Сегодня я встречаю их на своём пути во время исследований в области
танатологии – научного направления, которое исследует процессы и состояния, непосредственно предшествующие смерти.
Учитель по
танатологии занимался с нами всеми вместе, давая каждому задание, соответствующее его уровню подготовки.
Зря, что ли, торчал на задней парте во время занятий этого умника
танатологией?
Это последний курс
танатологии, но при наличии всего троих студентов с даром некромантии преподаватель просто собирал их вместе и занимался с каждым по очереди.
Как мы убедимся, с самого своего появления сравнительная
танатология страдает определёнными антропоцентрическими искажениями; из-за этого танатологи чрезмерно интеллектуализируют понятие смерти и слишком сильно фиксируются на горе как эмоциональной реакции на утрату.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: габонский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вдумайтесь только, сколько усилий, творческого труда, времени, средств затрачено под знамёнами
танатологии на изучение этого рубикона жизни представителями медицины, психологии, психиатрии, культурологи, социологии, физики и даже математики.
Со временем, он понял, что недостаточно учить общую и специальную
танатологию.
Знаний много не бывает, тем более что моим читателям (которых за эти годы стало очень много), как оказалось, интересна не только судебно-медицинская
танатология.
Сначала в центре внимания были приматы, однако в последние годы появилось огромное количество новых публикаций, и всё больше статей по
танатологии посвящается видам, весьма далёким от обезьян, например слонам, китам, лошадям, воронам и даже некоторым видам насекомых.
Как дисциплина, которой едва исполнилось десять лет, сравнительная
танатология остро нуждается в философском подходе, который поможет выявить скрытые предубеждения и методологические ошибки, способные искажать результаты исследований, а также уточнить значение ключевых понятий.
Ближе к концу мы проходили
танатологию.
Таким образом, современная гуманитарная
танатология предстаёт вполне устоявшейся междисциплинарной областью научных исследований, решающей большое количество задач, связанных с осмыслением сущности смерти, её причин и механизмов, изучением исторических и современных стратегий её понимания.
Термин «литературоведческая
танатология», безусловно, кажется новым.
Очевидно, что философская
танатология сталкивается с проблемой статуса философии в целом: наука ли она, или метанаука, или специфическая мировоззренческая программа.
По-настоящему хорошие эксперты из отделений
танатологии вообще работают по принципу «сам вскрываю – сам смотрю стекла», то есть одинаково хорошо владеют и макроскопическими, и классическими микроскопическими методами гистологического исследования и умеют интерпретировать результаты этих исследований.
Поэтому наше внимание будет сконцентрировано в первую очередь на тех исследованиях, которые стремились к институционализации
танатологии, активно внедряли этот термин в научный и повседневный язык.
Возможность объединения исследований из различных наук в единую сферу
танатологии может вызывать у кого-то сомнения, как вызывает сомнение существование такого междисциплинарного феномена, как культурология.
Дисциплины-компоненты, входящие в структуру
танатологии, должны заниматься частными вопросами, обусловленными различными аспектами объекта / предмета изучения или методологией исследования.
Области психологической
танатологии и сущности тревоги неотделимы друг от друга.
Поэтому необходимо вначале включить его в широкий историко-культурный контекст, описав эволюцию
танатологии как научной дисциплины, прежде всего гуманитарной.
Теперь обратимся к истории отечественной
танатологии.
Именно здесь за объект
танатологии приняли вполне конкретное явление, эксплицированное в результатах психической деятельности человека, в том числе продуктах творческого труда.
Если общими вопросами умирания и смерти, прежде всего ненасильственной, занимается собственно
танатология, то феномен самоубийства изучается суицидологией.
Ведь из истории
танатологии известно о психоаналитических, психологических, религиоведческих, литературоведческих, историко-антропологических танатологических штудиях.
Выше уже отмечалось, что первые признаки гуманитарной
танатологии появились в психоанализе.
Оно способно предоставить
танатологии – молодой дисциплине – свой опыт решения научных проблем.
Здесь мы приближаемся к моменту возникновения
танатологии и как термина, и как научной дисциплины.
Только здесь
танатология могла стать научной дисциплиной.
Здесь впервые идёт речь об особом «угле зрения», который свойственен
танатологии и закреплён в соответствующих терминах, иными словами – о некоей специфической методологии.
Таким образом, современная зарубежная
танатология представляет собой достаточно дифференцированный корпус знаний.
Первые книги по
танатологии отличались научно-популярным характером.
На первый взгляд всё просто:
танатология изучает смерть, её сущность, механизмы и признаки.
Объект исследования диверсифицируется, появляются разделы
танатологии, о которых настало время поговорить.
Лирическая
танатология 10–20‐х гг. (от лицейского «Безверия» до «Заклинания» и «Для берегов отчизны дальной…») встречается с поздней драматургической.
Не было ли оживление умерших – прорывом в медицинской
танатологии и реаниматологии?
И поэтому в исследовательском пространстве наблюдается явная диспропорция между эмпирической
танатологией и собственно философией.
Человек умирает во сне сообразно тому, как описывает процесс умирания
танатология: начинается агония, которая зачастую длится по часу и более, человека пытаются разбудить, но сделать это не удаётся, поскольку его сон на этом этапе уже не является здоровым сном – это, скорее, кома.
Завтра контрольная по общей
танатологии.
В то время как область интересов
танатологии в большей степени смещена в сторону патоморфологических аспектов умирания и постмортальных изменений, наблюдающихся в трупе в различные сроки после наступления смерти при различных внешних условиях, особенности исследования трупа, а также диагностика причин смерти.
По мнению ряда авторов,
танатология претендует на то, чтобы стать религией XXI века, и тому есть основания.
Все полочки были сплошь усеяны статуэтками и сувенирами из других стран, шкатулками и книгами, посвященными теме
танатологии на разных языках.
Зная всё это, можно выйти за пределы сравнительной
танатологии и рассмотреть, чтó нам могут рассказать другие области знания – например эволюционная биология – о том, насколько широко распространена в природе способность размышлять о смерти.
В данном случае – в области
танатологии и парапсихологии.
Без преувеличения отметим, что его книга открыла новый виток в развитии гуманитарной
танатологии, продемонстрировав возможности масштабного диахронного исследования танатологической семантики.
Одной из сфер, где российские исследователи сразу нашли свою нишу, стала русская философская
танатология.
Все вышеизложенные факты позволяют говорить об институционализации
танатологии как научной дисциплины в 1960—1970-х гг.