяющихся фаз усиления и ослабления
конституционного регулирования общества позволяет сконцентрировать внимание на тех сторонах проблемы, которые раньше игнорировались исследователями.
Предмет
конституционного регулирования отличается от предметов других отраслей права тем, что важнейшим элементом этих отношений всё же является политическая (государственная) власть.
Вместе с тем содержание предмета
конституционного регулирования нельзя сводить только к проблемам и вопросам устройства и функционирования государственной власти и тем более отождествлять с отношениями в сфере осуществления полномочий исполнительной властью, которые составляют предмет административного права.
Включением в сферу конституционного воздействия противоречивых явлений социальной действительности, несомненно, повышается не только реальность, но и эффективность всей системы
конституционного регулирования.
Но в том и состоит особенность
конституционного регулирования, что конституция и развивающие её нормативные акты закрепляют конституционные доктрины и по преимуществу формальные правовые институты – правовые статусы и организационные структуры.
Другими словами,
конституционное регулирование плюрализма является необходимым условием согласования политических воль с ценностями демократии, прав человека и иными базовыми категориями правового государства и гражданского общества.
Второе направление
конституционного регулирования отношений в области культуры выражается в закреплении определённых государственных гарантий в данной области.
Таким образом, определяя стратегию
конституционного регулирования новых явлений общественной жизни, порождённых демократическими преобразованиями, следует исходить из того, что социальные противоречия, конфликты и различия во взглядах на их разрешение – дело нормальное.
Современные тенденции расширения поля
конституционного регулирования.
Представляется, что довольно высокая степень эффективности действия индийской конституции обеспечивается в определённой степени благодаря особой гибкости
конституционного регулирования, с применением комбинированного гибко-жесткого порядка её изменения.
Потенциал
конституционного регулирования экстрадиции, при всей его важности, безусловно, недостаточен для решения многих её конкретных вопросов.
Конституционные принципы в системе средств
конституционного регулирования закрепляются как нормы-принципы и обладают свойствами нормы позитивного права: нормативностью и общеобязательностью.
Статьи 118–126 содержат
конституционное регулирование судебной власти.
Здесь данному объекту
конституционного регулирования посвящена специальная III глава: «Ручательства державной власти» (ст. 78–98), заимствованная почти полностью из II главы польской хартии: «Общие гарантии» (ст. 11–34).
Конституционное регулирование контрольных полномочий российского парламента не предоставляет достаточных возможностей для осуществления парламентского контроля.
Соответственно состоянию
конституционного регулирования в юридической литературе советского периода рядом авторов также давались определения субъективного права через категорию «свобода».
Наряду с
конституционным регулированием важную роль играют структура партийной системы и фактическое отношение парламентского большинства.
Одни авторы видят изначальное предназначение
конституционного регулирования в ограничении государства.
При раскрытии содержания предмета конституционного права выделяются наиболее значимые группы отношений, которые отражают существо предмета
конституционного регулирования.
Конституционно-правовые отношения характеризуются не только особенностями объекта
конституционного регулирования (о нём сказано выше), но и его участников – субъектами конституционного права, т. е. сторон, имеющих определённые права и обязанности.
Сравнительное конституционное право – специальный курс, предназначенный для углубления знаний о конституционном праве, методах
конституционного регулирования.
Следует отметить, что в последние десятилетия советского периода наметилась устойчивая тенденция расширения предмета
конституционного регулирования за счёт усиления конституционного воздействия на экономические, социальные, нравственные, духовные отношения.
Конституционное регулирование общественных отношений осуществляется в рамках установления конституционных правоотношений.
Важнейшей проблемой
конституционного регулирования являются также и положения о «ветвях» власти.
Таким образом, конституционная экономика рассматривает общие вопросы
конституционного регулирования экономических процессов, а также закономерности социально-экономического и конституционно-правового развития и их взаимосвязь.
Этот тезис с полным правом относится и к
конституционному регулированию отношений по государственной регистрации.