По сути, дедуктивный процесс, который и был «разумом» в аристотелевской философии, может испытать закон только путём проверки его на соответствие принципам
естественной справедливости, и этот критерий, каким бы ценным и необходимым он ни был, не единственный.
Он согласен с тем, что “закон, как ни худ, есть связь общества”; он утверждал, что улучшение существующих законов должно осуществляться средствами разумного законодательства, и прямое обращение к естественному праву возможно только в случае особо тяжкого нарушения
естественной справедливости.
Но представлять себе, что всемогущий отмщает чьи-либо грехи на невинном, непристойно и даже кощунственно, равно как и представлять его действующим вопреки основам
естественной справедливости и вопреки изначальным понятиям о добре и зле, которые сам же он насадил в наших умах, чтобы с их помощью мы судили не только о предметах, данных нам в опыте, но даже об истинах откровения.
По его мнению, «есть нечто высшее и неизменное, что определяет заработную плату, – это “Закон
естественной справедливости”, по которому заработная плата должна давать <…> рабочему возможность существовать» (цит. по: [Турчин 1993: 196–197]).
Вечная и неизменная
естественная справедливость лежит в основании этого порядка, именно ей отдаёт он предпочтение, а позитивный закон лишь одно из средств её реализации.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: соредактор — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Далее возражают, что приведённые тексты о естественных обязательствах, возникающих из договора о процентах, ничего не доказывают, так как они составляют единственное исключение из правила; исключение же это оправдывается тем, что уже
естественная справедливость требует, чтобы занятые деньги приносили проценты.
Но вышеприведённые тексты ничего не говорят ни о подобном исключении, ни о так называемой
естественной справедливости; напротив, они трактуют naturale debitum и возможность юридически действительного залога в смысле естественного последствия nudum pactum самого по себе, точно речь идёт о каком-либо ином содержании договора.
При этом под изменениями следует понимать более полное уяснение и осуществление обществом, его структурами, государством требований
естественной справедливости.
Править в котором будет чистая
естественная справедливость и когда поступать по закону станет выгодно.
Опыт принца – лишь опыт одного человека, в отличие от опыта трёхсот его советников, ныне живущих подданных или бесчисленного множества давно умерших людей древности (количественный критерий указывает, что обычай по умолчанию мудрее статута); а разум принца, который сообщает ему лишь то, насколько обычай или статут соответствует принципам
естественной справедливости, в конце концов может сказать ему не больше, чем разум любого наделённого им animal rationale.