Технические достижения, как правило, оценивались отрицательно, и в этом пункте русские
футуристы сближались с немецкими экспрессионистами.
Российские
футуристы и до революции от этого родства всеми силами открещивались.
Поклонниками
футуристов становились в основном студенты и школьники старших классов гимназий.
В XX веке, когда стремительное развитие технологий подстёгивало художников и эти художники пытались догнать и перегнать катившийся в светлое будущее мир,
футуристы нашли свежее решение старой задачи.
Надо сказать, что собственно на стихи
футуристов тогда никто особого внимания не обращал.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: зубрильный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Это московское отделение
футуристов появилось в 1910 году, хотя заявило о себе в 1912-м.
В общем, настоящие
футуристы не предсказывали будущее – они ломали прошлое.
Когда улица уже наделена языком
футуристов, а приёмы ленинской речи исследуются формалистами, вопросы строительства быта, в том числе языкового, продолжают революцию, в том числе языка, и оказываются на порядок сложнее.
Итальянские
футуристы ещё в 1909 г. публиковали манифесты, похожие на дадаистские как одно яйцо на другое: и полиграфическое исполнение а ля дада, и шум среди общественности по образу и подобию дада 4.
Апофеозом «бесчинства формы» называет он заумную поэзию
футуристов, признавая её лабораторное значение, но отказывая ей в художественной значимости.
Помимо легендарных выступлений
футуристов следует обратиться и к другим формам декламации, более специфичным именно по отношению к жестам и достигающим тесного единения жеста и слова, – какими бы скандальными они на первый взгляд ни казались.
Правда,
футуристы ещё раньше ввели в искусство (и в свои мероприятия) понятие и технику создания скандала.
Важно отметить другое – впечатление необычности и новизны, которые они вызывали: будущий
футурист впервые столкнулся с живописью, которая не давала иллюзии видимой реальности.
Сейчас
футуристами часто называют тех, кто описывает или изображает будущее – это почти синоним слова «футуролог».
Успех
футуристов оказался не только скандальным.
Ну, во-первых,
футуристы продолжили и довели до крайности ненависть предыдущего поколения к «мещанам», к «сытым».
Следует заметить, что многие модернисты (в особенности
футуристы и дадаисты) часто создавали коллажные композиции, также включающие различные готовые предметы.
Эпатажный призыв
футуристов в 1912 г. «бросить классиков с парохода современности» не нашёл поддержки, равно как и некоторые попытки в 1920-е гг. строить чисто пролетарскую культуру, не ориентируясь на предшествующее культурное наследие.
Я в ту же поездку посмотрел там коллективную выставку: Пикассо и первые картины
футуристов.
Не случайно манифесты
футуристов напоминают модернистские стихи.
Интересно выяснить как происхождение футуризма, так равно его сущность, программу и стремления, a также психологические основы творчества
футуристов, связанные с их задачами, реформами и попытками сказать новое слово…
Едва ли будет преувеличением сказать, что движение
футуристов первоначально состояло из пяти мужчин и энергичной собаки.
Поскольку компьютерный интеллект, как мы уже говорили, сильно подешевеет и найдёт широчайшее применение, некоторые
футуристы считают, что будущее человечества будет похоже на сказку.
Молодые
футуристы, падкие на экстравагантные и эксцентрические выходки, предложили разрисовывать в антракте лица желающих из публики, о чём сообщалось в афишах…
Перед
футуристами стояла задача куда более ответственная, чем поиск новой земли – они должны были обнаружить новые времена, а этим захватывающим, но опасным делом могли заниматься только безумцы.
Разъятию языка, которым занимались
футуристы, сопутствовали успехи лингвистики.
Сразу хочу предупредить, что и в одесской, да и вообще в российской прессе в 1910-е годы
футуристами часто называли всех представителей новых течений и направлений в искусстве – без разбору и оглядки на то, кубист он, имажинист, акмеист или фовист.
