О том, что такое молчание, пост, мир, день и покой
И ещё ученики спросили Светоча: «Расскажи нам о тех пяти словах, которые возглашаются в мире, и зовут [первое из них] Миром, другое — Молчанием, и ещё одно зовут [Постом,] ещё одно — Днём, ещё одно — [Покоем.
И ныне просим тебя, наш] отче, чтобы ты [рассказал нам об этих пяти словах, что это такое] <…>
<…> Собиратель <…> ибо он оставляет тело <…> все желания мира <…> тело в праведности. [Тот, кого зовут Пост,] — это Столб славы, [Человек совершенный] <…> ибо <…> (47) <…> Тот, кого зовут [Мир,] — это Первочеловек, обитающий на Корабле живых вод, свет[лом] <…> ибо его зовут <…> [А тот, кого зовут День, — это Третий Посланник,] славный, [живущий на Корабле огня живого,] Светильник, [сияющий днём; поэтому и зовут] его День <…> в великом эоне <…> разделённое в мире; он есть <…> установленное в <…> <…> и души <…>
Благословен, [кто] <…> дать радость [жизни] вечной, великий <…> длиться во веки веков, вечно».
Поскольку упоминается пост, вероятно, текст о духовных практиках, если есть другое толкование, было бы интересно послушать. Вообще, на востоке же не было понятия «медитация», это западные представления, когда часть практик объявили «медитативными», а часть (те, что похожи на католические) считают обычными молитвами или постами.
Вероятно, тут следующие соответствия:
Мир — медитация на успокоение ума (спокойное сидение), она, в принципе, на санскрите так и называется — «шаматха», то есть «умиротворение». Поскольку концентрация — это возвращение к определённому единству, она тут отождествляется с Первочеловеком, который является единым началом, в результате распада которого образовалось разнообразие всех смешанных вещей. Когда концентрируемся в шаматхе, то как бы возвращаемся к Первочеловеку, к изначальному единству.
Молчание — практика воздержания от общения какое-то время. К сожалению, в тексте утрачено, с каким божеством ассоциировалось.
Пост — воздержание от еды на какое-то время (отождествляется со столбом славы, то есть с волей).
День — практики бдения и, соответственно, динамической концентрации. В принципе, условно можно отождествить с тем, что они в Тхераваде называют випашьяна, хотя випашьяна — один из видов «Дня». Тут, наоборот, не снижается активность ума, а стимулируется. Отождествляется с Митрой (третьим посланником), который, конечно, и огонь, и Солнце, и вполне сюда подходит.
Покой — поскольку Иисус-Сияние идёт обычно в паре с Митрой как солнечное и лунное, практика «покой» должна ассоциироваться структурно с Иисусом-Сиянием (и вообще «покой» часто с Иисусом в манихействе — «он введёт в покой» и так далее). В чём заключается эта пятая практика, трудно сказать, так как текст утрачен. Может быть, спокойное чтение или выслушивание чего-либо по типу молитв и песен — в принципе, практика достаточно пассивная, чтобы отождествлять её с луной, и её как раз не хватает, если предполагать, что список описывает вообще все главные практики.
Итак, в европейской терминологии, на мой взгляд, описываются:
1)
статическая медитация;
2)
молчание;
3)
голодание;
4)
динамическая медитация;
5)
прослушивание / чтение текстов.