Война чрезвычайно быстро формирует новые
групповые идентичности.
Интересными оказываются исследования чувства стыда и феномена
групповой идентичности.
Подход, который я использую в исследовании исторических корней современных украинцев и россиян, основывается на идентификации и реконструкции утраченных структур
групповой идентичности.
С тех пор было немало споров о том, как
групповая идентичность могла влиять на германцев 1-го тысячелетия, о её вероятной силе воздействия, и в должный момент мы вернёмся к этому вопросу.
Что касается вопроса о
групповой идентичности больших сообществ…
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рязанцы — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Новые данные – и не в последнюю очередь новое понимание
групповой идентичности и миграции – успешно разрушили это представление, и пришла пора заменить его чем-то новым.
Тем не менее очень важно не перейти из одной крайности в другую и не начать утверждать, будто мигрантов было очень мало и все они с лёгкостью меняли
групповую идентичность.
И вместо того чтобы считаться, как раньше, доминирующим фактором, определяющим ход всей жизни человека,
групповая идентичность теперь играет куда более скромную роль.
По мере того как меняются обстоятельства, делая одну
групповую идентичность более выгодной, чем другая, индивидуум меняет и свою приверженность ей.
Новые веяния и взгляды на
групповую идентичность оказали большое влияние на старые интеллектуальные построения.
У индивидуумов, рождённых в любых условиях, кроме самых простых,
групповая идентичность наслаивается постепенно.
По крайней мере, для этих людей
групповая идентичность порой становилась более важным детерминантом политического поведения, нежели преданность собственному царю.
Им не удалось обнаружить ни строгих границ, ни артикулированной
групповой идентичности, отличающих сообщество производителей.
Но она сохранилась в виде своеобразной идеологии и
групповой идентичности оппонентов режима и экспертного сообщества.
Представления о
групповой идентичности распространяются так далеко за пределы родственного круга только у людей и у кашалотов.
Ответ на вопрос о том, как идея университетской корпоративной культуры воплощается в тех или иных национальных и региональных границах, требует исследования процессов формирования
групповой идентичности, изучения мотивов множества действующих лиц, а также реконструкции внешних контекстов, в которых существуют университетские сообщества.
Социальные представления рассматриваются ею как механизм объяснения исторических событий в контексте групповой жизни, поддержания
групповой идентичности и группового копинга по отношению к конфликтным и травмирующим эпизодам групповой жизни.
Люди, обладающие схожими культурными чертами (включая и язык – один из главных символов
групповой идентичности в националистскую эру), могут считать себя принадлежащими к разным социальным группам, а люди с разными культурами – к одной.
Поток работ по истории социального взаимодействия дворянства и крестьянства, консолидации дворянской элиты, формирования коллективного самосознания, групповых интересов элиты,
групповых идентичностей становился всё более мощным.
В зависимости от конкретных обстоятельств, и не в последнюю очередь прошлого, наследуемая
групповая идентичность может являться более или менее сдерживающим фактором для индивидуума и представлять собой более или менее настойчивое побуждение к действию.
Любого рода
групповая идентичность – это и есть «ситуационный конструкт», они создаются, они меняются, они могут вообще прекратить своё существование, но одни более «недолговечны», чем другие.
В той же степени небезопасно выстраивать свою оценку потенциальных масштабов миграции в 1-м тысячелетии, отталкиваясь от предположения, что
групповая идентичность всегда была слаба, или же вовсе не учитывать её, если встречаются лишь противоречивые археологические свидетельства.
Но если в противоречивости археологических остатков нет ничего неожиданного, а полагаться на предположение о заведомо слабой
групповой идентичности у всех народов в 1-м тысячелетии, небезопасно вследствие его необоснованности, то эти два аргумента, которые должны подтвердить существование миграционного топоса, на самом деле подрывают эту концепцию.
Во-первых, это особенности индивидуального отношения к глобальным политическим явлениям и процессам, проявляющиеся в результате межличностного, внутригруппового и межгруппового взаимодействия, а также социально-психологических процессов на уровне общества в целом; во-вторых, влияние глобальных процессов и явлений на социально-психологические характеристики личности и группы (например, влияние роста информации о глобальном политическом кризисе на коллективные эмоциональные состояния в больших социальных группах); в-третьих, особенности отношения к глобальным проблемам в групповом сознании и совместной деятельности, несводимые к психологическим характеристикам отдельной личности (например, механизмы защиты позитивной
групповой идентичности при формировании коллективных представлений о потенциальных глобальных рисках, несводимые к личностным характеристикам членов группы).
