Формирование научных знаний. Исследуя мироздание

Андрей Тихомиров

Научные знания создаются в глубокой древности, это было связано с необходимостью ведения той или иной хозяйственной деятельности человека. Например, математика возникла под влиянием потребности в измерении площадей земли, в расчетах при торговле, в строительном деле. Строительство жилых зданий, храмов, каналов, плотин, средств передвижения по воде, вооружения способствовало возникновению механики, которая в свою очередь влияла на дальнейшее развитие математики. Ранее часть статей публиковалась в сборнике серии «Наука подтверждает».

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научных знаний. Исследуя мироздание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Философия науки и культуры эпохи Возрождения

С конца XV века страны Европы переживали подъем культуры; бурно развивались наука и искусство. Это было время, когда феодальный строй приходил в упадок, а буржуазия и народные массы всюду поднимались на борьбу против феодализма.

Раньше всего культурный подъем начался в Италии. В богатых итальянских городах успешно развивались ремесла и торговля. В XIV веке в них появились первые мануфактуры и стал зарождаться класс буржуазии.

Буржуазия по-новому смотрела на мир. В отличие от феодалов она была деятельна и предприимчива. Жажда наживы гнала купцов в далекие и опасные плавания. Соперничая друг с другом, владельцы предприятий вводили новые механизмы и приспособления.

На заре своего господства буржуазия была заинтересована в развития науки и техники. В то время говорили: «Кто является господином денег и времени, тот является господином всех вещей». Богачи хотели получить как можно больше радости в земной, а не в «загробной» жизни. Они соперничали в великолепии своих дворцов, роскоши домашней обстановки и одежды. Заказы на художественные произведения стали давать не только церковь и знатные феодалы, но и богатая городская верхушка. Выполняя заказы богачей, архитекторы строили просторные дома, а художники и скульпторы украшали их картинами и статуями.

Растущим городам требовалось все больше образованных специалистов: бухгалтеров и юристов, инженеров и техников, учителей и врачей. В городах появилась интеллигенция — группа людей, занимающихся умственным трудом. Многие из них вышли из народа, из семей простых горожан.

Подъем культуры в странах Западной Европы в XV — XVI веках был связан с зарождением нового класса — буржуазии.

Отказ от радостей жизни, который внушала религия, сменился живым интересом к миру. Внимательно изучая природу, ученые проводили наблюдения и ставили опыты. В Европе появились первые ботанические и зоологические сады, музеи, коллекции минералов и воспевали природу, восхищались ее красотой; художники стали писать пейзажи.

Укреплялась связь науки и искусства. Художники и скульпторы изучали строение человеческого тела, чтобы точно воспроизводить его движения; они занимались математикой, чтобы соблюсти правильные пропорции в статуях и изображениях.

Писателей интересовали теперь не вымышленные «святые», а живые люди, их радости и страдания. Они описывали бурную жизнь своего времени, воспевали в стихах сильные чувства человека. Художники стали писать портреты своих современников — и не только правителей, но и простых горожан. Даже для изображения «святых» им позировали живые люди. Священники и монахи с ужасом и возмущением узнавали на иконах лица красивых горожанок.

Жизнь отвергала учение церкви о том, что человек жалок и бессилен, что всесилен лишь бог. Возрождалась вера в силы и способности человека. Деятелей новой культуры интересовал не бог, а человек и его дела. Поэтому их называли гуманистами (от латинского слова «гуманус» — человеческий).

Гуманисты проявляли большой интерес к культуре древней Греции и Рима. В отличие от церковного искусства произведения древней культуры были жизнерадостны, прославляли красоту человека. Этим они и привлекали к себе гуманистов.

Древняя культура, осужденная католической церковью и забытая в предыдущие века, как бы снова возрождалась. Поэтому время, когда возникла новая культура, было названо Возрождением.

В подвалах монастырей любители древности отыскивали старинные рукописи, в земле откапывали статуи греческих богов и героев. Эти находки ценились очень дорого. Некоторые знатоки искусства были готовы отдать последние деньги для приобретения статуй и старинных рукописей. Ученые-гуманисты прекрасно знали древнегреческий и латинский языки, на которых когда-то говорили современники Перикла и Октавиана Августа.

Гуманисты тщательно изучали произведения древних греков и римлян, восхищались ими, старались им подражать. Но для писателей древности человек был слепой игрушкой в руках всемогущих богов. В произведениях же гуманистов человек изображен хозяином своей судьбы, от его способностей и энергии зависит, достигнет ли он цели.

