Специального рассмотрения заслуживает вопрос о тектологическом понимании аналогий, основанных на идее
изоморфизма физических, биологических и социальных законов.
Одна из них заключается в признании
изоморфизма между реализуемыми индивидом познавательными процессами и процессами, зафиксированными в вербальных отчётах.
Изоморфизм визуального и аудиального рядов в немом фильме. Становление авторства в звуковом решении фильма.
На основе такого рода
изоморфизма структур разработан метод кибернетического моделирования.
Именно такого рода замысел лежал, видимо, в основе поиска
изоморфизма, как центрального понятия гештальт-психологии.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: убредший — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Изоморфизм эволюции ритма строки и строфы русского 4-стопного ямба от XVIII к XX веку даёт этому достаточно убедительную иллюстрацию.
Идеальное и субъективное в контексте категории психического, соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов, сложность нейрофизиологической интерпретации чувственного образа, проблема
изоморфизма между субъективными явлениями и их нейродинамическими носителями – все эти темы не потеряли актуальности, и даже напротив – стали обсуждаться с новой силой.
Изоморфизм систем заключается в том, что, абстрагируясь от природы субстратных элементов, каждому элементу одной системы соответствует лишь один элемент другой системы и каждому отношению (связи) соответствует связь в другой системе и наоборот (Бирюков, 1989, с. 209).
Философская формулировка проблемы чувственного восприятия предписывала выяснить: наличие или отсутствие связи между объектом восприятия и образом как идеальным отображением этого объекта; наличие или отсутствие
изоморфизма между свойствами объектов и данными их чувственного восприятия; связь между объективным свойством и понятием как идеальным представлением об этом свойстве; изменчивость самого объекта восприятия и данных чувственного восприятия, с одной стороны, и постоянство образа или понятия – с другой, истоки постоянства понятий, образующихся на основе изменчивых данных чувственного восприятия; и, наконец, главный вопрос: объективное предопределяет образование понятия, а последнее – познание или же через понятие образуется и объективное, и познание.
Вследствие этого, когда в конкретно-экспериментальных работах выявляются не подчиняющиеся этому требованию
изоморфизма феномены восприятия движения, они объявляются иллюзиями восприятия движения и порой становятся объектом специального исследования, что влечёт за собой возникновение гипотез и экспериментальных методик выявления принципов и механизмов непосредстенно-чувственного отражения движения.
На рынке работают механизмы постоянного мониторингаза действиями конкурентов, которые позволяют фирмам взаимно позиционироваться по отношению друг к другу [Уайт 2002], а также механизмы активного заимствования элементов поведения ведущих игроков, или миметического
изоморфизма[Димаджио, Пауэлл 2010].
Звуковая иллюстративность (и здесь мы переходим от бытового употребления термина к его значению в теории) предполагает избыточное дублирование визуального феномена, в то время как звуковой
изоморфизм является не чем иным, как необходимым дополнением (восполнением) визуальности в процессе создания живой звукозрительной реальности.
Вместе с тем представление о необходимости
изоморфизма между метрическими характеристиками объективного движения и непосредственными данными их субъективного отражения (образов) выступает как третье исходное основание понимания и изучения восприятия движения.
Создаётся картина поучительного
изоморфизма стихотворного ритма на уровне строф и на уровне строк: и там, и здесь происходит эволюция от «рамочного» ритма «тяжесть – лёгкость – лёгкость – тяжесть» к альтернирующему ритму «тяжесть – лёгкость – тяжесть – лёгкость», причём на уровне строк эта эволюция происходит быстрее, на уровне строф – медленнее: там альтернирующий ритм оформляется к XIX веку, здесь – лишь к XX веку.
Рассмотрим знаменитую топологическую проблему:
изоморфизм графов.
Вместе с тем между этими теориями не существует отношений
изоморфизма, т. е. они не имеют одинаковой формы и структуры.
Как показывают исследования,
изоморфизм предмета и образа – частный и очень ограниченный случай некоторой более сложной закономерности их отношений.
Цифровой двойник предполагается создавать из принципов
изоморфизма теории множеств, включающего копию технико-технологических элементов сортировочной горки с помощью информации со всех доступных устройств и датчиков.
Второй распространённый смысл понятий «модель» и «моделирование» – формальное описание основных свойств, элементов и отношений объекта или явления, при этом обычно используют понятия
изоморфизма модели и моделируемого фрагмента действительности.
Являясь ядром многих систем письма, как европейских, основанных на латинице и кириллице, так и преимущественно азиатских, и, разумеется, египетского, главным принципом своего развития данная система имеет
изоморфизм объектов окружающей среды, состояний человека и знаков, начиная от древних иероглифов и заканчивая современными буквами в качестве идеограмм.
Однако в силу системного закона
изоморфизма (однородности) противопоставление мотиваций конкретных преступлений социальной криминогенной мотивации преступности также недопустимо.
Между этими двумя планами нет ни прямого
изоморфизма, ни абсолютного противопоставления.
Этот ряд расширяется по мере обнаружения новых фактов
изоморфизма между объектами, физическими положениями и состояниями человека и идеограммами.
