Принципы
гештальтпсихологии появились как результат практических и теоретических научных исследований, что даёт нам основание признать их доказательный характер.
Понимание основ
гештальтпсихологии помогает нам понять процессы, происходящие в сознании зрителя при разглядывании картины.
Заслуга
гештальтпсихологии состоит в том, что ей были найдены современные подходы к изучению проблем психологии, однако проблемы, вызвавшие кризис, до конца так и не были разрешены.
Почти одновременно с
гештальтпсихологией родилось ещё одно значительное направление, которое можно причислить к современным направлениям психологии.
Способность различать предметы, выделять из общего фона звуки придёт позже, она станет следующим шагом в этой глобальной абсорбции мира, как со всей очевидностью было доказано
гештальтпсихологией.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: изветшать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
И американский бихевиоризм, и немецкая
гештальтпсихология, и рефлексология, и марксистская психология – всё это попытки, направляемые одной общей тенденцией современной психологии к объективизму.
В
гештальтпсихологии фигура по определению является визуальным элементом, который требует наименьших усилий для распознавания.
Многие искажения восприятия одинаковы для всех и описываются
гештальтпсихологией.
Построение сложного психического образа происходит с точки зрения
гештальтпсихологии в инсайте – особом психическом акте мгновенного «схватывания» отношений (структуры) в воспринимаемом поле.
То есть
гештальтпсихология изучает не явления, а структуру связей, поэтому иногда её называют структурной психологией (в переводе на русский язык слово «гештальт» означает «структура»).
Сюда же относятся и статьи о жизни и работах своих учителей – представителей школы
гештальтпсихологии.
Но вскоре умирают почти все основоположники
гештальтпсихологии.
Согласно теории
гештальтпсихологии, при восприятии феномена сознание стремится осуществить перцептивную организацию пространства.
Это было время становления, экспериментального и теоретического обоснования
гештальтпсихологии, формулировки основных её принципов.
Это был широкий фронт работ, демонстрирующих ведущее место
гештальтпсихологии в современной психологической науке.
Таким образом,
гештальтпсихология сегодня не только не представляет вчерашний день психологии, но, напртив, заявляет о себе, как активно развивающаяся школа.
Ему были присущи общительность и оптимизм, которые впоследствии поддержали его занятия
гештальтпсихологией.
Его интересовала
гештальтпсихология, тем более, что он мог познакомиться с нею из первых рук её основателей.
Известно, что методологической базой
гештальтпсихологии была феноменология.
Это знание позже стало одним из краеугольных камней
гештальтпсихологии.
Особый подход к толкованию сновидений предлагает
гештальтпсихология.
Берталанфи отмечал, что
гештальтпсихология оказалась реальным историческим предшественником общей теории систем.
Парадигма целостностиобоснована в рамках
гештальтпсихологии и исходит из положения, что при исследовании приоритет следует отдавать целостным структурам, так как целое всегда больше суммы его отдельных частей.
Если кто-то ставил своей целью проследить истоки и терапевтический эффект, достигаемый экзистенциальной психологией, то он акцентировал внимание на общем комплексе конкретных доктрин, техник и, например, делал вывод, что «экзистенциальная психология – это всего лишь другое название
гештальтпсихологии», и т. д.
Из близких
гештальтпсихологии современных направлений мысли можно также назвать синергетику, рассматривающую мозг как самоорганизующуюся систему.
Для вынесения «перцептивного суждения» глазу нужна определённость, устойчивость – это один из основных тезисов
гештальтпсихологии применительно к зрительному восприятию.
Гештальтпсихология первой выступила против механистической схемы.
Гештальтпсихология рассматривала мышление в качестве переструктурирования проблемной ситуации посредством инсайта.
Место теории ассоциации заняла теория связи
гештальтпсихологии.
Инсайт (англ. insight – проницательность, понимание) трактуется в интуитивитивизме как «акт непосредств. постижения, „озарения“ и т.п.; одно из осн. понятий
гештальтпсихологии, означавшее – в противовес представлению бихевиоризма о постепенном и „слепом“ научении – внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимое из прошлого опыта субъекта».
Первый – это парадигмальный переход от классической психологии восприятия, построенной в контексте «атомарно»-ассоциативной логики классической (механистической) физики (Вундт, 1912; Сеченов, 1947; Титченер, 1914 и др.), к
гештальтпсихологии восприятия, которая построена в контексте «полевых» динамических взаимодействий, привнесённых в психологию из теории относительности и квантовой механики (Wertheimer, 1925; Koffka, 1935 и др.).
Сюда в частности относится теория мышления
гештальтпсихологии.
Гештальтпсихология чрезвычайно важна для меня, так как принесла с собой динамический взгляд на бессознательное в «здесь и теперь».
Исследовательская парадигма формального метода в искусствознании, ряда культурологических и герменевтических направлений в теории искусства XX века,
гештальтпсихология позволяют найти объяснение процессов фрагментации в классическом искусстве.
С семиотикой
гештальтпсихологию связывает проблема природы знака в искусстве: экспрессивные стороны иконических знаков можно понять на универсальном языке эмоций, выразительность основных геометрических гештальтов понятны для многих культур и мифологических традиций.
Один из самых близких
гештальтпсихологии выводов синергетики состоит в том, что целое самостоятельно оказывается способным порождать новые качества.
Мерло-Понти утверждает первичность гештальта в «поле восприятия», он усматривает родство
гештальтпсихологии и феноменологии в трактовке гештальта как целостности, формирующейся не по физическим или логическим законам.
Новый этап развития музыкальной психологии был связан с возникновением
гештальтпсихологии, изучавшей психические явления на основе принципа целостности и опиравшейся на изучение механизмов восприятия, а не ощущений, как это было принято ранее.
Психология – это общая наука, от которой впоследствии формируются различные школы, использующие свои специфические подходы к проблеме человека: бихевиоризм стремится проникнуть в глубину внутреннего мира человека, анализируя его поведение;
гештальтпсихология стремится понять человека исходя из формы и мест её проявления; психоанализ исследует человека на основе анализа его психики, используя бессознательные проявления (оговорки, сновидения, симптомы и т. д.); психология отношений изучает возможные способы отношений человека с окружающим его контекстом.
Однако, возвращаясь к психологии, именно этот способ мышления послужил парадигмальным основанием для концептуализации перцептивных феноменов в качестве эмпирических оснований
гештальтпсихологии и оформления её в самостоятельное направление в психологии (Осгуд, 1975; Koffka, 1936; Wertheimer, 1925 и др.).
Метод «феноменологического самонаблюдения» применяла
гештальтпсихология.
После войны
гештальтпсихология развилась вширь.
Согласно
гештальтпсихологии части определяются целым и, в то же время, взаимно поддерживают и обуславливают друг друга.
Представители
гештальтпсихологии начинают анализ восприятия с постулирования врождённой способности к выделению и очерчиванию зрительных форм.
Гештальтпсихология настаивала на физической природе организации.
Однако современные представители
гештальтпсихологии ссылаются на возможность их двухсмысленной интерпретации, т. е. как в пользу сенсорного обучения, так и против него.
Далее, попадая в потоке сознания в ментальное тело, симпатический ассоциированный образ подвергается «точечному» анализу с постоянной сменой фигуры и фона, выражая мысль в терминах
гештальтпсихологии.