Период истории между древностью и Возрождением гуманисты объявили временем темноты и невежества. Они первые назвали его «средними веками».

Многие деятели Возрождения высмеивали грубых и ленивых феодалов. Итальянский писатель говорил: «Кичиться своим древним происхождением — это значит кичиться происхождением от закоренелых разбойников». Он утверждал, что слава и благородство человека достигаются не чужими, а собственными заслугами.

Гуманисты резко выступали против церкви. Невежество и глупость священников и монахов, жадность и властолюбие пап стали постоянной мишенью для насмешек передовых писателей и поэтов. Еще до начала реформации немецкий поэт Ульрих фон Гуттен едко высмеивал римского папу. Он писал, что папа подчиняет себе все с помощью трех вещей: насилия, хитрости и лицемерия. Рим, столица папы, — это кладовая, куда со всего мира стекается награбленное добро, а папа — червь, пожирающий это добро.

Но гуманисты не собирались до конца порывать с религией. Они хотели сохранить религию как хорошую узду для народа и не выступали против нее открыто.

Искусство Возрождения развивалось на основе всего лучшего, что создали народные массы в средние века. Архитекторы и скульпторы использовали богатый опыт многих поколений городских ремесленников. Писатели и поэты перерабатывали басни и сказки горожан. В своих произведениях они пользовались не латынью, а народным языком.

Раньше о делах государств и церкви знали очень немногие знатные люди. Но после изобретения книгопечатания, особенно во время реформации, писатели стали обращаться к народу на его родном языке. Все больше людей узнавало о том, что делается в мире; появились первые газеты. Знания вышли за стены монастырей и университетов на улицы и площади городов.

Возрождение было величайшим переворотом в культуре и науке.

Отношение к человеку деятелей церкви и культуры Возрождения хорошо прослеживается в следующих высказываниях.

Из книги папы Иннокентия III «О презрении к миру»: «Все дни его [человека] полны трудами и скорбями, и даже не отдыхает ум его. И что это, если не суета? Едва ли есть что-нибудь столь ничтожное, едва ли есть столь легкое, что человек понимал бы вполне, что он постигал бы ясно. Разве только то знают совершенно, что ничего не знают совершенно».

Из книги писателя Пико делла Мирандола «О достоинстве человека»: «О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет! Бог создал человека, чтобы он сознавал законы вселенной, любил ее красоту, поражался ее величием. Человек может расти и совершенствоваться по свободной воле».

На важном торговом пути из Рима к Альпам находился большой, красивый город Флоренция. С конца XIII века власть во Флоренции захватили горожане, а феодалы были лишены права участвовать в управлении. В городе было много суконных мастерских и купеческих контор. У флорентийских богачей брали в долг большие суммы денег не только купцы и феодалы, но даже папы и короли. Богатые люди покровительствовали художникам и поэтам, давали им заказы и щедро платили за произведения искусства.

Флоренция стала культурным центром всей Италии. Прославленные художники, скульпторы, архитекторы обучали здесь своему искусству талантливых юношей. Славились замечательными мастерами также Рим, Венеция, Милан.

Но Италия была в то время раздробленной и слабой страной. В начале XVI века она стала добычей чужеземных захватчиков — испанцев и французов. Иностранные армии опустошали цветущую страну. Поэтому расцвет искусства в Италии был кратковременным.

Одним из самых великих деятелей итальянского Возрождения был флорентиец Леонардо да Винчи (1452—1519). Отец его был зажиточным горожанином, мать — простой крестьянкой. Леонардо да Винчи был очень разносторонним человеком: гениальным художником и ученым, инженером-изобретателем, архитектором и скульптором, музыкантом и поэтом.

Леонардо да Винчи с детства воспитал в себе неутомимое трудолюбие. Трудности не могли сломить его — они рождали в нем лишь новые силы. Своим ученикам он говорил: «Счастье приходит к тому, кто много трудится».

В картинах Леонардо да Винчи отражена жизнь, которую любил и изучал художник. Он подолгу бродил по улицам и площадям, внимательно всматривался в лица, делая зарисовки с натуры. Его привлекали люди в минуты радости или горя, когда их жесты и лица особенно выразительны. Рискуя навлечь на себя гнев инквизиции, великий художник тайно вскрывал трупы; он старался узнать строение человеческого тела, чтобы правдиво изображать его на картинах. Леонардо да Винчи достиг высокого мастерства в передаче неуловимых переходов от света к тени. Это особенно приближало изображение к действительности.

