Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей

П. Г. Кабанов

«Атом», «гомеомерия», «феномен», «диалектическое противоречие» «симулякр», «ризома» и другие философские понятия, что они означают, например, в физике, биологии, психологии, педагогике, бизнесе, искусстве, спорте и других. Ответы на этот вопрос вы найдёте в данной книге, цель которой – формирование умений и навыков использования философии с первых дней её изучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задание 6. Недостатки любого определения

Душа (истина) вещей, по мнению Сократа, — это их определение. Сократ пытался дать определение вещам, но это ему не удавалось, поэтому он заявил: «Я знаю, что ничего не знаю». [Сократ понял, за что Дельфийский оракул назвал его самым умным: он-то знал, что ничего не знает, а другие и этого не знали.]

Попробуйте дать определение стула так, чтобы его не спутать с табуреткой. Не получится. Может прав Сократ, что мы ничего не знаем?

Ученик Сократа — Платон (427—347 до н. э.) понял, почему Сократу не удавалось дать определение понятий: все вещи разные и постоянно изменяются, а понятие только одно. Мы же пытаемся определить все вещи (и те, что были, и те, что есть, и те, что будут), поэтому ничего и не получается.

Найдите недостатки определения объекта различных специальностей. [Все определения взяты из Википедии.]

Физика — «о наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении».

Во-первых, в этом определении содержится ошибка, о которой говорил Сократ (См. диалог Платона «Гиппий большой»), когда его собеседник Гиппий на вопрос «что есть прекрасное?» называет и красивую девушку, и лиру, и горшок, и кобылицу. Суть ошибки в том, что каждое из них оказывается безобразным, например, по сравнению с богами. А надо определить прекрасное, которое всегда прекрасно само по себе. То есть в определении надо выразить суть данной науки, а давать определение перечислением того, что она изучает нельзя.

Во-вторых, простыми законами природы являются не только законы физики, и не только физика изучает материю, её структуру и движение. Значит данное определение не позволяет отличить физику от других наук, изучающих движение, хотя «физика движений» в них может присутствовать. Например, движение изучают в хореографии с целью поиска прекрасного в движениях. Но для хореографии важна и физика движения (равновесие, инерция, безопасность и т.д.).

Заметьте, из греческого названия тоже не понятно, что это за наука.

Химия — «наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения, их превращениях, ведущих к изменению состава — химических реакциях, а также о законах и закономерностях, которым эти превращения подчиняются».

Такое же замечание, что и к определению физики: перечисление того, что изучает химия. И ещё одна ошибка — тавтология: «химия — наука… о химических реакциях». Как раз и надо определить, что же это такое — химическая реакция.

Биология — «наука о живых существах и их взаимодействии со средой. Изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой».

Опять перечисление того, что изучает биология. И понятно, что «все аспекты жизни» изучает не только эта наука. То есть определение не позволяет отличить биологию от других наук.

Зоология — «наука о представителях царства животных, в том числе человека».

Опять данное определение настолько широкое, что не позволяет отличить зоологию от других наук, изучающих животных и человека.

Ботаника — «наука о растениях, раздел биологии».

Та же ошибка — определение настолько широкое, что не позволяет отличить ботанику от других наук, изучающих растения.

Математика — «наука об отношениях между объектами, о которых ничего не известно, кроме описывающих их некоторых свойств, — именно тех, которые в качестве аксиом положены в основание той или иной математической теории. Исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов».

Те же ошибки: перечисление средств, которые использует математика, а не определение её сути, функций, средств.

Ещё одно определение с той же ошибкой: «Математика… наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира».

Психология — «наука изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей».

Здесь снова встречаем тавтологию: специфику науки объясняют, без определения психики и психической деятельности.

Педагогика — «наука о воспитании и обучении человека, прежде всего в детско-юношеском возрасте».

Опять перечисление: воспитание и обучение, и опять нет отличия от других наук: обучение и воспитание изучает не только педагогика, но и психология и социология и история. В чём же тогда специфика педагогики?

Техника — «обобщающее наименование сложных устройств, механизмов, систем (включая „средства труда“)».

Опять перечисление без указания сути и функций.

Строительство — «создание (возведение) зданий, строений и сооружений».

Непонятно: зачем, как и из чего. Как само собой разумеющееся.

Бизнес — «деятельность, направленная на систематическое получение прибыли».

Слишком широкое определение. Под него может подойти и нелегальная деятельность, например, рэкет, контрабанда, проституция, распространение наркотиков и т. д.

Политика — «понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства. Научное изучение политики ведётся в рамках политологии».

Определение слишком широкое и неопределённое, под него подходит не только политическая деятельность, но и, например, хозяйственная.

Право«понятие юриспруденции, один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, принимаемых в установленном порядке гарантированных государством правил поведения, которые регулируют общественные отношения».

Определение слишком широкое, содержит перечисление, суть права не раскрыта.

Танец — «ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением».

Слишком широкое определение. Под него подходит и спорт и физкультура.

Музыкавид искусства. В БРЭ (2013 г.) музыка определяется как «искусство звуков, организованных главным образом по высоте и во времени». Г. Г. Эггебрехт, говоря о музыке «в западном понимании этого слова», определяет её как «художественную организацию звучания, которое, в смысле природного и эмоционально воспринимаемого звучащего феномена, рисует картину мира и души, неосознанно и конкретно схватываемую слухом, а в смысле искусства [это звучание] становится духовным „языком“ материального мира, отрефлексированного и упорядоченного (а значит осмысленного и смыслополагающего) благодаря теоретическому знанию».

Все эти определения слишком абстрактные. Под них подходит не только музыка. Кроме того использование таких понятий, как «в основном», «в западном понимании этого слова», делает их неопределёнными.

Театр — «зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств — литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других, и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актёр».

Перечисление частей, и «собственная специфика» театрального искусства заменена понятием «драматическое действие», суть которого не определена.

Кинематограф — «отрасль человеческой деятельности, заключающаяся в создании движущихся изображений».

Слишком абстрактное определение, под него может подойти даже изготовление движущихся мишеней.

Живопись — «вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на поверхность».

Слишком абстрактно. Сейчас создают зрительные образы не только с помощью красок и не только на поверхности. Например, в виртуальном пространстве.

Спорт — «организованная по определённым правилам деятельность людей (спортсменов), состоящая в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных спосособностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе».

Это определение включает тавтологию, называя спорт «деятельностью людей (спортсменов)». Оно не позволяет даже отличить спортивные игры от неспортивных. Неспортивные игры тоже являются организованной деятельностью и включают в себя соревнование интеллектуальных сил. Как же их различить? Например, карты и домино неспортивные, а шашки и шахматы спортивные. Но они различаются. В неспортивных играх начальное положение игроков зависит от случая, а в спортивных игроки вначале состязания находятся в равных положениях. В спорте учитывается всё — ветер, солнце, вес спортсменов. Если начальные положения нельзя сделать равными, играют чётное число партий.

Физкультура — «область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития».

Здесь те же ошибки: и перечисление и слишком абстрактные выражения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я