Школьные траектории. Как дать детям образование и избежать крайностей

Денис Анатольевич Собур, 2022

Школьные годы могут развить таланты ребенка, дать импульс и силы на всю жизнь – или оказаться бесполезно потраченным временем. Какой школьный путь окажется бережным и одновременно эффективным для вашего ребенка? Как помочь ему выбрать профессию и восстановить связь между школой и жизнью? Преподаватель физики и папа четверых детей Денис Собур увлекательно рассказывает о преимуществах и недостатках разных образовательных траекторий, опираясь на данные современных научных исследований и практику лучших педагогов. В книге содержится много работающих рекомендаций.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьные траектории. Как дать детям образование и избежать крайностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Как учить ребенка? Традиция VS альтернатива

Есть ли альтернатива традиционному образованию?

Мое отношение к традиционной системе образования складывалось постепенно. Сначала я даже не думал об альтернативах. В старших классах учился в вечерней физматшколе и участвовал в олимпиадах, потом окончил МФТИ, работал и параллельно учился в аспирантуре. Не могу сказать, что я много времени уделял развитию гибких навыков[4] и специально обращал на это внимание. Преподавал я примерно так же, как учили меня самого.

Когда стали подрастать собственные дети, я начал активно изучать педагогику и идеи выдающихся преподавателей. Читал как классических авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Я. Корчак), так и современных сторонников новых подходов (из них отмечу сэра Кэна Робинсона, выдающегося популяризатора новых подходов в педагогике). В какой-то момент я понял: традиционную классно-урочную систему необходимо менять.

Мы стали пробовать альтернативные подходы, перевели старших дочерей на семейное обучение. И в начальной школе все действительно шло отлично. Альтернативные подходы работали.

С переходом в среднюю школу интерес к учебе у дочерей сильно уменьшился. То, что работало в начальной школе, больше не помогало. Тем не менее мы продолжали пробовать и старались сделать учебу более интересной: захватывающие уроки, проектная деятельность. Я начал преподавать в отличной семейной школе, где горели глаза и у администрации, и у преподавателей. Уроки проходили живо, а большая часть учебного процесса была заполнена мероприятиями, развивающими гибкие навыки. Домашние задания не были обязательными.

Но интересной учебы и развития гибких навыков оказалось недостаточно. И это не особенность данной конкретной школы — я встречал таких слушателей и в других местах. Я знаю студентов, у которых были интереснейшие уроки в школе, они мастерили приборы и даже печатали детали на 3D-принтере, но при этом совершенно не знали физики. Я знаю людей, которые окончили известные, часто дорогие школы, но при этом не научились трудиться.

Поэтому от альтернативной педагогики снова пришлось двигаться в сторону классической классно-урочной системы и к идее, что дети сами должны научиться получать удовольствие от учебы. Их должны увлекать не учителя, а трудная задача, которую они наконец смогли решить самостоятельно.

Конечно, хорошо, когда учитель яркий. Но если у вас все учителя харизматики, дети к концу дня сходят с ума. Хорошо, когда есть один бурно размахивающий руками, вызывающий ответную энергию. Но один. А остальные учителя должны быть последовательные, спокойные, систематичные, чуть скучноватые, но умеющие вовремя заинтересовать. Тогда баланс. Тогда психика ребенка остается не взорванной.

Александр Архангельский, писатель и профессор НИУ ВШЭ

Интересные уроки не учат детей трудиться. Ученики привыкают получать, но от них не требуют отдачи. Преподаватели рассказывают увлекательно, но уровень знаний не растет. Услышанное не усваивается, несмотря на креативную форму подачи и умеренные объемы. Выходит, что от ребенка необходимо требовать труда, и этот труд должен быть принудительным.

Я стал вспоминать свою учебу в институте. И ведь действительно, даже если занятие нравилось, его отмена вызывала радость. Домашние задания делались к сроку, но не раньше. В задачнике решалось не больше задач, чем задано. Задания со звездочкой решали редко.

Я помню, как многие однокурсники планировали поучиться летом и брали с собой на каникулы учебники. Но обычно чемодан с учебниками все лето стоял закрытым. Получалось, что у абсолютного большинства людей недостаточно воли для самостоятельной учебы и нужны внешние подпорки.

Этими подпорками, побуждающими учиться, у детей являются оценки и домашние задания. Да и редкий взрослый мотивирован на каждодневную работу. Именно поэтому руководство компаний так много сил вкладывает в повышение мотивации сотрудников.

В общем, оказалось, что детей необходимо не только вдохновлять, но и заставлять.