Леонардо да Винчи как художника больше всего интересовал человек и его чувства. Всему миру известна картина Леонардо «Джоконда» — портрет молодой горожанки. Художник сумел передать не только внешнее сходство, но и характер, настроение женщины.

Леонардо да Винчи был знаменитым ученым. В своих открытиях он на несколько столетий опередил современников. Научные выводы Леонардо да Винчи строил на наблюдении. «Мудрость — дочь опыта», — любил говорить ученый. Он наблюдал за приливами и отливами моря, полетом птиц, изучал строение глаза. Леонардо да Винчи мечтал с помощью науки облегчить труд человека. Современники высоко ценили его как инженера: по его проекту был построен большой канал, снабжающий Милан питьевой водой.

Листы записных книжек Леонардо да Винчи испещрены чертежами и проектами. Здесь токарные и ткацкие станки, прялка и землечерпалка, турбины и подъемные приспособления. Леонардо да Винчи разрабатывал устройство парашюта и вертолета.

Обладая гордым, независимым характером, Леонардо да Винчи часто менял своих заказчиков и покровителей. Всю жизнь он скитался и умер на чужбине, во Франции.

Великим деятелем Возрождения был Микеланджело (1475—1564) — скульптор, художник, архитектор, военный инженер и поэт. Он прекрасно знал анатомию, хорошо умел передать красоту человеческого тела. Микеланджело говорил, что в каждой глыбе мрамора заключена человеческая фигура и нужно только убрать все лишнее, чтобы высвободить ее оттуда.

Горячий патриот, Микеланджело тяжело переживал бедствия, постигшие Италию в начале XVI века. Он лично участвовал в борьбе за свободу Флоренции, защищал ее от врагов, руководя строительством военных укреплений. В статуях и картинах отразилась его мечта о человеке-борце, о герое, способном на жертвы ради спасения родины. Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей, смелых и неукротимых.

Из огромной глыбы мрамора скульптор высек статую «Давид» высотой в 5,5 метра. Современники прозвали эту статую «Гигантом». Скульптор изобразил легендарного юношу-пастуха, который вышел на поединок с грозным великаном и сразил его метким ударом камня, «Давид» был установлен на центральной площади Флоренции и считался с тех пор покровителем города.

Микеланджело принял участие в сооружении собора св. Петра в Риме. Этот собор в течение нескольких десятилетий строили самые знаменитые архитекторы. Микеланджело разработал проект его огромного купола. Собор св. Петра является одним из лучших образцов архитектуры Возрождения.

В творчестве Микеланджело проявились лучшие черты культуры Возрождения: прославление силы и мужества человека, вера в его разум.

Одним из величайших художников Возрождения был Рафаэль (1483—1520). Он стремился изобразить человека, в котором все прекрасно: красивое тело, глубокий ум, добрый характер.

В молодости Рафаэль жил и работал во Флоренции, где создал многие из своих лучших картин. Вскоре его пригласили в Рим. Здесь Рафаэль писал портреты, руководил постройкой собора св. Петра, проводил археологические раскопки.

Искусство Возрождения отличалось от церковного искусства своим интересом к человеку и стремлением правдиво изображать жизнь. Самые выдающиеся из его мастеров создали шедевры, которыми и сейчас восхищается человечество.

Культура Возрождения развивалась не только в Италии, но и в других странах Европы. Многие писатели-гуманисты, выступая в защиту свободы человека, резко осуждали феодальный строй и католическую церковь. Самые же передовые из них понимали, какие бедствия несет трудящимся капитализм, и мечтали о лучшем, справедливом строе.

Английский писатель Томас Мор (1478—1535) получил прекрасное образование, хорошо изучил древние языки. Идя по стопам отца, он стал юристом; чуткий и отзывчивый к чужой беде, Мор всегда защищал бедняков.

В 1516 году была издана «Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В ней Мор сурово осудил огораживания и кровавые законы против бедняков. Причиной всех бедствий и страданий народа писатель считал частную собственность. И он сделал смелый для того времени вывод: «Где только есть частная собственность, где все мерят на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел». Правительство он назвал «заговором богачей, заботящихся… о своих личных выгодах».

