Закономерно и то, что одной из центральных областей
науковедения – и за рубежом, и в нашей стране – традиционно была социология науки, одна из приоритетных тем которой – взаимоотношения науки и общества.
Показательно, что главная составляющая отечественного
науковедения – история науки – в позднесоветские годы породила такую область знания, как социальнаяистория науки.
По сути, артиллерийские расчёты составляют то, что в
науковедении называют социотехнической системой.
Среди ключевых понятий
науковедения центральное место традиционно занимают такие конструкты, как когнитивное и социальное, относящиеся, соответственно, к самому научному знанию и социальному контексту его производства.
Следующий уровень исследования – историография
науковедения рано или поздно порождается в процессе накопления историко-научных результатов.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: буерачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Всё более популярными в
науковедении становятся идеи научного плюрализма и методологического либерализма.
И как ни странно, этой науке сейчас приходится переоткрывать для себя данную хрестоматийную для
науковедения истину.
Объектом любой науки, с точки зрения современного
науковедения, является отдельная часть (или совокупность элементов) объективной реальности, которая обладает определённым или специфическим свойством.
Подобная ситуация вынуждает обратиться в общей структуре
науковедения и его проекции на «территорию» психологии.
Естественно, возникает и развивается
науковедение –отрасль, которая занимается исследованием и изучением развития собственно научного знания, анализирует структуру и динамику научной деятельности, взаимосвязь науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества.
Науковедение традиционно опиралось на эту дихотомию: одни его разделы, такие, как философия и методология науки, изучали в ней преимущественно когнитивное, другие, такие, как социология и психология науки, – социальное.
Эти наслоения на знание об объекте в соответствии со сложившейся в
науковедении традицией можно назвать «субъективными», но только в том смысле, что их источником является познающий субъект.
Два основных раздела
науковедения – общая методология науки и социология науки – оказались очень неравномерно представленными на данной «территории» (подробнее об этом – во второй части этой книги).
Целое направление
науковедения, или гносеологии, посвящено изучению субъективного фактора в познании.
Я думаю, что наиболее актуальной задачей современного
науковедения является поиск методов бинарной ориентации, которые могли бы надёжно сочетать как количественные, так и качественные подходы к оценке результатов научной деятельности и отдельных учёных, и научных коллективов.
Она и составляет эволюционное
науковедение.
Причём, заметный вклад в него уже на начальном этапе внесли представители советского
науковедения, занимавшиеся проблемами строения и развития науки [Гиндилис, 2012].
На данном этапе развития педагогического
науковедения вышли из печати и работы методологического плана, связанные с отдельными частными вопросами из рассматриваемого содержательного поля.
Как специальная дисциплина, самостоятельная отрасль знания
науковедение оформилось в 60-е гг.
Современные научные исследования предполагают, во-первых, переосмысление теоретических положений, разработанных в области социальной работы в конце XX века, как позитивных, так и негативных, требуется преодоление ошибочных точек зрения по поводу возникновения новой социальной науки, связанной с отдельными формами движения, конкретными сферами и сторонами общественной жизни, развитие
науковедения в области социальной работы; во-вторых, научная полемика предполагает глубокое освоение зарубежных парадигм социальной работы, учёт влияния процесса глобализации на развитие системы социальных наук, отражающих многообразие объективной социальной реальности; в-третьих, требуется уточнение классификации социальных наук, более глубокое уяснение взаимосвязи и взаимодействия социальной философии и теории социальной работы, социологии, социальной педагогики, социальной психологии и т. д., имея в виду, что непроходимой пропасти между социальными науками нет.
Науковедение оказалось для меня не только модной на протяжении второй половины прошлого века рецептурой научно-организационной деятельности и не только утешением для научных или околонаучных управленцев.
Вот здесь-то и возникает проблема
науковедения и наукометрии.
Важнейшей задачей
науковедения является создание прочных теоретических основ для проведения однозначных объективных и строго научных наукометрических и экспертных качественных оценок эффективности научной деятельности.
Комплекс этих дисциплин называется
науковедением.
Занятие реставрацией, с точки зрения
науковедения, можно считать научным и правильным, если при этом создаются непротиворечивые концепции.
Поскольку история языкознания не выработала собственной модели развития своей науки, она обратилась к опыту
науковедения.
Аксиомой
науковедения является положение, которое гласит, что разработка понятийного аппарата представляет собой начальную ступень научного познания.