Альтернативная педагогика — не панацея

В педагогических подходах есть некая цикличность. Традиционный подход к обучению всегда вызывает много нареканий. Здесь и стандартизация с отсутствием учета особенностей каждого ребенка, и перегруженная программа, и неинтересные уроки. Каждый раз выдающиеся педагоги создают альтернативные подходы, строят свои собственные школы с прекрасными результатами. Но когда эти подходы пытаются тиражировать в масштабе целой страны, ничего не получается. Альтернативный подход в педагогике неразрывно связан с личной харизмой его автора. Но личному вдохновению нельзя обучить в педагогическом институте, как нельзя найти вдохновенных педагогов в масштабе целой страны. А без личных талантов альтернативная система превращается в профанацию.

Показательна история альтернативных образовательных подходов в советском образовании 1920–1930-х годов. После революции в СССР проводилось много социальных экспериментов. Знаменитый декрет 1918 года отделил Церковь от государства и школу от Церкви. Начался поиск новых, актуальных форм обучения и воспитания юных граждан страны. Советская педагогическая школа стала одной из самых сильных в мире, здесь работали Антон Семенович Макаренко, Лев Семенович Выготский и многие другие. Активно развивалась педология, пытавшаяся найти новый подход и изучать ребенка целиком, а не только его образование.

В 1920-е годы возникла теория, согласно которой на смену буржуазной школе должны прийти качественно новые подходы в обучении. Будущая школа виделась школой практического труда, самостоятельной работы над задачами, которые определяет жизнь. Главным в новой школе должна была стать коллективная организация хозяйственной жизни, а не предметные занятия.

Одним из подходов стал пришедший из США Дальтон-план, основанный на принципах индивидуального обучения. Классно-урочная система отменялась, вместо этого с группами учеников заключался договор на выполнение длительного проекта. Учителя просто сидели по кабинетам и консультировали пришедших за информацией учеников. Звучит интересно и вполне современно.

В нашей школе вводится Дальтон-план. Это такая система, при которой шкрабы (школьные работники. — Д. С.) ничего не делают, а ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял. Уроков, как теперь, не будет, а ученикам будут даваться задания.

Эти задания будут даваться на месяц, их можно готовить и в школе, и дома, а как приготовил — иди отвечать в лабораторию. Лаборатории будут вместо классов. В каждой лаборатории будет сидеть шкраб, как определенный спец по своему делу.

Н. Н. Носов. Дневник Коли Синицына

В 1930-е годы направление развития резко сменилось. Советская школа возвращалась к традиционному, классно-урочному подходу в образовании. Была запрещена педология, а уволенным специалистам предлагалось переквалифицироваться в педагогов. Бесконечные психологические тесты уходили в прошлое, а на их место приходила систематическая учеба и коллективное воспитание. Дальтон-план также был отменен. Школа переориентировалась на практическую подготовку, а не на расплывчатое всестороннее развитие.

Мнения о причинах произошедшего расходятся. Одни считают, что дело в сменившейся политике страны. Власти требовались послушные и исполнительные работники, а не творческие личности. Но ведь не только в СССР Дальтон-план не пришел в массовую школу. Скорее всего, проблема глубже. Проектный подход обучения не позволял сформировать системную картину мира.

Дети знали понемногу обо всем, но не осваивали ни одного предмета целиком. Не удавалось подготовить грамотных абитуриентов. При проектной организации занятий нарушалась логика учебных предметов, сведения по предметам были отрывочными. Учебное время тратилось на выполнение поручений, связанных с проектом, но не имевших образовательной ценности. А в условиях надвигающейся мировой войны СССР требовались прежде всего квалифицированные инженеры, агрономы, врачи.

Некоторым детям проектная система нравилась, и они получали от нее много пользы. Но большинство просто скучали и ничего особо не делали. Гениальным педагогам вроде Макаренко удавалось вдохновить коллектив трудиться. Но таких учителей были единицы.

Ставка в массовой школе должна быть сделана на содержание образования, а не на вспомогательные дисциплины. Основное время в рамках учебного процесса должно отводиться на классические предметы, которые ни в коем случае не должны ущемляться в пользу освоения навыков презентаций, проектной деятельности или публичных выступлений.

Алексей Савватеев, популяризатор математики, профессор МФТИ

В итоге школа возродилась в своей классической форме и стала поистине массовой. Именно эта школа позволила СССР сделать огромный рывок как во время войны, так и после. В разрушенном государстве удалось в кратчайшие сроки создать атомную бомбу и первую в мире АЭС, запустить человека в космос и сконструировать первый сверхзвуковой пассажирский самолет. И в этом, несомненно, заслуга массовой советской школы, созданной в 1930-е годы.

Я вовсе не сторонник советской школы. Там было много перегибов — и в области гуманитарных предметов, и в области педагогики. И все же эксперименты в школе 1920-х показали, что для получения хорошего образования детей нужно учить. А главное, их нужно учить учиться.