Эти схождения и расхождения подтверждают то, чего побуждают нас ожидать современные социологические теории – институционального
изоморфизма, зависимости от пути, популяционной экологии, ресурсной зависимости, нового класса, – а именно: паттернированной изменчивости в национальных социологических полях.
Институционально признанные в обществе правила (институциональный
изоморфизм), а не потребность во внутренней координации деятельности рассматриваются как основа формирования организационных структур.
Под
изоморфизмом понимается сходство между какими-либо объектами, подобие их формы, структуры, как это имеет место, например, в фотографии.
Другими словами, лингвоэкологическая интерпретация философского текста должна базироваться на принципе онтологического
изоморфизма общего и частного.
Объяснение этой адекватности реальности наших репрезентаций, предлагаемое «здравым смыслом» в форме
изоморфизма перцептивного образа объекту восприятия, принять нельзя, но и у философии пока нет своего объяснения этой адекватности.
Теоретическая ориентация, в рамках которой создавался метод, может существенно ограничивать возможности его применения для каких-либо других видов психотерапии; здесь важно учитывать методологический принцип «конгруэнтности проблемы лечения и результата»: вразумительность исследования психотерапии определяется
изоморфизмом или конгруэнтностью наших понятий относительно клинической проблемы, а также процессом терапевтического изменения и клиническим результатом (Strupp, Schacht, Henry, 1988, p. 7).
Описывая знак-изображение, мы употребляли термин
изоморфизм.
Наблюдается теоретический
изоморфизм между идеями психоанализа W. R.
Новоевропейская секуляризованная культура взяла ориентацию на разум, логику, рассудочное непротиворечивое мышление, понимание, познание и на миметически-идеализаторский принцип в искусстве, основанный на внешних причинно-следственных связях и более-менее адекватном
изоморфизме.
Налицо так называемый
изоморфизм (тождественность структуры) на всех уровнях детерминации.
Попытаемся разобраться со второго в причинах неожиданного
изоморфизма.
Под
изоморфизмом понимают способность элементов заменять друг друга в химических соединениях родственного состава.
Под художественным образом я понимаю, как вы помните, органическую духовно-эйдетическую целостность, выражающую, презентирующую некую реальность в модусе большего или меньшего
изоморфизма (подобия формы) и реализующуюся (становящуюся, имеющую бытие) во всей своей полноте только в процессе эстетического восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом в его внутреннем мире.
Речь идёт о трёх «ипостасях» сущностей как разных аспектах всеобщего организующего начала мира вещей и идей: с точки зрения науки этим утверждается
изоморфизм между структурой (идеей, сущностью) вещи и знания о ней, принципиально важный для утверждения реализма как эпистемологической доктрины (Гайденко, Смирнов, 1989; Любарский, 1991а).
Понятие отождествляется по-другому в рамках нового смыслового контекста, в которое понятие входит, но благодаря внешнему постоянству на уровне знаков,
изоморфизм обозначенного предмета понятия может восприниматься в качестве совершенного понятийного тождества в рамках различных смысловых контекстов.
Индивидуальное понятие является, таким образом, результатом универсализации отождествления предмета понятия, но из-за неповторимости смысловых контекстов нет тождества, превосходящего
изоморфизм.
Данный вывод важен для нас в том смысле, что идеографический характер латиницы и кириллицы сформировался как на основе
изоморфизма графем с какими-либо объектами, так и их преемственности промежуточным формам, которых существует немалое количество.
Это явление называют
изоморфизмом(от греч. isos– равный и morphe– форма).
Гомоморфизм является обобщением
изоморфизма и предполагает, что соответствие между объектами однозначно лишь в одну сторону.
Однако такое определение не может быть признано удовлетворительным: как известно, между планом выражения и планом содержания нет
изоморфизма.
Среди наиболее популярных терминов можно найти следующие: зрительные коды, вербальные коды, пространственные коды, физические коды, наименования, образы, аналоговые, цифровые и векторные репрезентации,
изоморфизмы первого и второго порядка, многомерные пространства, шаблоны, признаки, структурное описание, семантические сети и даже голограммы.
Тем не менее у нас нет оснований полагать наличие вообще какого-либо
изоморфизма между воспринимаемой физической реальностью и нейрофизиологическими процессами, а также между ними и психическими образами.
Несомненно, определённая ситуация может быть обобщена, как учит нас наука логика, но только для того же вида проблем, для которых она была сформулирована и успешно применена, а именно: когда мы сталкиваемся с истинным
изоморфизмом.
Соотношение между результатами отражения («следами») и отражаемым (воздействующим) предметом может выражаться в виде
изоморфизма и гомоморфизма.
Изоморфизм метода обучения и действий учителя в процессе обучения объясняется тем, что методы обучения характеризуют эти действия (отвечают на вопрос «как делать?»).
Принципы триадизации,
изоморфизма можно рассматривать как принципы структурирования бытия.
Эти симметрии и
изоморфизмы связаны между собой как причинно, так и корреляционно, их совокупность можно представить и как цепочку, и как пучок; для меня в данном случае важен не столько способ репрезентации, сколько факт таковой.