Буддийский мыслитель не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины.
В следующей главе я приведу реальные примеры
буддийских мыслителей и целых школ, представляющих тот или иной уровень развития.
Поэтому не истины, как правило, искали
буддийские мыслители, а путей к духовной свободе.
Поскольку главная цель буддийского «проекта» – преобразование сознания, изменение самого его типа (что могло описываться как замена различающего сознания – виджняны,базирующегося на субъект-объектной дихотомии, «недвойственным» – адвая –сознанием-гносисом – джняна), проблемы психики, сознания и механизмов его функционирования находились в центре внимания
буддийских мыслителей с самого возникновения традиции буддийского философствования, всегда в значительной степени бывшего своеобразной «феноменологией» сознания, подчинённой сотериологическим интенциям буддизма.
Единственный вывод, к которому и приходит неофит в подобной интеллектуальной ситуации – это теоретически не обоснованное, реально ничему не соответствующее утверждение о принципиальном пессимизме
буддийских мыслителей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: навинчивание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно этот идеологический контур и предопределил проблематику философии буддизма – концепция деятельности и сознания как её центрального фактора становится основой космологических построений
буддийских мыслителей.
Здесь необходимо отметить, что только человек (согласно некоторым
буддийским мыслителям – также божества и асуры) способен порождать карму и быть, таким образом, ответственным за свои поступки: другие живые существа только пожинают плоды благих или дурных деяний, совершённых ими в предыдущих человеческих рождениях.
Классификация дхарм рассматривалась
буддийскими мыслителями как важнейшая теоретическая проблема.
Её наличие предполагали ещё в середине первого тысячелетия древние
буддийские мыслители, утверждавшие, «что сознание не есть один из психических процессов, но что оно есть уровень, на котором синтезируются все конкретные психические процессы, которые на этом уровне уже не являются самими собой, так как на этом уровне они относятся к сознанию» [Там же].
Задачи разработки стратегии ведения полемики обусловили интерес части
буддийских мыслителей к проблемам эристики (искусству красноречия и аргументации), а затем и логики.