Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
О том, что такое салам, правая рука, поцелуй и почесть
И ещё ученики спросили Апостола так: «Есть в мире приветствие «Салам алейкум»; откуда оно? И есть в [мире] пожатие правой руки, почитаемое людьми, — от кого оно? А таинство поцелуя, которым люди целуют друг друга [в мире, — откуда оно?] А кто ввёл ту почесть, которую воздают друг другу? А рукоположение, которое великий возлагает на меньшего, оказывает ему честь и возвеличивает его, — от кого это рукоположение?»
Тогда он сказал ученикам: «Эти пять вещей, о которых вы спросили, представляются в мире как бы ничтожными и малыми, хотя они великие и почтенные; я открою вам их тайну.
Итак, эти пять знаков — тайна Первочеловека, с ними он вышел из эона Света.
И когда завершил своё сражение, он ушёл с этими добрыми знаками и был принят в эоны Света.
Первый «Салам» Бог и ангелы в стране Света воздали Первочеловеку, когда он выходил на врага, а Бог и ангелы шли с ним, сопровождая его, даруя ему свой салам, свою силу, своё благословение и свою победу; вот первый салам, который Бог и ангелы дали Первочеловеку, когда он выходил из эона Света.
Первую правую руку Мать жизни подала Первочеловеку, когда он выходил на битву.
Первым поцелуем Мать жизни поцеловала Первочеловека, когда он отделялся от неё и уходил вниз, на битву; и все прочие боги и ангелы, которые есть в эонах Света, поцеловали его; также <…> все и преддверия церковные, и домоправители, принадлежащие к дому его людей, целовали его, когда он отделился от них, сопровождали наружу и целовали его поцелуем любви и приязни.
Первую Почесть Первочеловек воздал, когда уходил в нижнюю [глубину]; он преклонял [колена, воздавая почести] Богу истины и всем эонам [Света,] принадлежащим к дому его людей, и молил их о силе, чтобы она следовала за ним, когда он выйдет.
Первое Рукоположение Мать жизни возложила на главу Первочеловека, вооружила его, дала ему силы, рукоположила его и послала на бой; он снизошёл и в великих силах совершил битву с неприятелем.
В этих пяти знаках, в этих пяти таинствах Первочеловек вышел из эонов Света на врага, с их помощью поверг и победил его.
«Салам», то есть мир (шалом), поэтому Смагина переводит как «мир», однако это семитское приветствие хорошо у русских известно в арабском варианте, поэтому перевожу именно так, как оно известно. Поскольку имеется в виду именно в значении «привет». Если совсем русифицировать, можно переводить «вот первый привет, который Бог дал Первочеловеку» и так далее.
Это — первая половина главы, дальше ещё про четыре привета. Первочеловек отправляется на битву со злом, его чествуют все боги и он чествует их. Вопросы чести и собственного достоинства, таким образом, крайне важны и даже предшествовали первой битве. По этой зарисовке мы видим, как всё выглядит в эонах света — там все уважают друг друга, говорят друг другу «трям» и воздают честь.
Рабская азиатская картина ангельских иерархий, где все в пыль разбиваются перед вышестоящим, как мы видим, манихейству не свойственна, наоборот, небеса руководствуются принципом чести, а не унижения нижестоящих.
Также мы видим, что дуализм не исключает возможности молиться: «и молил их о силе, чтобы она следовала за ним, когда он выйдет». Хотя мы не считаем, что наш Бог всесилен, это не значит, что мы не можем о чём-то его просить, особенно о помощи в чём-то добром. Наоборот, даже Первочеловек, сила которого сейчас находится во всей материальной вселенной, то есть творец всех этих бесконечных галактик и всей огромной заключённой в них светлой энергии, — даже он просил Бога о силе, что уже говорить о слабых и глупых людях, у которых ни силы, ни знания по сути своей нет.
