Связанные понятия
Внутренний рынок — рынок продуктов и ресурсов, ограниченный определенной территорией (например город, регион, страна, группа стран), где участники рынка (резиденты) осуществляют свою экономическую деятельность между собой в пределах этой территории; чаще всего, понимается как внутренний рынок страны. Также, иногда используется как синоним национального рынка.
Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.
Междунаро́дная торго́вля — система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям.
Упоминания в литературе
Рынки подразделяются на товарные, финансовые, внутренние (национальные), международные и др. Совокупность рынков страны образует национальный рынок, совокупность рынков мира образует
мировой рынок . Товарные рынки подразделяются на рынки товаров производственно-технического назначения, потребительских товаров, информации, рабочей силы, интеллектуального труда, посреднические рынки, рынки государственных учреждений. Финансовые рынки подразделяются на валютные, рынки ценных бумаг и капиталов (инвестиций). Далее рынки могут дифференцироваться по конкретным товарам, например рынок обуви, рынок табачных изделий, рынок хлебопродуктов, рынок акций, рынок средств вычислительной техники и др. В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными (потребительскими) и оптовыми.
В последние десятилетия характер развития международной торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием формируется под влиянием трансформаций
мирового рынка , связанных с ростом степени интеграции и либерализации. Повышение степени интернационализации мирового рынка, рост взаимозависимости отдельных национальных экономик друг от друга, а также все более острая конкуренция между поставщиками продовольствия за рынки сбыта и между потребителями за более выгодные условия импорта постепенно приводят к формированию отдельных региональных рынков. Для таких рынков ярко выраженными становятся крупнейшие экспортеры и импортеры, основные товары, обращающиеся между поставщиками и потребителями, характер искажений условий торговли со стороны отдельных государств и существующих межгосударственных соглашений, а также степень либерализации торговли.
В случае импортных операций (за исключением, пожалуй, институциональных и корпоративных международных закупок, а также институционально-конкурентных методов международной торговли – аукцион, биржа, тендер) покупатель-импортер играет менее активную, хотя и решающую роль. Это характерно для современной конъюнктуры
мирового рынка как «рынка покупателя», которая типична (за малыми исключениями: например, стратегические топливно-сырьевые и редко встречающиеся в природе сырьевые товары) для основной совокупности мировых товарных рынков. Поэтому как в отечественной, так и в зарубежной прикладной литературе, посвященной экспортно-импортным технологиям, импорту уделяется намного меньше места.
Свободные цены на продукцию устанавливаются (с учетом НДС) изготовителями продукции по согласованию (на равноправной основе) с розничными и другими предприятиями, реализующими продукцию населению, внерыночными потребителями, а также с посредниками (включая торгово-закупочные, снабженческо-сбытовые предприятия и организации). Если у потребителя отсутствует возможность в выборе другого поставщика такой продукции, окончательное решение по уровню цен и их применению принимают государственные органы по установлению и регулированию цен (тарифов). На
мировом рынке применяется множественная разновидность цен, так, один и тот же товар может продаваться по различным ценам в зависимости от условий коммерческой сделки, характера рынка и источников ценовой информации. Наиболее обобщающим выражением цены, используемой в международных сделках, является понятие мировых цен, под которыми понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых в основных центрах мировой торговли. Проведение переговоров о цене участники торговой сделки начинают с базисной цены, основу которой составляет цена, которая публикуется в справочниках (справочная цена) и прейскурантах (прейскурантная).
Таким образом, в современных условиях одним из ключевых вопросов государственной политики России, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности на
мировом рынке , является вовлечение в сферу конкуренции не только ее рынков сырья, товаров, услуг, но обращение капиталов. Рост экономики страны, соответствующий международным пропорциям и способный обеспечить ей значимые позиции на мировой арене, невозможен только за счет внутренних инвестиций. В связи с этим возникает проблема оценки позиций России на международном рынке инвестиций.
Связанные понятия (продолжение)
Потреби́тельские това́ры — товары бытового назначения, необходимые для удовлетворения потребностей человека. Потребитель (юридический термин) — человек, использующий такие товары.
Иностранные инвестиции — в российском законодательстве под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенных иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и иных видов деятельности с целью получения прибыли. Объектами иностранных инвестиций могут являться: вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция...
Доба́вленная сто́имость — это та часть стоимости продукта, которая создается в данной организации. Рассчитывается как разность между стоимостью товаров и услуг, произведенных компанией (то есть выручка от продаж), и стоимостью товаров и услуг, приобретенных компанией у внешних организаций (стоимость купленных товаров и услуг будет состоять в основном из израсходованных материалов и прочих расходов, оплаченных внешним организациям, например, расходы на освещение, отопление, страхование и т. д.)
