Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей

П. Г. Кабанов

«Атом», «гомеомерия», «феномен», «диалектическое противоречие» «симулякр», «ризома» и другие философские понятия, что они означают, например, в физике, биологии, психологии, педагогике, бизнесе, искусстве, спорте и других. Ответы на этот вопрос вы найдёте в данной книге, цель которой – формирование умений и навыков использования философии с первых дней её изучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задание 5. Сократ. Определение вещей

Софисты считали, что объективной истины нет, она субъективна. «Человек — мера всех вещей» — утверждали они.. Сократ (469—399 до н. э.), наоборот, был убеждён, что объективная истина существует, но она не есть составные части вещей (как думали Анаксагор и Демокрит). Когда приговорённому к смерти Сократу друзья приготовили побег, он отказался бежать, заявив, что Сократ — это не составные части его тела, а его душа, которая убежать из Афин не может.

Найдите, что нельзя объяснить, если объект определять через его составные части.

Физика. Из свойств микрочастиц, атомов и молекул, нельзя было вывести законы Ньютона, теорию относительности и т. д. Их надо было открывать, то есть искать свойства, которых нет у частей, но есть у целого.

1) Физика микромира. В микрочастицах невозможно было увидеть будущую атомную и водородную бомбу.

2) Физика газов, жидкостей и твёрдых тел. В атомах, ионах и молекулах не содержится сведений о температурах плавления и испарения состоящих из них веществ. Сегодня учёные, конечно, могут определять свойства будущих веществ, даже неоткрытых элементов, но делают они это, скорее всего, по аналогии с уже существующими веществами.

Химия. В атомах не содержатся сведения об аромате, горечи, солёности и сладости будущих веществ.

Биология, зоология, ботаника. Живые клетки изначально все одинаковые, какой станет данная клетка, заранее не узнаешь, только организм в целом определит её место.

Математика. В отдельных числах невозможно увидеть их всемирную гармонию, их возможность выразить звуки и изображения.

Психология. По отдельным психическим реакциям мы не можем сказать о характере человека, его уме, творческих способностях, его мировоззрении.

Педагогика. По выполнению отдельных заданий невозможно определить воспитанность ученика, по поведению отдельных педагогов, учащихся невозможно определить состояние и уровень образования общества.

Техника. По куче деталей невозможно узнать, что это за механизм (если только мы его раньше не видели).

Строительство. По куче кирпичей мы не можем сказать, что из них будет построено.

Бизнес

Производственный: по отдельным товарам мы не можем оценить качество всех товаров, определить уровень развития производства в целом, его рентабельность и т. д.

Банковский: по курсу валюты нельзя определить состояние банковского бизнеса в стране. Например, в европейских странах кредит выдают под 5 процентов годовых, у нас 11 и более. Но чтобы понять, почему так, нужно изучать состояние всей экономики в стране.

Политика. По отдельным проявлениям властных полномочий мы можем многое узнать об обществе, но сути власти, тенденций её развития понять не сможем. Чтобы увидеть, что она есть отношения по поводу власти, необходимо возвыситься над её единичными проявлениями.

Право. По отдельным нормам права мы можем догадаться о многом, но чтобы определить суть права, необходимо выйти на более высокий уровень обобщения, где право предстаёт мерой свободы.

Танцы. По отдельным движениям в танце мы не можем сказать о характере всего танца: быстрый он или медленный, весёлый или грустный. Особенно, если выключено музыкальное сопровождение.

Музыка. Ноты не содержат в себе грусти, радости, юмора, которые рождаются только в мелодии.

Театр. По отдельным сценам (действиям) нельзя увидеть идеи, выраженной в пьесе.

Кино. По отдельным эпизодам нельзя понять, какая главная мысль автора фильма, что он хочет сказать этим фильмом.

Живопись. По отдельным фрагментам нельзя сказать, какая идея художника воплощена в картине и что на ней изображено. Поэтому детям трудно складывать пазлы, даже глядя на картинку.

Спорт. В состязаниях по отдельным видам спорта не содержится средство для объединения народов мира. Этому служат только специально организованные международные соревнования и олимпийские игры.

Физкультура. В отдельных движениях нет особых средств для хорошего настроения и долголетие человека, но в результате занятия физкультурой они появляются.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я