Отношение к ребёнку с отклонениями
в психофизическом развитии с позиций «культуры достоинства», на наш взгляд, является единственно возможным условием решения проблемы его социализации, поскольку только в этом случае аномальный ребёнок сможет найти своё уникальное место в структуре общества.
Рассмотрим теоретические позиции и конструкты, помогающие решать практические задачи специальной психологии, поскольку именно они определяют структуру анализа различных видов отклонений
в психофизическом развитии ребёнка, исходя из которого, можно разрабатывать и описывать логику диагностики и коррекционной работы.
На этапе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, которая в норме появляется в пять-шесть месяцев и «расцветает» к девяти-десяти месяцам, у ребёнка с отклонениями
в психофизическом развитии отсутствуют активные ориентировочные реакции на слуховые и зрительные стимулы, нет у него потребности и в новых впечатлениях.
Понимание социализации как процесса и результата становления субъекта позволяет анализировать и оценивать психическое развитие ребёнка, а также формулировать цели и задачи психологической помощи детям, имеющим отклонения
в психофизическом развитии.
Сбор анамнестических данных – значимый метод получения информации о детях с нарушениями
в психофизическом развитии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: предварительность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Длительное время система дошкольного образования была закрытой для детей с тяжёлыми множественными нарушениями, они в силу тяжести нарушений, значительного отставания
в психофизическом развитии оказывались вне доступа в дошкольные учреждения, состав воспитанников которых регламентировался рамками одной категории детей с определёнными нарушениями в развитии.
Предлагаемое учебное пособие отражает авторское понимание специальной психологии как психологической практики помощи детям, имеющим отклонения
в психофизическом развитии.
Одной из основных задач, которые решает специальная психология, является задача социализации ребёнка с отклонениями
в психофизическом развитии в обществе.
Сочетание недостатков даёт кумулятивный эффект и обусловливает трудности
в психофизическом развитии ребёнка по сравнению со сверстниками, имеющими единичное нарушение.
Специальная психология, являясь одной из отраслей психологии, одновременно входит в структуру целостного знания о детях с отклонениями
в психофизическом развитии, которое называется дефектологией.
Связь специальной психологии с общей психологией обусловлена тем, что последняя разрабатывает понятийный аппарат, исследует закономерности и механизмы функционирования психики человека, которые лежат в основе изучения ребёнка, имеющего отклонения
в психофизическом развитии.
Психологическая помощь ребёнку, имеющему какие-либо отклонения
в психофизическом развитии, нацелена на создание условий, способствующих овладению ребёнком высшими формами деятельности, т. е. его становлению как субъекта человеческих отношений.
Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой осуществляется через психологическое обоснование методов, способов, приёмов, условий коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения
в психофизическом развитии.
При этом такие понятия, как, например, «высшие психические функции», «социальная ситуация развития», «зона ближайшего развития», представления о ядерном дефекте приобретают особое значение при рассмотрении их в ракурсе оказания психологической помощи ребёнку, имеющему отклонения
в психофизическом развитии.
Основная социальная задача, которую решает специальная психология как прикладная дисциплина – изучение условий, обеспечивающих социализацию лиц с отклонениями
в психофизическом развитии.
С одной стороны, социализация как процесс интеграции ребёнка в структуру общества предполагает не только и не столько создание «щадящих» условий, позволяющих ребёнку с отклонениями
в психофизическом развитии (а затем и взрослому) существовать, не приспосабливаясь к общественным требованиям и не преодолевая своего дефекта, сколько подготовку ребёнка к самостоятельному решению возникающих перед ним реальных жизненных и социальных задач.