Ницшеанский образ созидательного разрушения и разрушительного созидания по-новому соединяет две стороны бодлеровской формулировки.
Поэт – это и философ в
ницшеанском смысле этого слова, то есть тот, кто направляет эволюцию в нужное русло.
Радикализм
ницшеанской критики и объясняет его чрезвычайную влиятельность, не ослабевшую и сегодня.
Культ «сверхчеловека» в
ницшеанской философии соединялся с прославлением агрессии и войны как «наивысшего проявления человеческого духа», что в первую очередь использовалось нацистами для обоснования своей идеологии.
Скорее для них подходит темперамент
ницшеанского толка, когда теоретизирует оторванный от общества одиночка, пишущий харизматично, страстно и с почти полной уверенностью быть не понятым современниками.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: ковенский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Смолоду настроенный антирелигиозно и богоборчески, писатель искал «новую веру», в которой
ницшеанский призыв к человечеству превзойти себя, создав сверхчеловека, сочетался бы с верой в могущество науки.
Он видел в вожде большевиков олицетворение
ницшеанской максимы «воля к жизни есть воля к власти».
Во-первых, естественно стремление философа XX века вернуться к античной эстетике, ведь до этого по отношению к ней существовали столь несходные системы её интерпретации: с одной стороны, винкельмановская, а с другой – столь владеющая умами отечественных теоретиков начала XX века
ницшеанская.
Впрочем, непринуждённость и дружелюбие моего нового знакомого постепенно смягчали иллюзию общения с
ницшеанским сверхчеловеком.
Для тех, кто понимает истинное значение силы, добродетели самообладания и преследования истины, идеальность
ницшеанской теории становится сомнительной.
Этот парадокс – совершенно в
ницшеанском духе – соответствует задаче времени.
Чтобы разобраться в этой ситуации, мне придётся задействовать довольно широкий пласт философской, эстетической, исторической и критической литературы, доминировать в которой будет, как я уже сказала,
ницшеанский корпус.
Ницшеанский сюжет в “Курсиве…” начинается с обрисовки событий, показывающих, что имморализм и атеизм были героине изначально, имманентно присущи.
Развивается в
ницшеанской концепции борьбы дионисийского и аполлонического начал в греческом искусстве.
Практическое приложение
ницшеанских идей было различным.
Толстовская воля заморожена буддийским инстинктом, внушающим, что любое определённое действие есть зло;
ницшеанская воля также заморожена тем мнением, что хотя всякое определённое действие было бы благом, ни одного такого действия не существует.
В качестве одного из аспектов этой тенденции можно рассматривать
ницшеанский идеал гипермаскулинного телосложения в том виде, в каком он был популяризован в культуре после 1918 года: во времена, когда на повестке упомянутой выше новой механизации оказались сила, прочность и системность, с подобными качествами стало ассоциироваться и мужское тело.
При этом ему совершенно чуждо
ницшеанское противопоставление дионисийского начала аполлоническому.
Под нами стали проплывать ущелья и бездны, и я, заглядывая в них с содроганием, вспоминал
ницшеанскую мысль: "Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины".
При этом я описываю то, что называю «
ницшеанской угрозой», скрытой в модели этико-эстетического понимания, основанного на толковании шопенгауэровой теории воздействия музыки в совокупности с его же теорией действия и нравственной психологией.
Эти четыре года были для меня поистине
ницшеанскими.
И соблазнительно определить процесс
ницшеанской парой «дионисийское – аполлоновское».
Наблюдая из окна электрички мелькающие дома, глядя на своих случайных соседей, очевидно их населяющих, в стуке вагонных колёс я явственно различил
ницшеанский рефрен, звучащий как жестокий приговор: «Люди не равны!».
Подобное «видение» – смесь дарвинизма и своеобразного макиавеллизма с элементами
ницшеанской «воли к власти».
К сожалению, здесь мы не можем обсуждать
ницшеанскую интерпретацию, поскольку перед нами стоит задача выявить истоки мировых религий и мировой культуры, содержащиеся в этом памятнике.
Как вычурно соотносит мир твои идеалы
ницшеанского рассвета маски одиночества, что хочет выпасть из ряда лучших убеждений и стать социальной средой внутри реальности человеческой.
Эта (совершенно
ницшеанская) мысль подспудно ясна каждому зрителю и будоражит воображение.
А вот в «Искушении существованием» (1956), наиболее
ницшеанской своей книге, он попытался преодолеть свой собственный нигилизм.
В этом отношении показательны марксистское сведение морали к классовой борьбе пролетариата и
ницшеанское отождествление её с волей к власти.
Раскрытие этого противоречия, особенно применительно к теории морали, – суть «
ницшеанского переворота» в философии.
Невидимо возвращается
ницшеанская стрела.
Ресентимент,
ницшеанский термин, – это чувство враждебности к тому, что человек считает причиной своих неудач.
Действительно, враждебная сила – это воплощение
ницшеанской «белокурой бестии», примитивного типа пирата-завоевателя, который обнаруживается на заре любой цивилизации.
Нижние два квадранта – дружелюбная слабость и враждебная слабость – соответствуют
ницшеанскому понятию морали рабов, тех, кто принадлежит к «низшей» касте или к «низшему» классу.
Сто лет понадобилось, чтобы понять эту
ницшеанскую формулу.
Попытка
ницшеанской «белокурой бестии» оказаться «по ту сторону добра и зла», в царстве абсолютной свободы, в итоге подчинила «бестию» абсолютному злу.
А что вопросом своим он лишь цитировал из
ницшеанского рождение трагедии (из воздуха музыки: от альфы до омеги) – так чего ещё ждать от прародителя сверхчеловеков и учителя бандитов?
А потом начало
ницшеанской молодости – то бодрое, то истончающее.
Эссеистика
ницшеанского толка была демонстративно вненаучна, нравственно релятивна.
Всё, сказанное мною выше, это предупреждения тем «
ницшеанским эгоистам», которые на самом деле являются продуктами альтруистической морали и представляют собой другую сторону монеты альтруизма: это люди, которые считают, что любое действие, независимо от его сущности, должно считаться добром, если выполняется ради собственной выгоды.
При этом он избежал типичных дефектов докритической метафизики и проложил новый путь к радикальному преобразованию метафизики, способный вывести её из
ницшеанских сетей.
Страшимся: как бы ни взглянула на нас оттуда
ницшеанская пропасть.
Но это был уже не я: всё, что я делал, происходило помимо моего сознания, кто-то другой, родившийся во мне, отчаянно боролся с пламенем, испытывая дикий
ницшеанский восторг от неведомых стихий, которые поднимались из глубин навстречу пожару…
Пропагандировались псевдогуманистические идеалы, связанные с моральным релятивизмом, принципами потребления,
ницшеанским правом сильного.
Как в
ницшеанском изреченье.
Теургия – самый «творческий» из всех проблематизируемых мыслителем видов творчества, а вместе с тем она точнее всего осуществляет
ницшеанский идеал «власти».
Соблазнительно определить процесс преобразования живописной материи
ницшеанской парой «дионисийское – аполлоническое».
Пресловутый постмодерн все расставил по местам, отведя гегельянству роль одного из множества метанарративов, а нам оставив
ницшеанский релятивизм.