Внутреннее наблюдение – сложный, максимально субъективный метод
исследования личности человека.
Тестирование как метод психологического
исследования личности осуществляется по средством тестов.
Вопросы
исследования личности человека поднимались ещё в письменных источниках, принадлежащих древнегреческим философам, и датированы последними веками до н. э.
Психологический анализ изменений мотивов является одним из способов
исследования личности больного человека, в том числе и особенностей его деятельности.
Существенным недостатком данного метода
исследования личности является то, что испытуемый может сознательно повлиять на результаты, тем самым исказив представления о себе.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: наволочный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Сделав собственный рисунок, читатель получит возможность сопоставить представление о себе с приведённой в руководстве интерпретацией и ознакомиться с особенностями психографического
исследования личности на практике.
Человеческая речь, отражающая всё многообразие жизни, открывает путь к комплексному
исследованию личности и социально-психологических процессов.
Сегодня всё более актуальными в психологической науке становятся
исследования личности в стремительно изменяющемся мире.
Исследование личности предполагает использование как известных клинических тестов и опросников, так и проективных методик.
Экспериментальный период в
исследованиях личности совпал по времени с общим кризисом психологической науки в связи с господствовавшим в нём анатомическим подходом.
Он ввёл в процедуру подобного
исследования личности метод факторного анализа, выделил и определил ряд реально существующих черт личности.
Как объект
исследования личность уникальна по своей сложности.
Именно ошибки гипозначимости должны ложиться в основу правовых
исследований личности преступника.
Тем не менее различного рода сложности в организации психологического эксперимента делают данный инструмент познания исключительным в применении (не случайно экспериментальных
исследований личности в современной психологии немного) и вынуждают исследователей искать другие методы, способы, возможности изучения субъектности.
Кроме того, её несомненная компетентность и эрудированность в философии, увы, не даёт ей оснований для пренебрежительного отношения к значимости психологии в
исследовании личности обвиняемого.
Разнообразие исследовательских позиций и подходов, однако, не нарушило целостного представления о личности как предмете психологического исследования, но, наоборот, позволило увидеть многообразие ракурсов научного анализа проблемы, оценить наличие преемственности в её изучении в разные периоды развития психологической науки, очертить актуальные и выделить поисковые направления
исследования личности в современной психологии.
Такого рода биографии, ограничивающие повествование и область
исследования личностью того или иного художника, на самом деле переносят его творчество в некоторое обособленное пространство, где о времени сомнительно свидетельствуют лишь искусственные иерархии формальных ценностей.
Тышкова при
исследовании личности детей и подростков в трудных ситуациях пришла к выводу, что психологическая устойчивость – это целостная характеристика личности, обеспечивающая её устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций.
Но несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса
исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе.
Большинство психодиагностических методик
исследования личности выявляют множество составляющих её «кирпичиков», таких, например, как направленность личности (экстраверсия – интроверсия).
При
исследовании личности важно выяснить те психологические образования, которые возникают как прямой итог процессов, формирующих человеческую личность, и которые, в свою очередь, определяют то, как человек относится к явлениям окружающего мира, к собственным статусу, ролям, характеру.
Моделирование как метод
исследования личности применяется в том случае, когда исследование какого-либо явления уже известными простыми методами (такими, как наблюдение, опрос, тестирование) затруднено.
Общий вывод из сказанного состоит в том, что в
исследовании личности нельзя ограничиваться выяснением предпосылок, а нужно исходить из развития деятельности, её конкретных видов и форм и тех связей, в которые они вступают друг с другом, так как их развитие радикально меняет значение самих этих предпосылок.
При этом однако указывалось, что в область уголовно-правовых
исследований личность допускается «только потому, что она проявляется в преступном деянии, и лишь постольку, поскольку она проявляется в этом деянии».
Анализ материалов этого исследования подтолкнул к выделению стратегии «страуса» при встрече со странностями зрительного мира («перцептивная защита») и стратегии бдительности («vigilance», особой сверхчувствительности к несоответствиям и изменениям) как разных индивидуальных стилей восприятия; постановке проблем устойчивости поведения личности в неопределённых ситуациях и выдвижению гипотезы об установках как механизмах, обеспечивающих стабильность поведения в мобильном мире; а затем и к определению проблемного поля
исследований личности как психологии изменяющейся личности в изменяющемся мире [Асмолов 1979; 2002; 2010].
Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при
исследовании личности служат практические действия людей.
Очень важно различать в социально-психологических
исследованиях личность как объект общественного воздействия и личность как субъект своей сознательной активности, т.е. личность, взаимодействующую с другими наперекор природной безальтернативности и преобразующую этих других в соответствии со своим духовным миром.
Опыт
исследования личности в условиях антагонистических общественных отношений обнаруживает двухполюсное строение сферы её ценностных ориентаций.
По той же причине криминология не определяет задач, пределов и инструментария
исследований личности преступника, осуществляемых другими науками.
Важной задачей междисциплинарного
исследования личности преступника является раскрытие того главного звена, которое придаёт этой личности характер целостности.
Значительное развитие теоретические
исследования личности преступника в нашей стране получили начиная с 60-х годов.
Проекция постнеклассической методологии на
исследование личности обнаруживает две основные проблемные области.
Анализ исследований проводится с целью выявить нерешённые вопросы, раскрыть противоречия, сформулировать проблему, объект, предмет, сформулировать цель дальнейшего
исследования личности в её возникновении и развитии.
Исследование личности может помочь нам определить наши сильные и слабые стороны.
Если же мы ставим целью всестороннее
исследование личности писателя, мы изучаем уже не столько произведения, сколько «по кусочкам», из фрагментов воссоздаём мировоззрение пишущего человека.
Наряду с изучением личности преступника, а также причин и условий, способствующих совершению преступлений, важным является предметное и детальное
исследование личности потерпевшего (жертвы преступления), всех обстоятельств, в силу которых данный человек стал жертвой преступления.
– Метод генноидентификационного
исследования личности.
Теперь методичка просчётов стандартизированного многофакторного
исследования личности – его лучший друг до ночи.
Психологические аспекты тесно переплетались с психопатологическими и нередко рассматривались как этапы одного
исследования личности юридически значимого субъекта.
Таким образом, мы вынуждены констатировать явный разрыв между исследованиями познавательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью и
исследованиями личности аномальных детей [1, 2, 16, 29].
Например, в случаях
исследования личности преступника интервьюирование бывает затруднено в силу ряда обстоятельств: психологические комплексы интервьюируемых, открытость общения (неанонимность), недоступность респондентов в некоторых случаях и др.
Не оставлено без внимания и криминалистическое
исследование личности преступника – налогоплательщика.
На современном уровне научных достижений использование описательных методов, к которым относится наблюдение, беседа, словесный отчёт, независимые характеристики, для
исследования личности недостаточно.
Поэтому правильная мысль о необходимости и возможности
исследования личности обвиняемого трансформировалась в расплывчатую идею о медико-психологическом обследовании каждого подозреваемого и обвиняемого, которому может быть назначено наказание, связанное с лишением свободы.
В «Журнале
исследования личности» (Journal of Research in Personality) была опубликована статья «Влияние зрительного контакта на ощущение романтической любви», в которой доказывалось, что люди, которым советовали считать, сколько раз моргнёт их собеседник во время разговора, испытывали более сильные романтические чувства, чем представители контрольной группы, которым не давали никаких указаний насчёт зрительного контакта.
Важную роль в социологическом
исследовании личности играет понятие социализации.
Несмотря на то, что маскотерапия восхищает результатами и эффективностью, это не мешает ей развиваться и становиться более совершенной, например, с помощью использования результатов
исследований личности в различных состояниях сознания и измерениях времени (прошлом, настоящем, будущем, безвременьи и вечности).
Общефилософскую логику многоуровневого
исследования личности доказывают как постоянный научный интерес к тем или иным уровням в отдельности, так и поиск объёмного, диалектически многогранного понимания личности в целом.
Своеобразие
исследования личности вообще и творческой личности в частности заключается в том, что она чаще всего осмысливается как объектвоздействия определённых сил.