Карта слова «педология» примеры предложения

Предложения со словом «педология»

Российская психология в этот период переживает тяжёлые годы – репрессии, разгром педологии, политизация науки, затем – особая работа в годы войны и вновь репрессии на рубеже 40–50-х годов.
Но несмотря на указанные трудности и недостатки, в целом педология внесла серьёзный вклад в развитие психологического знания о ребёнке.
Это стало основой понимания педологии как синтетической научной дисциплины, призванной дать целостное знание о ребёнке.
Активно развивалась педология, пытавшаяся найти новый подход и изучать ребёнка целиком, а не только его образование.
Стремившаяся реорганизовать производство психотехника была закрыта, как и реформистски ориентированная педология, но психология продолжала решать практические задачи, причём в разных сферах жизни.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кантовка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Нейтральное
Положительное
Отрицательное
Не знаю
Таким образом, педология приобретает характер комплексного знания о человеке.
Попытки определения предмета и методов, выделения научных постулатов педологии пронизывают всю недолгую историю её существования и представлены прежде всего в трудах её главных теоретиков.
Одновременно с психотехникой проводилась ликвидация педологии.
Оно клеймило педологию как лженауку, классово-враждебное течение, издевательски относящееся к детям и тем самым наносящее вред советскому государству.
Острота критики и санкций против педологии объяснялась так же тем, что она не выполнила ожидаемой от неё миссии – научной поддержки ряда важных идеологических идей.
Так, в русле педологии появился самый знаменитый по сей день тест, показывающий интеллектуальные навыки – IQ.
Учитывая же историческую обусловленность социальности, предметом советской педологии необходимо признать «социально-культурное развитие социалистического человека» или «развитие «нового человека», закономерности и факторы этого развития» [там же].
Определённую роль в судьбе педологии сыграл тот факт, что наряду с учеными-педологами педологическое движение включало огромное число практикующих педологов, к сожалению, часто слабо подготовленных для углублённой психологической работы с ребёнком и не имеющих возможности критично и конструктивно оценить значение тех или иных выдвигаемых научных теоретических идей.
Другое направление, реализовывавшее групповые методы в социальной практике, возглавила педология, пытавшаяся разрабатывать методы и приёмы развития школьных коллективов в духе коммунистического воспитания.
Блонский отмечал, что педология должна пониматься как наука о возрастном развитии ребёнка в условиях определённой социально-исторической среды [13, с. 9].
Он поставит остро вопрос о праве педологии на монополию в области синтетического знания о ребёнке и о том, что столь же весомы претензии других наук, в т. ч. психологии, привлекать различные данные для целостного рассмотрения своего предмета.
Это существенно отличало позицию учёного от традиционного для педологии представления о наличии «двух факторов».
Указывалось, что педология опиралась на «закон фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды».
Педология сосредотачивалась прежде всего на проблемах развития ребёнка, её методами были наблюдение, психологический эксперимент, антропометрические методики, изучающие физическое развитие детей, а также анкетирование и тесты.
Педология позиционировалась прежде всего как практическая, прикладная дисциплина, она должна была прийти на помощь школьному учителю, воспитателю, содействовать физическому и интеллектуальному развитию детей, найти оптимальные методики обучения и развития.
Трагическая судьба педологии надолго порвала связи между наукой и практикой, перекрыла возможности развития психодиагностики, а комплексные междисциплинарные исследования детства, ассоциируясь с репрессированной дисциплиной, на долгие годы оказались под негласным запретом.
Единственной «марксистской наукой о детях» считалась тогда педология.
И следует отметить с самого начала, что в этом отношении педология является глубоко своеобразной, но не исключительной и не единственной наукой.
Марксистская педология видит в коре высший центральный орган, объединяющий деятельность всего организма и соотносящий эту деятельность с внешней средой.
Таким образом, педология изучает не только ребёнка как целое, но ещё шире – ребёнка в его взаимодействии с окружающей средой.
Кроме технических дисциплин, будущему специалисту давались курсы педологии, педагогики, психологии, возрастной гигиены и другие.
Содержание педологии составила механическая совокупность психологических, физиологических и биологических концепций развития ребёнка.
Более того, 1936 год – это год интеллектуального банкротства педологии.
Не останавливаясь сейчас на принципиально философской стороне ревизии педологии во всей её полноте, мы коснёмся одного только пункта этой ревизии, но пункта, имеющего центральное и теоретическое, и практическое значение.
Только генетическая точка зрения, применяемая педологией, позволяет произвести научный анализ влияния одного и другого фактора.
