1. книги
  2. Религиозные тексты
  3. Ярослав Золотарёв

Комментарии на Кефалайю

Ярослав Золотарёв (2024)
Обложка книги

Современные комментарии на самый большой из известных манихейских трактатов «Кефалайя».

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

О том, что такое молчание, пост, мир, день и покой

И ещё ученики спросили Светоча: «Расскажи нам о тех пяти словах, которые возглашаются в мире, и зовут [первое из них] Миром, другое — Молчанием, и ещё одно зовут [Постом,] ещё одно — Днём, ещё одно — [Покоем.

И ныне просим тебя, наш] отче, чтобы ты [рассказал нам об этих пяти словах, что это такое] <…>

<…> Собиратель <…> ибо он оставляет тело <…> все желания мира <…> тело в праведности. [Тот, кого зовут Пост,] — это Столб славы, [Человек совершенный] <…> ибо <…> (47) <…> Тот, кого зовут [Мир,] — это Первочеловек, обитающий на Корабле живых вод, свет[лом] <…> ибо его зовут <…> [А тот, кого зовут День, — это Третий Посланник,] славный, [живущий на Корабле огня живого,] Светильник, [сияющий днём; поэтому и зовут] его День <…> в великом эоне <…> разделённое в мире; он есть <…> установленное в <…> <…> и души <…>

Благословен, [кто] <…> дать радость [жизни] вечной, великий <…> длиться во веки веков, вечно».

Поскольку упоминается пост, вероятно, текст о духовных практиках, если есть другое толкование, было бы интересно послушать. Вообще, на востоке же не было понятия «медитация», это западные представления, когда часть практик объявили «медитативными», а часть (те, что похожи на католические) считают обычными молитвами или постами.

Вероятно, тут следующие соответствия:

Мир — медитация на успокоение ума (спокойное сидение), она, в принципе, на санскрите так и называется — «шаматха», то есть «умиротворение». Поскольку концентрация — это возвращение к определённому единству, она тут отождествляется с Первочеловеком, который является единым началом, в результате распада которого образовалось разнообразие всех смешанных вещей. Когда концентрируемся в шаматхе, то как бы возвращаемся к Первочеловеку, к изначальному единству.

Молчание — практика воздержания от общения какое-то время. К сожалению, в тексте утрачено, с каким божеством ассоциировалось.

Пост — воздержание от еды на какое-то время (отождествляется со столбом славы, то есть с волей).

День — практики бдения и, соответственно, динамической концентрации. В принципе, условно можно отождествить с тем, что они в Тхераваде называют випашьяна, хотя випашьяна — один из видов «Дня». Тут, наоборот, не снижается активность ума, а стимулируется. Отождествляется с Митрой (третьим посланником), который, конечно, и огонь, и Солнце, и вполне сюда подходит.

Покой — поскольку Иисус-Сияние идёт обычно в паре с Митрой как солнечное и лунное, практика «покой» должна ассоциироваться структурно с Иисусом-Сиянием (и вообще «покой» часто с Иисусом в манихействе — «он введёт в покой» и так далее). В чём заключается эта пятая практика, трудно сказать, так как текст утрачен. Может быть, спокойное чтение или выслушивание чего-либо по типу молитв и песен — в принципе, практика достаточно пассивная, чтобы отождествлять её с луной, и её как раз не хватает, если предполагать, что список описывает вообще все главные практики.

Итак, в европейской терминологии, на мой взгляд, описываются:

1)

статическая медитация;

2)

молчание;

3)

голодание;

4)

динамическая медитация;

5)

прослушивание / чтение текстов.

Оглавление

Купить книгу

Приведённый ознакомительный фрагмент книги «Комментарии на Кефалайю» предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Вам также может быть интересно

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я