Мор ярко описал придуманную им счастливую страну на далеком острове Утопия (по-русски значит «нигде», «несуществующее место»), ее прекрасные города и цветущие поля, необыкновенные порядки и законы. В Утопии нет эксплуатации одних людей другими, нет ни богатых, ни бедных. Все жители острова обязаны трудиться: они занимаются ремеслами и, сменяя друг друга каждые два года, работают в сельском хозяйстве.

Хотя утопийцы трудятся только 6 часов в день, у них изобилие продуктов — ведь здесь нет бездельников и лентяев. Из общественных складов жители острова получают бесплатно все, что им нужно. Обедают они все вместе в больших залах прекрасных дворцов. В свободное время жители острова занимаются наукой, искусством, спортом.

У жителей Утопии всегда открыты двери домов, они не боятся воровства. Чтобы у людей не возникало жадности, они каждые 10 лет меняются своими домами и вещами. Утопийцы презирают деньги: драгоценные камни у них служат игрушками для детей, а из золота куют цепи для преступников.

Жители Утопии с уважением относятся к другим народам. Считая войну занятием «поистине зверским», они ведут ее лишь для своей защиты или для помощи друзьям.

Томас Мор первым описал справедливый строй будущего. Но он не знал, как люди создадут такой строй. Мечты Мора были в то время неосуществимы. Поэтому после Мора утопией стали называть неосуществимую мечту, оторванную от жизни фантазию.

До сих пор и взрослые и дети зачитываются романом французского писателя-сатирика Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В этой книге-сказке о великанах автор, использовав старинные народные легенды, остроумно высмеял феодальные порядки.

Рабле (1494—1553) хорошо знал жизнь Франции. Отданный в юности родителями в монастырь, он вскоре покинул его. Рабле много путешествовал, не раз бывал в Италии. Он стал широко образованным человеком: писателем, знатоком древних языков, врачом и педагогом.

В своем романе Рабле резко осудил церковное обучение и воспитание. Он рассказывает, как один из учителей Гаргантюа больше пяти лет учил своего питомца азбуке, чтобы тот мог сказать ее в обычном и обратном порядке; несколько десятков лет ушло на зубрежку церковных книг. От такой «науки» и обжорства ученик заметно поглупел. Тогда отец взял ему другого учителя — гуманиста, который «все свое время употреблял на изучение благородных наук». Вместе с юным великаном он наблюдал природу, посещал мастерские, слушал лекции ученых, постоянно занимался искусством и физическими упражнениями. Своей книгой Рабле встал на защиту новых приемов обучения.

Писатель осуждал и разрушительные феодальные войны. «То, что раньше носило громкое название подвигов, — говорит один из героев книги, — мы теперь просто зовем разбоем». Рабле высмеял короля-завоевателя, который проливает кровь своих подданных ради безумной затеи установить свою власть над всем миром.

Рабле смело нападал на римского папу и католическую церковь. В романе описана страна Папемания, где живут преданные папе католики. «Прилетев сюда тощими, как иголки, они здесь сразу жиреют, как сурки», так как получают доходы «со всех концов света». Папеманы готовы уничтожить всех, кто с ними не согласен. Они разгромили остров Папефигов за то, что его жители показали фигу портрету папы. Читатели, конечно, легко узнавали в этом борьбу католиков с протестантами.

Католическая церковь обрушилась с гонениями на смелого писателя. Книгу Рабле запретили, автору грозили арестом и даже костром. От него отвернулись друзья и покровители. Но Рабле до конца жизни остался стойким и неустрашимым.

Любимым искусством английского народа в конце XVI века был театр. В это время в Лондоне существовало до десятка постоянных театров. Театральные зрелища привлекали к себе массу простых людей; не отрываясь, в напряженной тишине, следили зрители за игрой актеров. Иногда на спектакли приходила скрытая под маской сама королева Елизавета.

Помещение театра находилось под открытым небом. Вдоль высокой ограды были устроены галереи для богатых горожан и ложи для знати. Сцена отделялась от зрительного зала занавесом. Декорации отсутствовали, их заменяли таблички с надписями «лес», «замок». Спектакли ставились при дневном свете.

С театром была связана вся жизнь великого писателя Вильяма Шекспира (1564—1616). Его отец был зажиточным горожанином, но затем разорился, и с 16 лет Шекспиру пришлось зарабатывать себе на жизнь. Он стал актером, а потом и одним из владельцев лондонского театра «Глобус». Шекспир написал 37 пьес: трагедий, комедий и исторических драм.

