Эта тайна – тайна церковной
соборности, когда каждый молится и просит за всех, как за себя.
Путь индивидуализации также закономерен, так как чувство индивидуальной автономности, самодостаточности так же важно, как и чувство
соборности.
Здесь, как и в готике, идея
соборности, единства мироздания была воплощена в праздничной декоративности, вынесенной наружу.
Тем самым был нарушен принцип
соборности, фундаментальный для церковного строения.
Приходится соглашаться: пока доберёшься до русской
соборности, надо перейти через тысячу вздорностей.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: механизироваться — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Славянофилы хотели реформировать самодержавие в духе идеалов православной
соборности.
Большую смысловую нагрузку несёт и понятие
соборности.
Однако по мере перехода государственного строя от начал
соборности к полицейскому абсолютизму и замене гражданских прав сословными привилегиями законодатель перестаёт уделять внимание регулированию самозащиты, «ибо несправедливо и с общим порядком несходственно бы было, когда бы всяк в собственном деле вздумал сделаться судьёю».
Важна не только иерархия, но и
соборность народов.
Вместе с тем он полагал, что народ, живущий не искажённой внешними воздействиями жизнью, сохранил в основах своего бытия первоначала подлинной христианской
соборности, отражающиеся в том числе в общинной организации русской деревни, которая имеет отношение не только к экономической деятельности, но прежде всего социально-психологически, если выражаться современным языком, объединяет в нечто целое отдельных людей, не мешая их собственной индивидуальности.
Естественным образом последовала в жизни западной церкви подмена
соборности авторитетом папы: «авторитет внутренний» уступил место «авторитету внешнему».
Её также можно было бы назвать
соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом.
Ведь
соборность означает такое единство людей, которое устраняет социальные антагонизмы и обеспечивает свободу каждого.
Дискурс
соборности продвигался в сторону богословия личности и, тем самым, – к теоцентрической персонологической парадигме.
Человечность, открытость, сострадательность, особая
соборность интеллигентности прочно объединили буквально все виды творчества, означив разными для каждого из них средствами совпадение духовных предпочтений.
Условием возрождения этой самостоятельности представлялось освобождение церкви от опеки государства, а одной из непреложных форм проявления
соборности – созыв поместного собора православной церкви.
Соборность предполагает, что субъектом познания и морали выступает не одна конкретная личность, какая-то политическая группа, а всё человечество, объединённое принадлежностью к одному божественному образу.
Но впереди ещё было долгое десятилетие, страна должна была погрузиться в беспощадную мировую бойню и постыдное партийное словоблудие, прежде чем народ осознал необходимость восстановления
соборности и патриаршества.
Поправшие идеал
соборности, извратившие смысл заповедей, погрязшие в роскоши главенствовали в ней.
Соборность стала трансформироваться в коллективизм, а затем коллективизм деградировал в стадность.
В противоположность этому в славянофильской философии право аргументируется на основе категории
соборности – единства права и нравственности, решается вопрос о сущности человеческой свободы, где нравственность выступает её содержанием, а право отражает её формальную сторону.
Конституция, даже беспамятная, не способна освободить наших граждан от исторической памяти и неистребимого коллективизма (духа
соборности), т. к. для этого потребуется не одна образовательная реформа и не два десятилетия нефтяной иглы, а как минимум несколько десятилетий тотального разложения.
И познание его предполагает духовную
соборность человечества.
Инициированное родоначальником славянофильства феноменологическое понимание
соборности, возвышающееся над религиозным и мирским её восприятием, стихийно было востребовано всеми направлениями русской философии и составило основное их смысловое и ценностное содержание.
Такая общность,
соборность сознания сделает философа в его интуитивном творчестве менее одиноким и разделит ответственность за его дерзновение.
Как выяснилось позднее, из всех этих составляющих ключевую роль в создании курса сыграла именно
соборность, которая и позволила нам слить в едином духе все наши мыли и представления о том, что такое православная психология через призму православной аскетики.
От обычного коллективизма концепция
соборности отличается тем, что центральной идеей в ней является достижение коллективного спасения.
Данное определение сформулировано мной, но оно вполне соответствует хомяковскому толкованию
соборности и целостному потенциалу всего жизнетворчества русского мыслителя.
Internet – это
соборность мысли, сознания и творчества, которая реализуется как сетевая демократия, как стремление к свободе, нелюбви к внешней авторитарности, навязыванию мнения от имени какого-либо института.
Соборность состоит не в том, что во главе правления стоит не одно лицо, а несколько; она состоит в том, что действия правительств выражают желание всех управляемых.
Исторически иджма есть
соборность решений, аккумулированных в юридическом преодолении преград, встающих на пути противоборства разных вариантов подхода к тем или иным проблемам.
Однако принципу
соборности может противостоять церковный провинциализм (филетизм, этатизм), а также псевдо-экуменические притязания церковного империализма любого вида.
Некоторые дворянские литераторы подчёркивали российскую
соборность как признак особой приверженности россиян в коллективном выражении преданности самодержавному строю, царю, императору.
Но поскольку она помещала данное только в сырой материал явлений (ощущения), приписывая пространственно-временное формирование этого материала в объекты восприятия (эмпирические представления) формам чувственности и продуктивного воображения, а формулирование этих объектов в предметные понятия – спонтанности рассудка, которая также определяет
соборность воображения в отношении его форм, вещи всё больше и больше отступали на задний план, и их существование становилось проблематичным.
Соборность здесь положительно определяется сжатыми, сосредоточенными высказываниями.
Если в качестве атрибутов религиозной
соборности можно рассматривать благодать, любовь, единство, свободу, органичность, открытость, общедоступность, человечность, то атрибутами Internet-соборности выступают аналогично единство, свобода, толерантность, открытость, общедоступность, человечность и, кроме того, универсальность, всеобщность, воспроизводимость, повторяемость, вариантность, индивидуальность.
При этом подчёркивалось, что следует отличать истинную
соборность от ложного парламентаризма.
Высокая
соборность составляет основание мира.
Мало того, что я сохраню мир как бытие
соборности, а не хаос энтропии, так я ещё и на личном примере объясню искателям счастья, почему сложное предпочтительней простого.
Может быть, просто это более современно для меня звучит, но в этой мысли об общности я имел в виду другой тоже очень известный религиозный принцип, который касается проблемы
соборности.
По мнению современного исследователя, в послехомяковскую эпоху «
соборность неуклонно, всё сильнее и откровеннее заземлялась <…> и низводилась до простого социального и органического принципа».
И символом этой личностной
соборности выступает тот, кто незрим, непостижим, немыслим…
Коллектив упивался новой
соборностью в мистической темноте кинозала, где возникало особое, высокого качества, духовно-эмоциональное единство.
Быть может, эта пресловутая
соборность и не столь уж определяет русское сознание, определяя только историю, что не совсем одно и то же.
Общая
соборность складывается из общего, что присуще индивидуальностям.
Это способствовало формированию особого типа коллективного сознания, получившего, в противоположность индивидуализму, название
соборности, в которой многие авторы по сей день видят специфику и сущность «русской души».
Тема взаимности, или симфоничности человеческого бытия, в русской философии разработана в меньшей степени, нежели тема
соборности, хотя последняя, как это становится совершенно ясным теперь, является непосредственным выводом из первой.
Соборность должна сопровождаться и уединением, и одиночеством.
Тут и своеобразный органический демократизм, и жажда
соборности, преобладание единства любви над единством авторитета, нелюбовь к государственности, к формализму, к внешним гарантиям, преобладание внутренней свободы над внешним оформлением, патриархальное народничество и т. п.