Баланс между традицией и новыми подходами

Возможно, сегодня традиционная предметная школа действительно уходит в прошлое и уступает место чему-то новому. Изобретение компьютера и интернета сильно изменило мир. Насколько глобальными окажутся изменения в обществе, смогут сказать лишь наши потомки. Роль знаний самих по себе и правда снижается.

Но можно ли подготовить высококвалифицированных специалистов, отказавшись от заучивания и механической отработки навыков решения задач? Мне кажется, скорее нет.

Да, знания действительно не самое главное в обучении. И действительно важна любовь к учебе. Но, помимо этого, задача школы — развивать волю.

Ребенок должен приучиться трудиться. Не так важно, в какой области. Один школьник будет решать задачи по математике и развиваться как технический специалист, другой — подробно изучать биологию и готовиться стать врачом, третий — в художественном училище будет отрабатывать технику рисования. Важно, чтобы дети научились регулярно и плодотворно трудиться, ну и, конечно, получать удовольствие. Удовольствие от результатов своего труда, а не от просмотра эффектных выступлений педагогов.

Еще недавно я был уверен, что лучше оставить детей в покое и дать им учиться самостоятельно в зоне интереса. Сегодня я вижу, что и этот способ не работает. Ребенку нужна не только поддержка, но и соразмерные требования. Нужен баланс между традиционными и современными элементами программы.

С одной стороны, ребенок должен тренироваться, развивая волю и решая стандартные задачи. С другой — необходимо, чтобы эти методы тренировки были максимально приближены к реальным условиям. С третьей стороны, эти тренировки не стоит ограничивать узкопредметной областью — но параллельно развивать качества, которые пригодятся в любых условиях.

Какая школа нужна ребенку?

Сегодня большая часть мира столкнулась с кризисом школьного образования. Как уже упоминалось, когда-то главной задачей школы была подготовка грамотных рабочих из неграмотных крестьянских детей. Детей было много, а грамотных людей — мало, поэтому приходилось создавать огромные классы. Общество было бедным и не имело возможностей вкладываться в каждого ребенка.

Но сегодня рождаемость упала, детей мало, а школьные классы все равно переполнены. Наше общество не вкладывается серьезно в образование детей.

Зайдите в обычный подмосковный школьный класс. Вы увидите 35 детей, которые вынуждены сидеть за партами половину дня. Поддержание дисциплины в таком классе требует огромных усилий. Речи об индивидуальной работе даже не идет.

Если мы хотим учить детей, то размер класса должен стать нормальным — не больше 20 человек. Сегодня это наш выбор. Мы можем расставить приоритеты иначе, тем более требования к образованию становятся все выше. Мы достаточно развитое общество, чтобы уделять больше ресурсов образованию собственных детей.

Это касается и преподавателей. Учитель должен получать нормальную зарплату, работая на одну ставку. Это 20 учебных часов в неделю, а не 40, ведь еще нужно время на подготовку к уроку, проверку домашних заданий, самообразование. В таких условиях у учителей появится возможность учить и творить, а не только проверять тесты.

Но для этого нужно увеличить финансирование школ минимум в четыре раза: в два раза, чтобы уменьшить размер класса, и еще в два раза, чтобы учителя получали нормальную зарплату, работая на одну ставку. И школ, кстати, тоже нужно в два раза больше.

Но пока таких реформ российское государство не планирует. Наоборот, условия труда учителя некомфортны, за пределами крупных городов в школах банально не хватает предметников. Работа репетитором и проще, и выгоднее, и позволяет достигать лучших результатов.

В России есть хорошие школы, обучающие детей по современным педагогическим стандартам. И тут важно не спутать хорошую школу с престижной.

Хорошая школа имеет определенный образ будущего выпускника и умеет его достигать. Цель же может быть самой разной: от подготовки победителей международных олимпиад по математике до гармоничного развития ребенка.

Если вы живете рядом с такой школой и ее цели совпадают с вашими, поступление в нее будет отличным решением. Кстати, в США уровень школы сильно влияет на стоимость недвижимости поблизости. Родители готовы на переезд ради качественного образования.

Как я уже рассказывал, мои дочери начинали учебу в школе по прописке. Новое здание, хорошие учителя… Но даже хорошему учителю трудно работать с огромным классом и постоянной перегрузкой требованиями Министерства образования. Во втором классе на домашние задания стало уходить по несколько часов в день. Фактически день превратился в постоянную учебу с доделыванием уроков.

Но если мы тратим несколько часов в день на домашние задания, то что они делают в школе? За проведенное там время можно было бы и выучить все, и поиграть, и пообщаться. Но они просто сидят в классе.

Поэтому мы пришли к выводу, что лучше перевести детей из массовой школы на другие формы обучения.