– Да, мы в молодости ходили на вечера
футуристов…
Девушки понесли, держа за древки, над головой шагающего
футуриста жизни белое полотнище, на котором крупными чёрными буквами было намалёвано: «Долой стыд!» Первый русский йог стал зычно говорить, что самое красивое на свете – это человеческое тело, и мы, скрывая его под одеждой, совершаем святотатство.
Наряду с произведениями, авторы которых, действительно, пытались сказать новое слово в литературе, в книгах
футуристов печаталось немало вздора, затемнявшего основное течение.
Каллиграммами увлекались
футуристы начала прошлого века.
На мой взгляд, в случае с «кинежурнальными» статьями, как подписными, так и псевдонимными, проявляется не только естественное влияние учителя на ученика, но и характерное для программных текстов ранних
футуристов коллективное авторство.
Футуристы ненавидят покой и инертность, в неподвижности они видят причину застоя и тления, движение, бег, суета, грохот городских улиц, рёв автомобилей, визг паровозов, многоцветный муравейник толпы – вот поэзия и вдохновение
футуристов, в этом тайна и признак их бунтарства, в этом ртуть и натиск их безумного, пламенного бега к царству будущего…
Из-за толкотни, установки приставных столиков и запаздывания «гвоздя» программы –
футуристов начало задерживалось.
Предваряя собственные открытия экскурсом к их предпосылкам из ранних манифестов,
футуристы утверждали непрерывность и преемственность своей практики, а также постоянно соотносили свои инновации с современными им европейскими авангардными движениями (дадаизмом, сюрреализмом, конструктивизмом), с которыми они стремились конкурировать, но, безусловно, также испытывали их влияние.
Впрочем, читавшие мои прежние статьи должны помнить, что я никогда не разделял того абсолютно отрицательного отношения к русскому футуризму, каким его встретила часть нашей критики, и с самого начала указывал в рядах
футуристов на несколько несомненных дарований.
Опыт
футуристов оказал влияние на европейских авангардистов, о чём свидетельствуют многочисленные напечатанные книги того периода.
Здесь в 1922 г. вышла его книга «Стихи», написанная под влиянием
футуристов.
Петербургские
футуристы не желают признавать московских.
Так меня назвал один поэт
футурист.
Оперируя по преимуществу чистыми лирическими эмоциями, искренностью, близкой к исповедальности, и «прямым лирическим высказыванием», уральские поэты облекают их в новую одежду – в формы открыто авангардные в своём эстетическом радикализме, зачастую игровые, наследующие творческим практикам
футуристов, сюрреалистов, дадаистов и т. д. и основанные на концептуальном расшатывании любой жёсткой поэтической стратегии.
Настойчивое стремление советской власти разделить русскую культуру на «старое», «умирающее» эмигрантское искусство и «молодое», «бурно развивающееся» советское было ещё более очевидно в силу того, что ничем не подкреплялось в действительности, где модернизм, вопреки ранним попыткам
футуристов найти точки соприкосновения с революцией, никогда не процветал, а в ходе антимодернистских кампаний сталинского режима фактически был поставлен на грань исчезновения.
– Надеюсь, вы как бывшие
футуристы не возражаете против такой концепции?
Вспомним маскарадность “Арзамаса”, мистическую игру символистов, жёлтую кофту
футуристов.
На полу, под ногами, валялись издания раритетные сборников
футуристов, пожелтевшие томики фетовских чудесных «Вечерних огней» – прижизненное издание, и много чего ещё.
Так кончилась жизнь великого
футуриста, ставшего квазидадаистом, потом издателем самих красивых и самих ценных художественных книг своего времени.
Но после ряда экспериментов более чем двадцати работ в стиле неопривитимизма («Аргентинская полька», «Уборка ржи», «Прачка» на выставке «Ослиный хвост»), а ещё он специально в 1915 году участвовал в выставке
футуристов, для которой специально и создал свой «Чёрный квадрат», «Летящий аэроплан» и естественно «Автопортрет в двух измерениях».