Но даже и таких за растворённые в них частицы света все боги уважают и почитают, и как когда-то Первочеловеку, правую руку помощи всегда готовы дать, о чём дальше будет много.
Первочеловек мог бы остаться дома, и тогда нас бы и всего этого мира не было, но он решил выйти в эту непонятную и страшную тьму сражаться. И капли его крови попали в сердца детей света, которые тоже хотят сражаться со злом, как и этот самый первый герой.
Образ Христа в католицизме — это вообще безграмотное соединение Первочеловека (который принёс себя в жертву для спасения мира) и Иисуса-Сияния (который проповедовал доброе учение и оделся в добродетели и последователей). Думаю, что надо пояснить, потому что, по моим сведениям, читают и те, кто знакомится с доктриной первый раз. То есть и в этом тексте Мани Хайя говорит именно о Христе, как и в текстах про Иисуса. Но здесь имеется в виду Христос как герой-искупитель, это и называется «Первочеловек». Он сейчас распят и страдает во всём мире, а когда всё будет гореть, тогда и воскреснет, встанет как статуя. То есть тут описание, как Христа на подвиг на небе отправляли, если уж совсем западным языком говорить.
И когда вознёсся с войны, он тоже вошёл в царство дома людей своих через эти пять таинств:
Салам, с которым он вознёсся, — это салам, который дал ему призыв, когда был выслан от Отца жизни; он дал ему салам в мире тьмы. Салам, с которым он снизошёл, — тот же самый, с которым он встал на битву; а что до тайны салама, который призыв дал Первочеловеку, — этот салам явился здесь, тот самый, что был назван и услышан там, где силы Отца.
А вторую правую руку живой Дух подал Первочеловеку, когда вознёс его из битвы; что до таинства той руки — это теперь та самая правая рука, которая бывает [у] людей, когда подают её друг другу; она почитается и [пребывает среди них.]
А вторым Поцелуем [Отец] жизни и Мать живых поцеловали Первочеловека, когда он восходил из битвы; этот же поцелуй бывает у людей, когда они целуют друг друга при отъезде и разлуке или же при встрече друг с другом — по таинству того Поцелуя.
Вторую Почесть Первочеловек оказал [и воздал] в то время Богу истины и [тем, кто обитает в] эонах благословенных, и всем эонам [Света, а также] всей стране Света, когда Отец жизни и Мать живых вознесли Человека из бездны битвы. Что до таинства второй Почести — это теперь та самая почесть, которая существует ныне у людей, когда они почитают друг друга и воздают честь друг другу.
Второе Рукоположение вот каково: когда живой Дух вознёс Первочеловека из войны и спас от всех тревог, вознёс и упокоил в великих эонах Света, принадлежащих дому его людей, он поставил его перед Отцом, Господом всего существующего. И вот, когда тот предстал перед глазами великого Света, некий голос донёсся к нему с высоты и сказал: «Посадите Моего Сына, Моего Первородного справа от Меня, пока Я не уложу всех Его врагов подножием к ногам Его». Он принял это великое Рукоположение, чтобы стать вождём своих братьев в новом эоне. А что до таинства второго Рукоположения — это теперь то самое рукоположение, которое бывает у людей, когда они рукополагают друг друга, и больший даёт власть меньшему.
Эти пять таинств, эти пять знаков явились сперва в божественности и были посланы в мир через Апостола, люди научились им и усвоили их в своей среде. [Но] этих таинств не было изначально среди сил тьмы.
А Разум света, идущий в мир, является в таких разных видах; этими пятью словами он избирает свою Церковь. Сперва, прежде всего, он избирает свою Церковь саламом и сперва даёт мир людям, пока человек не примет мир и не станет сыном мира; тогда он станет избранным к вере. А потом, когда уже получил мир, он получает правую руку и к ней принадлежит; а когда [получит] правую руку, Разум света привлекает его к себе и приближает [к] Церкви.