Напротив, сложность этого взаимодействия обязывает педологию к вскрытию в каждом отдельном случае участия того и другого фактора в генезе изучаемого явления.
Вот почему педология является наукой о ребёнке как едином целом.
Самая детская психология при этом становится только одной ветвью педологии, одной из педологических дисциплин.
Напоминание о социальной опасности, заложенной в исследованиях интеллекта, мы находим в истории отечественной педологии.
Дух и буква постановления и последующих директив о педологии имели разгромный характер.
Поэтому правильный анализ кризиса совершенно необходим для того, чтобы выяснить все вопросы дальнейшего существования и развития педологии трудного детства.
Ответить на эти вопросы педология сможет, если она действительно последовательно продумает свои основные теоретические положения до самого конца и сумеет сделать из них правильные практические выводы.
Обычно этот период в развитии педологии связывают с изобретением и широким внедрением тестов, на основе которых ребёнку часто ставился психологический диагноз и осуществлялся прогноз его жизненного пути (по крайней мере, в сфере образовательного и профессионального взаимодействия с социумом) – адекватно интерпретировать полученные при тестировании результаты учёные оказались не в состоянии.
Эта аналогия имеет не только внешнее, но и более глубокое внутреннее основание, вскрыть которое мы должны, ибо без этого не найдём правильного методологического решения интересующего нас вопроса, не поймём, каким образом медицина и психиатрия перестали ставить такие диагнозы, не поймём, чего недостаёт современной педологии, чтобы она оказалась в состоянии перейти от таких диагнозов к истинным диагнозам.
У нас чрезвычайно много труда затрачивается на теоретическую разработку проблем педологии.
Эта историческая параллель кажется в высшей степени поучительной, ибо она позволяет нам не только утешаться, сознавая, что другие науки переживали сходное с нами положение, но и прямо указывает, как выйти из этого положения, или, вернее, каким путём другие науки в своё время преодолели аналогичный кризис и в чём, следовательно, заключается задача, стоящая перед педологией сейчас.
Отдельные структуры в статусе отделов занимались педологией и психологией (мы расскажем об этом чуть позже), проблемами частных методик, организации народного образования (чуть позже это назовут школоведением), профессиональной педагогики.
Вместо признания приоритета древнего биологического опыта, выдвигаемого биогенетическим принципом, марксистская педология выдвигает первенствующее значение в развитии ребёнка роли мозговой коры человека, этого позднего приобретения человечества.
В то время учебная программа строилась на принципах педологии – новомодной науке о первостепенной роли социальных факторов в формировании детского сознания.
В настоящем виде, несмотря на отсутствие окончательной, во всех деталях и пунктах разработанной исследовательской программы, основные черты плана можно считать уже выясненными и принятыми, основные пути исследовательской работы по педологии намеченными.
В результате удалось справиться с рядом относительно простых, но практически важных задач, которые были поставлены перед педологией требованиями жизни.
Таким образом, выход из кризиса заключается в превращении педологии трудного детства в науку в буквальном и точном смысле этого слова.
Если мы спросим себя, чего же не хватает нашей методике, чтобы стать действительным средством научного исследования, если мы захотим докопаться до скрытых корней переживаемого кризиса, мы увидим, что эти корни заложены в двух различных областях: с одной стороны, в теоретической педологии трудного детства, с которой методика связана теснейшим образом, а с другой – в общей методике педологического исследования нормального ребёнка, на которую также опирается специальная методика трудного детства.
Педология ещё не установила точно, что она должна исследовать, как должна это определять, что должна уметь предвидеть, какие советы должна давать.

Значение слова «педология»

  • ПЕДОЛО́ГИЯ, -и, ж. Совокупность психологических, социологических и других концепций 38 о развитии и воспитании ребенка, не представляющая целостной теории. (Малый академический словарь, МАС)

    Все значения слова ПЕДОЛОГИЯ

Цитаты со словом «педология»

  • Педология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой — педологию.
  • Если же под психологизмом в педологии понимать — именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, попытку установить иерархию в возрастном симптомокомплексе и признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности, … то … такая точка зрения представляется нам совершенно справедливой.
  • …если синтез не просто пустое слово, а обозначает реально существующий в природе детского развития факт, то педология приобретает в признании этого факта свою неоспоримую объективную прочную основу.
  • (все цитаты)

Отправить комментарий

@
Смотрите также

Значение слова «педология»

ПЕДОЛО́ГИЯ, -и, ж. Совокупность психологических, социологических и других концепций 38 о развитии и воспитании ребенка, не представляющая целостной теории.

Все значения слова «педология»

Синонимы к слову «педология»

Морфология

Правописание

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я