Шекспир понимал, что близится конец старого, феодального мира. Но он не мог примириться и с новым миром буржуазии, с его властью денег и жаждой наживы.

Глубже всех писателей того времени Шекспир проник в мысли и чувства человека. Герой одной из трагедий Гамлет восклицает: «Что за мастерское создание человек! Как благороден разумом. Как точен и чудесен в действиях. Краса вселенной!»

В своих трагедиях «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта» и других Шекспир показал, как рушатся мечты благородных смелых людей о добре и справедливости. Самые дорогие автору герои кончают жизнь в неравной борьбе с царящим в мире злом. Юные Ромео и Джульетта пламенно любят друг друга, но их любви препятствует старинная феодальная вражда их семей. Герои погибают, но не смиряются. Шекспир не терял веры в лучшее будущее, в разум и волю человека. Он прославлял в своих пьесах сильных и отважных людей, их высокие чувства: любовь и дружбу, верность и мужество. Шекспир мечтал о тех временах, когда все переменится и наступит другая, светлая жизнь:

Коль поп не станет врать народу,

А пивовар лить в пиво воду,

Жечь будут не еретиков —

Сердца влюбленных простаков,

В суде невинных не засудят,

Долгов ни у кого не будет,

Забудет сплетню злой язык,

Зароет деньги ростовщик…

Такие времена настанут,

Что все ходить ногами станут.

После путешествий Колумба и Васко да Гамы мореплаватели не переставали бороздить своими кораблями бескрайние просторы океанов. В начале XVII века был открыт еще один новый материк — Австралия. Русские охотники и казаки проникли в неисследованные земли Северной Азии и вышли к берегам Тихого океана. Смелые путешественники исследовали большую часть суши, морей и океанов. Наука география делала необычайные успехи.

Чтобы правильно определить место, где находится корабль в открытом море, нужно было хорошо знать движение планет и звезд. Развивавшееся мореплавание требовало точных знаний по астрономии.

Средневековые взгляды на строение Вселенной (мира) были ошибочными. Считали, будто бы неподвижная Земля покоится в центре мира. Духовенство поддерживало это ложное учение: оно не противоречило церковной сказке о том, что бог создал Землю и людей, а Солнце и планеты заставил вращаться вокруг Земли.

Сокрушительный удар по церковным взглядам на Вселенную нанес великий польский ученый Николай Коперник (1473—1543). Более 30 лет Коперник наблюдал небесные светила с помощью самых простых приспособлений. Сделав сложные вычисления, Коперник пришел к выводу, что Земля вращается вокруг Солнца и вместе с тем вокруг своей оси. Значит, Земля лишь одна из планет и все они вращаются вокруг Солнца.

Зная, что за ним неустанно следят шпионы папы, Коперник долго держал свои открытия в тайне. Наконец, в 1543 году он опубликовал свою книгу «0 вращениях небесных сфер». Коперник был уже при смерти, когда друзья принесли и вложили в холодеющие руки ученого первый экземпляр его книги.

Открытие Коперника произвело целый переворот в науке. Рушилась сказка о том, что Земля и первые люди созданы богом. Учение Коперника подрывало авторитет религии.

Настоящим героем, борцом за науку был великий итальянский мыслитель Джордано Бруно. Бруно родился в 1548 году. Подростком родители отдали его в монастырь. Но с детских лет Джордано жадно тянулся к знаниям и посвятил себя не молитвам, а научным занятиям. Втайне от монастырского начальства Бруно познакомился с книгой Коперника и понял, что религиозный взгляд на мир лжив и нелеп. На него посыпались доносы. Сбросив монашескую одежду, Бруно бежал из Монастыря.

Началась жизнь, полная скитаний и тревог, но яркая и кипучая. Духовенство нигде не давало ученому спокойно жить и работать. За 16 лет он побывал во многих странах Европы — во Франции, Англии, Германии, Чехии. Бруно был красноречивым оратором, талантливым писателем и поэтом.

О чем же писал и говорил Джордано Бруно? Развивая учение Коперника, он утверждал, что «Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна». Не только Земля, но и Солнце не является центром мира. Вселенная — бесчисленное множество звезд, каждая из которых далекое от нас солнце. Вокруг этих солнц движутся свои планеты. Эта смелая мысль Бруно теперь полностью подтверждена наукой.