Уже в XX веке
науковедение сформулировало так называемый принцип фальсификации, который, в сущности, постулирует следующее: наука как таковая не может быть полноценным мировоззрением, она лишь создаёт схемы, помогающие людям более или менее ориентироваться в окружающем мире.
Науковедение делится на онтологию и гноселогию (методологию).
Внутреннее
науковедение исследует науку как таковую, а внешнее – в связи с другими объектами.
Этот аспект составляет собственно эволюционную сторону
науковедения.
Таким образом, по сравнению с философией науки
науковедение имеет менее фундаментальный и более описательный характер.
Аннотация:статья представляет собой опыт анализа специфического мира библиотек, архивов и музеев с позиций современного теоретического
науковедения.
Эту сквозную и животрепещущую проблему нынешней интеллектуальной, общекультурной и – не побоюсь сказать – общественной жизни мне бы хотелось рассмотреть в самом близком и понятном для меня теоретическом ракурсе – в ракурсе
науковедения.
Один из важнейших общеисторических уроков
науковедения заключается в том, что история творчества и наших познаний есть история преобразующихся во времени тысячелетних трудов наших предков и современников.
Философская, историческая и общекультурная ценность
науковедения – не только в том, что это наука о работе мышления над природными, техническими, интеллектуальными и социальными объектами, но и о работе мышления во времени и между людьми (с их несхожими психологическими и экзистенциальными складами, навыками, традициями, институтами).
Нынешнее
науковедение – не вполне ещё оценённый комплекс дисциплин, включающий в себя, в частности, логику науки, историю науки, психологию научного творчества и т. д., – даёт нам огромный и разнообразный материал для размышлений о важности внезапных, нелинейных связей нашего сознания и мысли, о важности непредвиденных, казалось бы, контрастов и парадоксов.
Существующие параллельно
науковедение, социология науки и история науки в состав этого уровня, как правило, не входят.
Науковедение представляет собой синтез экономики науки, социологии науки, психологии научной деятельности, теории научной и научно-технологической политики.
Многие специалисты в области
науковедения считают, что чисто количественным методам оценки научной работы следует противопоставить экспертные оценки, которые дают высшие научные авторитеты трудам и достижениям других учёных.
Эти дополнительные специальные знания как раз и должны давать
науковедение и наукометрия.
Первоначально
науковедение включало весь комплекс наук о науке, а также представляло собой междисциплинарные исследования, предполагающие изучение прежде всего закономерности развития и функционирования науки.
Что касается проблемы модернизации научно-религиозного дуализма, то в нулевые годы 21 века начала формироваться особая ветвь
науковедения, социологии как науки, связанная с идеей модернизации отношений науки и религии.
Обсуждению важных с нашей точки зрения аспектов педагогического
науковедения посвящается данная книга, содержащая четыре главы: в первой рассмотрен общеметодологический пласт проблемы исследования педагогической реальности и описывающего её знания, а также соответствующим образом ориентированный процесс педагогического поиска, его история, общенаучные регулятивы и ориентиры, полипредметный контент.
Анализ представленных теоретических проектов позволяет сделать и ещё ряд выводов: само произнесение клише «методология педагогики» кажется сегодня пока ещё нам недостаточно подкреплённым, поскольку её отделение от методологии гуманитарного познания в целом («вычленение себя» как особенного) возможно едва ли только в предмет-объектном поле – а вычленение из общегуманитарной методологии педагогического исследования на уровне метода очень трудно; значимо отличающей метод педагогического исследования от методов смежных наук стратегии мы в работах поискового
науковедения не нашли.
Предмет-объектная определённостьобсуждаемого поиска уже была представлена в предшествующем изложении; проблемный форматможет быть выражен такими тезисами: как в условиях терминологической неопределённости, высокой степени обобщённости философско-методологических подходов к социально-гуманитарному познанию, неясности рационалистических возможностей в педагогическом познании обозначить определение методологии педагогики; выявить комплекс методов, ею применяемых; найти форму представления результата, проявляющего ясность достигнутого, соответствие традиционным формам
науковедения, и вместе с тем степень его специфичности, выявленности того, что из выводов относится к любому сегменту гуманитарного познания, а что только к педагогическому.
Каково бы ни было происхождение вирусной атаки, связанной с феноменом COVID-19, она показывает нищету того, что на языке
науковедения называется «строгой наукой», а на языке старой метафизики – «умом».
Он строил эрратологию по классическим канонам
науковедения.