Импортёр — сторона в международных экономических отношениях, покупающая товары, услуги, труд, капитал, другие предметы международной торговли за рубежом, и ввозящая их в страну для использования и потребления. Так называют юридическое или физическое лицо, занимающееся ввозом товара из-за границы. То есть организация, ввозящая товары или получающая услуги из-за границы. Термин И. может быть также применен к государству, в которое в порядке импорта ввозятся товары, либо организация, ввозящая товары...
Диверсифика́ция (новолат. diversificatio — изменение, разнообразие; от лат. diversus — разный и facere — делать) — расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства. Такую диверсификацию называют диверсификацией производства.
Государственный сектор экономики (сокр. госсектор) — совокупность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми ими лицами.
Ценообразование — установление цены на товар или услугу. Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.
Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Сектор экономики — крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить её от других частей экономики в теоретических или практических целях.
Мировая экономика — многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.
Конкуренция (лат. concurrentia, от лат. concurro — сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) — совокупность функций предприятий, ориентированных на мировой рынок, с учётом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на зарубежных рынках.
Конкуре́нция (от лат. concurrere «сталкиваться; соперничать») — соревнование за ограниченный ресурс, вражда с целью получения выгоды.
Конъюнкту́ра ры́нка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.Конъюнктурный рынок зависит от действий факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность.Рыночная конъюнктура определяет...
Импортозамещение — замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Для замещения импорта национальными товарами могут быть использованы протекционистские методы регулирования: тарифные и нетарифные.
Транснациональная компания (корпорация) (ТНК) — компания (корпорация), владеющая производственными подразделениями в нескольких странах. По другим источникам, определение транснациональной компании звучит так: компания, международный бизнес которой является существенным. А также компания, на зарубежные активы которой приходится около 25-30 % их общего объёма и которая имеет филиалы в двух и более странах.Страна базирования — страна, в которой находится штаб-квартира ТНК.
Международное разделение труда (МРТ): Специализация стран на производстве определённых видов товаров, для изготовления которых в стране имеются более дешёвые факторы производства и предпочтительные условия в сравнении с другими странами. При такой специализации потребности стран удовлетворяются собственным производством, а также посредством международной торговли.
Прода́жа — бизнес-понятие, описывающее практически любую коммерческую деятельность, бизнес вообще. Продажа чаще всего является завершающим этапом бизнес-цикла коммерческого предприятия. Употребляется всегда только в единственном числе.
Подробнее: Продажи
Проду́кция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени.
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.
Прямы́е инвести́ции — вложения (инвестиции) денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности (прямые инвестиции обеспечивают обладание контрольным пакетом акций).
Промышленное производство (заводское производство, фабричное производство; англ. manufacturing) — производство товаров с использованием машин, инструментов и привлечением рабочей силы. Термин наиболее широко применяется для процесса преобразования сырья в готовую продукцию под воздействием механической, термической, химической или иной обработки. Обычно промышленное производство ориентировано на создание большого количества одинаковой продукции (носит массовый характер). Но это могут быть и уникальные...
Финансовый сектор (англ. financial sector) или сектор финансовых корпораций (англ. financial corporations sector) — все корпорации-резиденты, включая квазикорпорации, основной функцией которых является предоставление финансовых услуг, включая страхование и пенсионное обеспечение, другим институциональным единицам.
Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров и услуг по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто...
Рента́бельность (от нем. rentabel — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная...
Карте́ль (фр. cartel «вызов на поединок» от cartello «объявление» < итал. carta «бумага» < лат. charta «бумага» < др.-греч. χάρτης «лист папируса») — форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны), каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование...
Реа́льный се́ктор эконо́мики (РСЭ) — совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.
Теневая банковская система (также теневое банковское дело, теневой банкинг, парабанковская система) представляет собой совокупность финансовых институтов, которые работают по банковским схемам, но формально банками не являются. Основное отличие от обычных банков состоит в том, что парабанки не принимают индивидуальные вклады от населения: они обслуживают не индивидуальных вкладчиков, а другие банки. Парабанки помогают сгруппировать полученный капитал в форме производных ценных бумаг и альтернативных...
Эффе́кт масшта́ба (англ. Economies of scale) связан с изменением стоимости единицы продукции в зависимости от масштабов её производства фирмой. Рассматривается в долгосрочном периоде. Снижение затрат на единицу продукции при укрупнении производства называется экономией на масштабе. Вид кривой долгосрочных издержек связан с эффектом масштаба производства.