Одолеваемый тоской по родине, Бруно вернулся в Италию. Здесь он был коварно предан и попал в лапы инквизиции. Почти восемь лет провел Бруно в страшных тюрьмах. Но ни пытками, ни уговорами инквизиторам не удалось вырвать у него отречения от своих взглядов. Церковный суд приговорил ученого к сожжению на костре. Выслушав решение, Бруно бросил в лицо своим палачам: «Произнося мне приговор, вы дрожите от страха больше, чем я, идущий на костер!»

16 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжен. На месте его казни, на площади Цветов в Риме, ему поставлен памятник, на котором начертаны слова: «Он поднял свой голос за свободу мысли для всех народов и заплатил за эту свободу своей смертью». Уже ближайшие годы после казни Бруно принесли новые открытия в науке, подтвердившие истину, за которую смелый ученый отдал свою жизнь. Жители Венеции были взволнованы, у главного городского собора теснилась огромная толпа. Каждому хотелось посмотреть в зрительную трубу, через которую можно на далеком расстоянии отчетливо увидеть корабли в море и многое другое. Эту замечательную трубу установил на колокольне собора ученый Галилео Галилей (1564—1642).

Галилей был первым ученым, наблюдавшим небо в телескоп. Оказалось, что на Луне, как и на Земле, есть горы, что планету Юпитер окружают спутники и что даже на Солнце есть пятна. Много других открытий сделал Галилей с помощью своей замечательной трубы. И все они подтвердили учение Коперника и Джордано Бруно.

Церковь запретила читать книгу Коперника. Как бы в ответ на это Галилей издал научный труд, в котором отстаивал выводы польского ученого. Открытия Галилея возбудили бешеную злобу духовенства. Папа вызвал Галилея в Рим на церковный суд. Семидесятилетний ученый предстал перед инквизицией. Пять месяцев длился допрос. Угрозой пыток инквизиторы вырвали у измученного старика отречение. В одежде кающегося грешника он должен был опуститься на колени и произнести вслед за судьей унизительные слова «раскаяния». Позже об отречении Галилея была сложена красивая легенда, — будто бы, произнеся слова о том, что он не верит в движение Земли, Галилей поднялся с колен и воскликнул: «А все-таки она вертится!» В этой легенде выражена уверенность в том, что нельзя задушить свободную мысль человека. До конца своих дней Галилей оставался пленником инквизиции. Но он остался убежденным в правильности новых взглядов на Вселенную. Так наука восстала против религии и вырвалась из ее плена. Перед ней открылись необъятные просторы для изучения и объяснения мира.

Возрождение (фр. — ренессанс) — эпоха в развитии европейской культуры и философии, охватывающая XV — XVI вв. Начало берет в деятельности итальянских гуманистов XIV — XV вв. (Ф. Петрарки, К. Салютати, Л. Бруни и др.), постепенно к XVI в. становясь общеевропейским феноменом. Термин «Возрождение» связан с обращением гуманистов к античным истокам, желанием «возродить древний мир».

Однако Возрождение — это не простое подражание античным образцам. В этой эпохе переплелись и античность, и христианство, и магико-мистические мотивы позднеантичных подделок под откровения Гермеса Трисмегиста («Герметический корпус»), Зороастра («Халдейские оракулы»), Орфея (орфические гимны), — порождая своеобразную, отличную от средневековой и Нового времени, культуру. При этом параллельно с ней в университетах и монастырях продолжала существовать схоластическая ученость, горели костры инквизиции. Гуманисты открывали новые и переосмысливали старые тексты античных авторов, переводя их с языка оригинала, совершенствовали филологический инструментарий, ставили вопросы о свободе и достоинстве человека, утверждали примат активной, творческой деятельности над созерцательной, критиковали схоластику. Возрожденческий неоплатонизм разрабатывался Н. Кузанским, участниками Флорентийской платоновской академии. К мыслителям этого направления можно отнести и Дж. Бруно. Но Фичино и Мирандола пытались вписать свои философско-магические интересы в христианскую доктрину, Бруно с ней порывает. Аристотелизм был представлен П. Помпонацци, скептицизм — М. Монтенем, натурфилософия — Л. да Винчи, Телезио, Н. Коперником. Социально-философские вопросы рассматривались Н. Макиавелли, Г. Гроцием. Утопические социальные системы строят Т. Мор и Т. Кампанелла. Реформу католической церкви с позиций гуманизма предложил Э. Роттердамский.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Формирование научных знаний. Исследуя мироздание предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я