Итальянские гуманисты – лингвисты и литераторы, стремясь возродить классическую латынь, назвали время, отделяющее их век от классической древности, «средним веком».
Главными же виновниками падения империи объявили готов, имя которых среди
итальянских гуманистов стало прочно ассоциироваться с варварством и дикостью.
Но идею
итальянских гуманистов о воспитании общества на основе прославления славного прошлого его предков ждала иная судьба.
Итальянские гуманисты оспаривали мнение, что культура – это прежде всего религия и обучение теологии.
Надо сказать, что интерес к античным источникам, пробудившийся в западноевропейской общественной мысли под влиянием
итальянских гуманистов, вызвал из забытья и такой источник, как мифы о гипербореях.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: супрефект — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Повышенный интерес к античной культуре у
итальянских гуманистов был не чем иным, как интересом к историческому прошлому своего народа.
Так что пресловутый «реализм»
итальянского гуманиста высоко ценили не только в либерально-марксистском лагере.
Согласно описаниям
итальянского гуманиста (?), для достижения всеобщего благоденствия и счастья, все жители должны носить одинаковые одежды, есть одинаковую пищу и жить в казармах, где не имеют даже постоянной койки.
Из рассказа
итальянского гуманиста мы знаем, что лютнисты обычно пели о подвигах на национальном языке за королевским столом.
Словом,
итальянский гуманист, а за ним и немецкий мыслитель были убеждены, что все беды человечества происходят оттого, что каждый из нас имеет скверную привычку любить своих детей и желать им лучшей доли.
У него были сочинения всех основных античных авторов на латинском и греческом языках, древнееврейские книги, труды по всем интересовавшим владельца вопросам, а также произведения современников –
итальянских гуманистов.
В трудах
итальянских гуманистов XV в. уже постоянно говорится о пользе истории (исторических текстов).
Итальянские гуманисты утверждали доступность образования для всех, независимо от общественного и имущественного положения, лишь бы была способность к занятию свободными науками (а таковую они признавали не у всех).
Однако в ней есть некоторая историческая несправедливость, поскольку классические рукописи, заново открытые
итальянскими гуманистами, переписывались и сохранялись в эпоху каролингского ренессанса, отнесённого теперь к варварским векам.
У
итальянских гуманистов XIV–XV вв. поступательное развитие общества мыслилось как нравственный прогресс, основанный на совершенствовании человека.
Схожий энтузиазм служил мотивацией и для самых высоких достижений
итальянских гуманистов, включая новое открытие и воссоздание латинского языка, который, очистившись от варварских наслоений тёмных веков, снова засиял над миром в своей классической чистоте.
Один историк восхваляет его как человека, «больше всего похожего на
итальянского гуманиста из всех испанцев своего времени».
Спустя тысячелетие его слова гулким эхом отзываются в сердцах первых
итальянских гуманистов.
Римское и готическое провозглашались
итальянскими гуманистами как антиподы, соотношение между которыми было равнозначно соотношению понятий «культура» и «варварство».
Умение «жить в античности», стремление «превратиться в римлян» имели знаковое содержание, играли в жизни
итальянских гуманистов настолько важную роль, что «стилизация жизни и сама жизнь совпадали».
Но осознания нужности самостоятельного эстетического воспитания у
итальянских гуманистов XV в. нет.
Так у
итальянских гуманистов и просветителей родилось презрение к «средним векам».
Важно отметить, что
итальянские гуманисты подобных «претензий» к славянам не имели.
Начало берёт в деятельности
итальянских гуманистов XIV – XV вв.
Характеризуя эту ответную реакцию, Свеннунг отмечал, что ревностное изучение античных авторов, благодаря которому итальянцы открыли миру величие древнеримской империи, уничтоженное германцами, в немецкой среде вылилось в не менее ревностное изучение немецких источников или источников, с помощью которых можно было бы ослабить или полностью опровергнуть обвинения
итальянских гуманистов.
Термин "Средние века" был впервые введён в оборот
итальянскими гуманистами 15 века.
Антиготская пропаганда
итальянских гуманистов достигла своего апогея.
Со времён
итальянских гуманистов, о ней постоянно пишут историки, филологи, писатели и поэты.
Для представителей готицизма стремление защитить историческое прошлое германских народов от критики
итальянских гуманистов вылилось в упорное желание отыскать объект, на который можно было бы, в свою очередь, перенести обвинения в варварстве, темноте, неспособности к цивилизованному развитию.
Беккариа, великий
итальянский гуманист и реформатор уголовного права, обоснованно утверждал, что самое верное, но и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается как раз в усовершенствовании воспитания.
Эти «антиготские» идеи, как сказано выше, достигли кульминации своего развития к XVI веку и пронизывали всё творчество
итальянских гуманистов от исторических до литературно-поэтических сочинений.
Итальянские гуманисты сами провозгласили себя титанами-богоборцами, советские атеисты ставили перед собой цель полного уничтожения религии, обвинив её, по сути, в том, что была самым страшным врагом человечества, поработившим не только тело, но и душу человека.
И тем не менее призрак имперского renovatio являлся движущим мотивом деятельности
итальянских гуманистов.
В рассуждениях
итальянских гуманистов XV в. на темы воспитания так много общего в главных установках, что это даёт основание говорить об их взглядах как о своего рода концепции воспитания.