Её наличие предполагали ещё в середине первого тысячелетия древние
буддийские мыслители, утверждавшие, «что сознание не есть один из психических процессов, но что оно есть уровень, на котором синтезируются все конкретные психические процессы, которые на этом уровне уже не являются самими собой, так как на этом уровне они относятся к сознанию» [Там же].
Единственный вывод, к которому и приходит неофит в подобной интеллектуальной ситуации – это теоретически не обоснованное, реально ничему не соответствующее утверждение о принципиальном пессимизме
буддийских мыслителей.
Поэтому не истины, как правило, искали
буддийские мыслители, а путей к духовной свободе.
В следующей главе я приведу реальные примеры
буддийских мыслителей и целых школ, представляющих тот или иной уровень развития.
Классификация дхарм рассматривалась
буддийскими мыслителями как важнейшая теоретическая проблема.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: суесловный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Именно этот идеологический контур и предопределил проблематику философии буддизма – концепция деятельности и сознания как её центрального фактора становится основой космологических построений
буддийских мыслителей.
Буддийский мыслитель не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины.
Задачи разработки стратегии ведения полемики обусловили интерес части
буддийских мыслителей к проблемам эристики (искусству красноречия и аргументации), а затем и логики.
Поскольку главная цель буддийского «проекта» – преобразование сознания, изменение самого его типа (что могло описываться как замена различающего сознания – виджняны,базирующегося на субъект-объектной дихотомии, «недвойственным» – адвая –сознанием-гносисом – джняна), проблемы психики, сознания и механизмов его функционирования находились в центре внимания
буддийских мыслителей с самого возникновения традиции буддийского философствования, всегда в значительной степени бывшего своеобразной «феноменологией» сознания, подчинённой сотериологическим интенциям буддизма.