Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей

П. Г. Кабанов

«Атом», «гомеомерия», «феномен», «диалектическое противоречие» «симулякр», «ризома» и другие философские понятия, что они означают, например, в физике, биологии, психологии, педагогике, бизнесе, искусстве, спорте и других. Ответы на этот вопрос вы найдёте в данной книге, цель которой – формирование умений и навыков использования философии с первых дней её изучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задание 22. Просвещение. Общественный договор

Во второй половине XVIII в. во Франции возникло движение под названием Просвещение. Такое название оно получило, потому что деятели этого периода считали, что все недостатки общества можно исправить путём просвещения. Это следовало из представлений сенсуалистов о разуме человека как «чистой доске», на которой опыт и воспитание могут написать что угодно.

Главные идеи Просвещения — идея «естественных прав» и «общественного договора». Согласно этим идеям, до возникновения государства (в «естественном состоянии») люди имели равные права и находились в состоянии «войны всех против всех». (Т. Гоббс) Чтобы предотвратить гибель в этой войне, люди заключили общественный договор — договор между властью и народом. Народ отдал часть своих прав власти, а власть обязана обеспечить народу благосостояние. Так просветители объяснили появление неравенства и государства. Они, конечно, понимали, что на самом деле никакого договора народ с властью не заключал, что это только подразумевалось народом при его подчинении властям. И если в государстве спокойно, значит негласный общественный договор народа с властями соблюдается.

Идея равенства естественных прав (прав от рождения) послужила обоснованием необходимости ликвидации феодальных привилегий, а идея общественного договора давала право народу на восстание против власти, не обеспечивающей общественное благополучие, и оправдывала казнь королей. Конституция современного государства и есть писанный общественный договор. В том или ином виде современные конституции содержат идеи просветителей. Только право народа на восстание заменено правом на забастовку, так как в противном случае разрушаются сами устои государства, а смена власти путём выборов устраняет необходимость революций.

Мы можем представить, что в конституцию записали нормы, регулирующие деятельность представителей различных наук и творческой интеллигенции.

Напишите эти нормы (права и обязанности) для внесения их в Конституцию.

(Примечание. Большая часть предложенных в ответах текстов для внесения в Конституцию уже содержится в действующей Конституции РФ.)

Физика, химия и другие науки

Научная организация или отдельный ученый являются собственниками сделанного открытия.

Собственник имеет право распоряжаться своим открытием по собственному усмотрению, за исключением случаев признания открытия государственной тайной. Тогда его использование регулируется соответствующим законом.

Собственник обязан представлять данные об открытии в органы охраны государственной тайны для принятия решения об отнесении этого открытия к государственной тайне.

Биология

Государство обеспечивает сохранение мира животных и растений и среды их обитания, своевременно пополнять их Красные книги. Совершенствовать их правовую защиту.

Государство создаёт охраняемые территории различного формата и правового статуса: заказники, заповедники, резерваты, национальные и природные парки.

Работы по изменению генетических кодов и создание новых должно быть под контролем государства и общества.

Математика

Учитывая особую роль математики в других науках («в науке столько науки, сколько в ней математики»), при вузах создать систему математических школ для одарённых детей.

Психология

Для сохранения психического здоровья граждан государство учитывает научные рекомендации психологов по организации производственных и учебных процессов.

Педагогика

Государство обеспечивает бесплатное образование в школах, техникумах и вузах; определяет государственный стандарт образования; осуществляет лицензирование и аккредитацию учебных заведений с целью обеспечения качества обучения и воспитания молодёжи.

Государство обеспечивает единое среднее образование по единым учебникам и программам, допуская определённый процент региональных программ и факультативных предметов.

Форму одежды в школах администрация согласуют с родителями учащихся.

Техника

Государство обеспечивает развитие техники и передовых технологий, развитие рационализаторства и изобретательства, системы госзаказов, грантов, создание государственных корпораций по важнейшим направлениям развития прогрессивной техники.

Развитие техники должно постоянно снижать риски для жизни и здоровья граждан. Государство принимает для этого юридические, организационные и технические меры.

Строительство

Обязательность государственного лицензирования строительного бизнеса.

Согласование строительных проектов с заказчиком и общественностью.

Бизнес

Равенство всех форм собственности.

Свобода предпринимательства.

Заявительный характер регистрации бизнеса.

Государственное лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности (банковская сфера, строительство, производство оружия, продуктов питания и лекарств).

Уменьшение проверок предпринимательской деятельности с одновременным усилением юридической ответственности за нарушение законов, инструкций и правил.

Политика

Свобода деятельности политических партий.

Усиление контроля за властью со стороны граждан.

Многопартийная система.

Гарантия прав и свобод граждан.

Запрет экстремистских партий, организаций и движений.

Право

Россия — правовое государство.

Закон не имеет обратной силы.

Государство гарантирует каждому доступ к правосудию.

Танцы, музыка, театр, кино, живопись. Искусство в целом.

Свобода творчества.

Охрана авторских прав.

Запрет на разжигание расовой, национальной, религиозной и социальной розни.

Свободный допуск граждан к достижениям культуры.

Материальная поддержка творческих коллективов, важных для государства направлений искусства в форме грантов и прямого финансирования.

Государственный заказ на творческие работы в сфере искусства.

Содержание государством объектов культуры: библиотек, музеев, театров, детских творческих школ.

Спорт

Государство поощряет занятия спортом, содержит спортивные сооружения, обеспечивает бесплатную подготовку спортсменов к соревнованиям.

Занятия в спортивных школах, секциях и кружках до совершеннолетия бесплатны. Отказ от записи в спортивные секции не допускается.

Физкультура

Государство вводит обязательной производственную гимнастику на всех предприятиях, а также в организациях всех форм собственности на основе рекомендаций Минздрава по времени и количеству в зависимости от условий труда.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я