Среди исследователей древнерусской житийной литературы обращение к теме фольклора и его участия в формировании
агиографических текстов – явление частое.
Подробное изложение обстоятельств старообрядческих самосожжений в трудах выговских писателей стало своего рода реформой
агиографической литературы.
Польский этнограф показывает, как из литературных или исторических персонажей на основании сходства их историй с
агиографическими сюжетами и народными представлениями о святости появляются новые святые.
Соответственно, этим термином мы определяем исключительно среду возникновения и сферу бытования фольклорных текстов
агиографического характера.
Но из всех
агиографических описаний её жизни нельзя понять, какова же она была.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: переналаживать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Эта биография не является
агиографическим произведением, приправленным «техническими» деталями.
Эта «система» противостоит средневековой, она подвергает сомнению основные принципы
агиографического стиля.
Таким образом историческое повествование вводит
агиографическую модель победы над врагом с помощью веры, перенося эту модель на политический контекст.
И всё же, невзирая на все эти заверения, имеем ли мы здесь достоверное подтверждение или только возможность некого феномена, который, скорее, является
агиографическим символом?
Впрочем, не будем забывать о том, что и в данном случае мы имеем дело отнюдь не с реальным владимиро-суздальским князем, но с князем-мучеником и святым, чей образ выписан автором в лучших традициях
агиографического жанра.
Первым
агиографическим сочинением на славянском языке стал выполненный во второй половине IX в. просветителем славян св.
На формирование
агиографической традиции значительное влияние оказывал общеисторический контекст.
Тем не менее в целом текстологическое изучение
агиографических памятников далеко от состояния, соответствующего сегодняшним уровню, требованиям и возможностям науки.
Для выяснения динамики процесса формирования и бытования этой житийной группы к анализу намеренно привлекались данные разновременных
агиографических источников от ранних русских месяцесловов до сведений интернета и современного отрывного календаря.
Поэтому реальность порой бывает трудно отличить в них от прямого следования
агиографическому канону.
Агиографический труд – книга веры и молитвы, настойчивый призыв к встрече с евангельским идеалом жизни, помощь в испытании совести.
Так, в изложении начальной русской истории встречаются топонимические предания (о происхождении географических названий – рек и гор, городов и целых регионов), исторические легенды и предания (связанные с традициями народного героического эпоса),
агиографические легенды (представляющие описания жизни святых), исторические сказания и повести.
Это объёмная фундаментальная монография, написанная в лучших традициях русской
агиографической литературы.
Последующие десятилетия привели к буквальному взрыву
агиографических исследований, отчасти превратив их в особую отрасль исторического знания.
Кроме того, по её мнению, в саге видны элементы
агиографического жанра.
Одними из первых
агиографических документов были Acta martyrum (акты о мучениках) – сообщения о судебных процессах и пытках христиан языческими властями, основанные на показаниях непосредственных свидетелей.
При единстве манеры изложения
агиографические сказания были разнообразны по жанрам: жития святых, мартирии, повествовавшие о гонениях и пытках мучеников, хождения, чудеса, видения, сказания о чудотворных иконах.
Мартирологи продолжали быть источником назидательных
агиографических рассказов – иногда случалось и так, что краткие упоминания о малоизвестных мучениках дополнялись эпизодами из жизни других святых, и возникали благочестивые легенды.
Были опубликованы и с разной степенью полноты изучены практически все известные и малоизвестные произведения русской житийной традиции, что заложило основу для типологического изучения
агиографических текстов.
Исследователи при изучении житийных текстов обычно концентрировали своё внимание далеко не на тех чертах
агиографического повествования, которые определяют его как жанр: например, жития использовались в качестве исторического источника или для изучения развития беллетристических тенденций в литературе русского средневековья.
По мнению автора, эти примеры служат свидетельством рецепции западного
агиографического предания в византийско-славянской церковной традиции.
Окружное послание – важный исторический и
агиографический документ, в котором преп.
Во-вторых, в произведение новой русской литературы могут вноситься отдельные элементы конкретного жития или целой
агиографической группы (например, используется сюжетная схема жития-мартирия, на характеристику светского персонажа проецируется житие тезоименитого ему святого и т. п.).
Как и прежде, большое внимание уделяется источниковедческой и текстологической работе, целью которой остаётся критическое издание
агиографических текстов.
Выделенная нами
агиографическая группа, несомненно, заслуживает специального изучения.
Мы не знаем, существовали ли на эти сюжеты полноценные «плавания», или же речь идёт об устных преданиях или отдельных
агиографических фрагментах.
При этом обнаружилось, что границы между собственно житием и «вставными рассказами» по разным источникам относительно одного и того же
агиографического персонажа могут быть весьма нечёткими (формальный признак – упоминание «грешного святого» в заглавии жития).
Наконец, по известным
агиографическим схемам светский автор может попытаться создать «литературное житие» никогда не существовавшего святого.
Сегодня эта книга кажется даже скорее
агиографическим, нежели научным произведением.
Автор сразу оговаривается, что исследует именно житийного юродивого, т.е. тот образ, какой рисует житие, своего рода литературный тип, не пытаясь отделять
агиографические штампы и неисторические предания от реальности.
Со временем из этих сообщений начали создаваться назидательные рассказы, изменялись детали и добавлялись новые эпизоды, т. о. шло формирование
агиографического литературного жанра со своими каноническими формами, художественными образами и приёмами.
Время для такой попытки давно назрело, о чём свидетельствует богатая
агиографическая литература последних лет, посвящённая как отдельным святым, так и святым конкретной страны или определённого времени.
То есть
агиографическое жизнеописание в буквальном смысле – основа сориентированных на христианскую традицию бесчисленных сюжетов-жизнеописаний (биографий) в новой литературе.
Именно
агиографические сочинения выработали язык – устойчивый фонд топосов и стереотипных мотивов, – описывавший добродетели святых, воспроизводившийся из текста в текст и из поколения в поколение, в том числе и в произведениях иного жанра и предназначения (например, историографических).
За пределами собственно письменной традиции
агиографические клише формировали устойчивые мыслительные конструкты и образы, определявшие круг представлений самой широкой аудитории.
Она удовлетворяла заинтересованность конкретных церковных сообществ в сохранении памяти об их прошлом, в свою очередь, собственно исторические произведения нередко включали обширные «
агиографические фрагменты» – многочисленные и подробные рассказы о святых и чудесах.
Тематику предыдущего исследования развивает более узкая, но не менее актуальная тема: изучение, с
агиографической точки зрения, самого раннего венецианского литургического календаря.
В этом монументальном своде художнических биографий внимание к чувственному опыту соединяется с
агиографической функцией – служить примером для других.
Это было искушение в чистом
агиографическом смысле: явилась и искушает.
Хотя писцы и стандартизировали рассказы для большего соответствия предыдущим образцам
агиографической литературы, рассказы о чудесах представляют собой неоценимый источник для изучения одержимости.
Однако в этой сфере особенно трудно отделить реальность от
агиографического усилия.
При подготовке к первой публикации в светском издательстве состав книги был значительно расширен за счёт внесения
агиографических дополнений и историко-географического комментария.
Список святых, почитание которых носит общерусский, общевосточнославянский и даже общеправославный характер, известных в крестьянской среде, крайне ограничен, фольклорные
агиографические сюжеты, с ними связанные, широко известны и многократно описаны, в то время как почитание святых, менее известных, чей культ имеет ограниченный ареал, практически не исследовано.
Ещё одна возможность состоит в том, что двое монахов действительно наблюдали ряд необычных феноменов, но намеренно соблюдают
агиографический сценарий при пересказе этих событий.