Правой рукой он получает Поцелуй любви и становится сыном церкви, [сопричисленным к Поцелую.]
После Поцелуя он получает Почесть и почитает Бога истины, а также оказывает [её] Святой Церкви, надежде доброй веры.
После того как они получат Мир и Руку, Поцелуй и Почесть, на них наконец возлагается правая рука милости, и они получают Рукоположение; оно будет возложено на них, они будут размещены, построены в истине и укрепятся в ней навсегда; они приходят к Разуму света в этих добрых знаках, делаются людьми совершенными, почитают и славят Бога истины. Также при их исходе, когда Форма света выходит к ним и уводит их от тьмы к вечному Свету, эта Форма света успокаивает человека Поцелуем и своим покоем от страха перед демонами, разрушающими его тело; её подобием, через её образ сердце избранника, выходящее из его тела, успокаивается. После этого ангел, который держит награду, протягивает ему правую руку, выводит его из бездны тела и принимает с поцелуем и любовью. Та душа оказывает Почесть своей спасительнице, то есть Форме света. А когда [он пробудет там,] и исполнится время, равное [сроку его ж]изни, [он будет принят] в доме живых, богов, ангелов, всех Апостолов и избранников, и получит корону, [одеяние и диадему] славы в жизни вечной. Поэтому я говорю вам, братья мои и части мои: Да обретутся эти пять [знаков] у вас в обладании, в почёте у каждого из вас — Салам, Десница, Поцелуй, Почесть и Рукоположение, то, что я принёс вам из дома живых, от Отца, Который послал меня.
Знайте, что [это] — великое таинство, [и узнавайте] его в этих пяти знаках, которые я принёс, [чтобы вы обладали ими, когда] отделитесь от мира; ибо [я пожелал, чтобы] вы узнали первый «Салам», первую Руку, первый Поцелуй, первую Почесть и первое Рукоположение. Да обретётся Рукоположение и возвеличится у вас, чтобы вы почитали и чтили учителей, диаконов и пресвитеров, которых я рукоположил, возложив на них великое Рукоположение, ибо они стоят в великом таинстве. Рукоположение божественности возложено на голову учителя; а кто отвергнет его, будет презирать и ни во что не ставить, тот грешит перед Богом великим прегрешением, равно как и передо мной.
Но вы, возлюбленные мои, усердно соблюдайте эти пять [знаков, данных] вам; вы сопричислены <…> совершить в эти сроки <…> [вы] захоти[те,] и он ответит вам <…> как я сказал [вам] <…> который в жилищах [тьмы] <…> захотят <…> [жить в] вашем сердце <…> их, что он <…> воздвигнутый вами <…> каждый <…> слушать вас, и знает обо всём, что бы вы все ни сделали <…> друг с другом <…> этот <…> он обращается к вам, эон <…> и он [удалит] от вас печали тех, которые <…>
Очевидно описанные пять приветствий входили в обрядность, потому что, судя по описанию, они сопровождают и крещение, и принятие в монахи. Кроме того, окончательным крещением является смерть, когда Форма света и ангелы победы снова дают пять приветствий, уже для вечной жизни. Общая система пяти приветов (соотношу сразу с пятью элементами):
Когда Христос выходил на космическую битву (эфир).
Когда вернулся с победой (воздух).
Это — космическая история, а в личной истории христианина пять приветствий являются символом тех двух космических три раза:
При крещении (вода).
При рукоположении в монахи (огонь).
При смерти (земля).
Поцелуй явно неэротический, поскольку тут чётко написано «в правую руку», одна из форм почтительных приветствий на Востоке, которая, впрочем, и у православных наблюдается.
Личный путь христианина, таким образом, повторяет путь Первочеловека: вниз и вверх. Сначала выходит на борьбу и там разрывается чертями, а потом возносится и снова собирается в светлую форму, return to innocence. И на всех этапах этого пути приветствуется всеми добрыми умами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других