Сегодня исследователи всё чаще обращаются к теме
групповой идентичности и групповой динамики как значимых факторов эффективности психологического воздействия (Латынов, 2012б).
Легенды о своих предках и героях, изустно передаваемые от старших к младшим, мифы, ставящие, как правило, данное племя в центр мироздания, укрепляли
групповую идентичность, цементировали общину, формировали коллективное сознание, передавали опыт и ценности.
Аппадурай показал, что необходимо определить «причину локальности как жизненного опыта в глобальном и детерриториализированном мире» и что нужно реконцептуализировать ландшафты
групповой идентичности, в которых группы больше не строго территориализированы, пространственно ограничены или культурно гомогенны.
Сложившийся к 1991 году сатирический миф «Митьков» о самих себе свидетельствует о ясном понимании ими механизмов ситуативного или случайного зарождения
групповых идентичностей и социальных движений при произвольных и на первый взгляд неблагоприятных обстоятельствах.
В сплочённой группе создаётся атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, и у членов её формируется чувство
групповой идентичности.
У пробужденных индивидуумов ощущение
групповой идентичности ослаблено либо отсутствует совсем.
Утопические представления были основой
групповой идентичности той научной или социальной среды, в которой я жил.
Религия – один из важных источников
групповой идентичности, которая может обеспечивать единство в сообществе.
В традиционных устойчивых командах сильное чувство сплочённости и
групповой идентичности мотивирует участников.
Оказалось, что стремление к сохранению положительной
групповой идентичности увеличивает сплочённость группы и делает внутригрупповое сотрудничество более вероятным.
Во-первых, чрезвычайно важной психологической особенностью биотехнологий является их участие в подтверждении
групповой идентичности.
Бывают события, которые ставят под угрозу чувство общности, порождают внутренние конфликты – и тогда возникает кризис
групповой идентичности.
Больше нет
групповой идентичности, которую можно принять и следовать ей.
Рассмотрение данного вопроса включает в себя описание параметров, позволяющих предсказать перспективы развития социальной сплочённости на основе анализа представлений индивидов о собственной
групповой идентичности и установок внутри- и межгрупповой коммуникации.
Изучение такого опыта с опорой на изучение «потребителей» текстов, читавшихся и слушавшихся в советской культуре, существенно осложняет расхожие представления о монологической простоте той же советской литературы, так как обнаруживает за ее дидактической предсказуемостью не «приукрашивание» и/или «искажение» социальной действительности, а ритуализованные маркеры
групповой идентичности.
При этом обращается внимание на то, что выбор индивидом этнической принадлежности, в отличие от других видов
групповой идентичности, нельзя рассматривать как целиком свободный и всецело находящийся его руках.
Идентичность как индивидов, так и групп не является цельной; разные
групповые идентичности одного и того же коллектива могут дополнять друг друга или конфликтовать.
Информацию к размышлению дают и случаи тех славянских племён, чья
групповая идентичность формировалась на основе общего культа: укоренённое в ландшафте священное, лежавшее в основе идентичности, представляется более приемлемым примером формирования идентичности в мире земледельцев, нежели гентилизм в его вышеописанном значении.
Первый: означает ли тот факт, что отдельные люди демонстративно меняли свою принадлежность к группе, то, что более крупные объединения людей, встречающиеся в повествовательных источниках (вроде паннонийских готов), вообще не обладали
групповой идентичностью?
Это создаёт достаточно интенсивную и эмоционально окрашенную
групповую идентичность, что и является базой для таких мощных расколов.
Данная работа направлена на выявление и изучение границ личной и
групповой идентичности представителей ювенальной инвалидности как субъектов социальных взаимодействий в условиях начавшихся процессов социальной интеграции инвалидов.
Когда
групповая идентичность ставится выше индивидуальной, вплоть до полного отказа от собственной индивидуальности внутри группы, коллективная идентичность и вытекающая из этого общность может создавать у членов группы ощущение всемогущества (Kernberg, 1984).
И прежде всего здесь необходимо отметить, что эти интеллектуальные конструкты мобилизуют не социальные группы, взятые как целое (что свойственно идеологии, оформляющей
групповую идентичность).