Сегодня у нас на уроке была работа над ошибками. Но у меня не было ошибок, поэтому весь урок я просто сидела и смотрела в окно. Хоть бы книжку можно было читать на уроке…

Второклассница о прошедшем в школе дне

Незадолго до перевода старшей дочери на семейное образование я провел небольшой эксперимент и определил, сколько времени понадобится, чтобы освоить программу самостоятельно. Второй дочери-дошкольнице в возрасте 6,5 лет предложили пройти курс первого класса по математике на популярной российской онлайн-платформе. На освоение курса дочери потребовалось 27 учебных часов. При этом она часто ошибалась, и для закрепления система выдала ей 2709 задач. На этом курс был освоен. Для сравнения: в школе математике уделяется четыре урока в неделю, то есть 88 часов в год, не считая домашних заданий. Разница во времени более чем в три раза.

Конечно, сейчас, закончив первый класс уже с четвертым ребенком, я понимаю, что обучение собственно математике и не являлось основной целью первого класса. В массовой школе первый класс учит ребенка работе вместе с классом: сидеть тихо, внимательно слушать учителя, аккуратно оформлять решение. Это тоже важно и станет фундаментом для дальнейшей учебы в старших классах.

Вопрос в соотношении учебы и организационной работы. Когда в классе 35 человек, все силы учителя уходят на поддержание дисциплины, а времени на учебу почти не остается.

К середине второго класса мы с супругой так сформулировали сложившуюся ситуацию:

• В школе ребенок проводит больше 5 часов.

• Дополнительно к этому он 2–3 часа делает домашнее задание.

• Ребенок перегружен, нервный, школа забирает все силы.

• В школе только проверяют тот уровень знаний, который дали ребенку дома.

• Мы не можем повлиять на политику Министерства образования.

Последний пункт очень важен. Нужно всегда анализировать: на что мы можем повлиять, а на что нет. Бессмысленно ждать, пока министерство снизит нормы домашних заданий или темпы освоения программы. Но если мы не можем убрать домашние задания, то что мы можем? Мы можем уменьшить время проверки наших знаний школой. То есть сменить форму обучения.

Так мы и сделали. Ребенок перешел на дистанционное обучение в онлайн-школу, ориентированную на семейное образование через интернет. Мы решили не связываться с аттестацией в государственной школе. Это потребовало бы много сил на переговоры с учителями, организацию аттестации, выполнение требований и т. д. Школьным учителям не платят за семейников, и у них нет особого желания заниматься нашей аттестацией. Дешевле было учиться дистанционно в платной школе, чем тратить время и силы на взаимодействие с бесплатной.

Результатом эксперимента мы довольны, по крайней мере, в начальной школе. Ребенок отдохнул, выспался, начал учиться в своем темпе. В третьем классе нам показалось, что дочь сможет учиться сама, но увы. Она еще не созрела, и снова пришлось с ней сидеть. Где-то к концу четвертого класса ребенок практически сформировался и смог учиться без помощи родителей бо́льшую часть времени. Но даже во втором классе, когда мы делали уроки вместе, нагрузка на родителей не выросла. Дочь тратила на домашние задания час-два в день. Так же, как и в школе. Только не надо было рано вставать и сидеть в школе половину дня. Появилась возможность ходить на те кружки, которые нравятся. И вообще жить.

Кратко для очень занятых пап и мам

• Получать удовольствие от учебы — это здорово, но недостаточно. Чтобы освоить предмет, мало слушать уроки талантливого учителя. Точно так же, как нельзя научиться играть на скрипке, просто слушая концерты, даже если их будут играть лучшие скрипачи мира.

• В истории педагогики не раз пытались ограничиться лишь любопытством ребенка, взывали к его творческому началу и не требовали прилагать усилий. Но в результате этих экспериментов из школы выходили дети, которые и школьную программу не освоили, и к исследованиям особого интереса не приобрели.

• Конечно, в мире есть много профессий, которые вообще не требуют школьного образования. Но есть и те, которые требуют длительной подготовки. Нельзя стать хорошим инженером, не зная математики, или хорошим врачом, не зная анатомии. Даже в художественном училище много лет отрабатывают технику. Все эти дисциплины требуют длительного и прилежного изучения. И если в школе ребенок не научится трудиться, то эти профессии, скорее всего, окажутся для него недоступны.

• Ребенку сложно заставить себя учиться самостоятельно. Задача взрослых не просто дать детям знания, но и помочь не сойти с дистанции раньше времени.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Школьные траектории. Как дать детям образование и избежать крайностей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

4

К гибким (или мягким) навыкам (soft skills) относят личностные качества, социальные навыки и лидерские способности. Эти навыки не привязаны к конкретной профессии. Обычно их противопоставляют «жестким», узкопрофессиональным навыкам (hard skills). Мы будем подробно говорить о гибких навыках в главе 11.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я