Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей

П. Г. Кабанов

«Атом», «гомеомерия», «феномен», «диалектическое противоречие» «симулякр», «ризома» и другие философские понятия, что они означают, например, в физике, биологии, психологии, педагогике, бизнесе, искусстве, спорте и других. Ответы на этот вопрос вы найдёте в данной книге, цель которой – формирование умений и навыков использования философии с первых дней её изучения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Задание 21. Монизм и дуализм

У древних философов в качестве первоначала (субстанции) выступало, какое-либо вещество, а многообразие вещей они объясняли различными состояниями этого вещества. Считалась, что душа состоит из той же субстанции. В Средневековье, для объяснения бессмертия души при смертном теле, появилось представление о существовании двух субстанций — протяжённой (телесной) и мыслящей. В Новое время возникла проблема объяснения их взаимосвязи. Декарт утверждал, что вещи состоят из протяженной субстанции, а их представления — из мыслящей субстанции. Но как они связаны между собой? Декарт вынужден был признать независимое существование обеих субстанций: протяженной и мыслящей. Такой подход называется дуализмом (дуальный — двойной). Последователи Декарта, для объяснения поведения человека, вынуждены были привлечь идею Бога. (См. «теорию двух часов». )

Бенедикт Спиноза (1632—1676) избавляется от дуализма тем, что протяжение и мышление объявил не субстанциями (природы), а атрибутами (неотъемлемыми признаками) одной, общей для них субстанции. Признание только одной субстанции, лежащей в основе мира, называется монизмом. Монизм для объяснения поведения человека уже не нуждается в идее Бога.

Немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646—1716) утверждал, что субстанция не может быть протяженной, так как протяжение означает, что она состоит из составных частей. Но тогда субстанция непротяжённа (нет размеров), а значит и бестелесна — бесконечно маленькие души. Лейбниц называет их монадами. По Лейбницу, человек состоит из монад, сам он тоже представляет собой монаду, но большую, которой подчиняются все маленькие монады. Но как же маленькие монады узнают о желаниях большой монады? Лейбниц объяснил это предустановленной гармонией. То есть Бог заранее согласовал деятельность всех монад.

Французские материалисты XVIII века решили эту проблему с позиции монизма, признав в качестве субстанции материю, главным свойством и способом существования которой является не протяжение и мышление, а движение. Поль Гольбаха (1723—1789) дал определение материи: «Материя есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Но как быть с мышлением? Жюльен Ламетри (1709—1751) живой организм отождествляет с механизмом. Его произведение так и называется «Человек — машина». Отсюда по Ламетри, в природе — строгая необходимость, случайности нет, нет и беспорядка. Поведение человека не свободно, а необходимо (имеется в виду механическая необходимость). Следовательно, его философия — механицизм — это механистический материализм в его крайней форме.

Дени Дидро (1713—1784) на примере появления цыплёнка. попытался дать материалистическое объяснение происхождения ощущений, следовательно и мышления. Оно либо присуще всей материи (то есть было уже в яйце); либо оно было привнесено Богом; либо оно — результат тепла и движения (полученных от клушки): «Под воздействием материи, тепла и движения получается способность ощущения, жизни, памяти, сознания, эмоции, мышления». Сам он склонялся ко всеобщей чувствительности.

Объясните с точки зрения дуализма и монизма, что происходит, когда человек, отправляясь, например, в библиотеку, по дороге передумывает и направляется в супермаркет.

Согласно дуализма Декарта протяженная и мыслящая субстанции это проделывают одновременно. В соответствии с «теорией двух часов», обе субстанции заведены Богом одновременно, и действуют синхронно. [Это похоже на двух пловчих в синхронном плавании — их синхронные действия предопределены тренером.] Нам только кажется, что мы сами решаем куда идти, а всё уже предопределено. Сам Декарт этого не говорил, но так объясняли его ученики. То есть поход человека в библиотеку и отказ от этого запрограммированы Богом.

С точки зрения монизма Спинозы, сама субстанция и думает и ходит. Отсюда, человек как субстанция сам определяет, куда ему идти и идёт туда, куда задумал.

У Лейбница действия всех монад запрограммированы «предустановленной гармонией», то есть Богом. [Это похоже на синхронное плаванье, когда много пловчих.] Куча монад, из которых состоит человек, подчиняются большой монаде (его сознанию), она и решает, куда идти..

У французских материалистов XVIII века человек действует как механизм. Французский физик Пьер Симон Лаплас (1749—1827) утверждал, что если бы в данный момент мы знали положение всех частиц мира и все силы, действующие на них, то мы могли бы знать достоверно и прошлое и будущее. В данном примере человек не может не пойти в библиотеку и не может не передумать туда идти. Такие представления называют лапласовским детерминизмом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Задачник по философии (задания и ответы). Учебное пособие для преподавателей предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я