Импорт (от лат. importo – ввозить, привозить, вводить; от др.-греч. ἐμπορια ион. ἐμπορίη ἥ – товар, торговля (преимущ. внешняя), поездка по торговым делам) — ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и тому подобное на таможенную территорию государства или страны из-за границы без обязательств на обратный вывоз.
Развивающиеся рынки (англ. emerging markets) — развивающиеся страны с рыночной экономикой, которые интегрированы в мировую экономику, однако полностью не соответствуют стандартам развитых стран и не обладают полностью сформировавшимися рыночными институтами.
Частный сектор экономики — часть экономики страны, не находящаяся под контролем государства. Частный сектор образуют домохозяйства и фирмы, принадлежащие частному капиталу.
Рынок — совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг.
Биржевой товар (иногда коммодити или коммодитиз от англ. commodity) — товары, активно перепродаваемые на организованных рынках. Особенностью таких товаров является стандартность потребительских свойств, взаимозаменяемость, хранимость, транспортируемость, дробимость партий. Конкретные экземпляры таких товаров являются легко взаимозаменяемыми (или качественно однородными) и практически не имеет значения, кто, где и как их произвёл (нефть, бумага, молоко, медь и т. д.). Обычно основная торговля такими...
Обрабатывающая промышленность — отрасль промышленности, в качестве сырья в которой используются продукты сельского хозяйства (хлопок, шерсть и т.д.) или добытые добывающей промышленностью (нефть, природный газ, руду и т. д.). Обрабатывающая промышленность производит как средства производства, так и предметы потребления.
Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) — система экономических отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ.
Государственная монополия (фискальная монополия) — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления. Она может быть полной, если государство монополизирует производство и реализацию товара, или частичной, если монополизировано только производство или только реализация.
Договор мены (бартерный обмен, ба́ртер, мена) — вид гражданско-правового договора, при котором одна сторона берёт на себя обязательство передать другой стороне некоторое имущество против обязательства другой стороны передать первой имущество равной стоимости (с точки зрения сторон договора).
Подробнее: Бартер
Финансовая система — форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводимого процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Прямые иностранные инвестиции (сокр. ПИИ) — инвестиции, направленные на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране. Размер доли собственности компании, необходимой для эффективного управления, составляет более 10% компании.
Капиталоёмкость — стоимость капитала, используемого при производстве товаров, по отношению к стоимости самого товара и по отношению к стоимости других факторов производства, в особенности труда. В рамках производственного процесса (как на микро-, так и на макроуровне) уровень капиталоёмкости может быть оценён как пропорция между капиталом и трудом, то есть как набор точек вдоль изокванты.
Портфе́льные инвести́ции — инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.
Товары повседневного спроса (ширпотре́б, сокр. от широкое потребление, также FMCG — англ. Fast Moving Consumer Goods) — общее название для товаров повседневного потребления (особенно продуктов лёгкой и пищевой промышленности) широким кругом покупателей, которые стоят относительно дёшево и быстро продаются. Информация о товарах повседневного спроса должна обеспечивать возможность их правильного выбора.
Упоминания в литературе (продолжение)
Экономические проблемы потребителей не ограничиваются исключительно состоянием местной экономики. На расходы населения на товары и услуги на
мировом рынке серьезно воздействует такой экономический фактор, как глобализация. Глобализация розничной торговли через интернет означает, что международная конкуренция, в значительной мере основывающаяся на цене, теперь становится реальностью для многих рынков. Например, широко известны такие факты, когда потребители в целях экономии приобретают автомобили в континентальной Европе, а не в стране проживания.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ (англ. world trade, international trade; нем. Interna-tionalhandel) – совокупность внешней торговли различных стран мира. Возникла на базе зарождения
мирового рынка (XVI–XVIII вв.) и международного разделения труда. Развитие М. т. тесно связано со становлением капиталистического способа производства. Объем М. т. определяется суммированием объемов экспорта стран в ценах ФОБ (ОВ). При публикации данных о международной торговле товарами в статистических сборниках товары группируются в соответствии с международными товарными номенклатурами.
Таким образом, в отличие от межвоенного периода, для современного рынка капитала характерна закономерность его нарастающего инфлирования (вздутия) за счет необеспеченной эмиссии мировых резервных валют. Поэтому страны, которые держат рынок капитала открытым, неизбежно подвергаются давлению безграничной и нарастающей эмиссии указанных валют в форме потоков спекулятивного капитала. Это означает появление на мировом финансовом рынке монополии, обладающей огромными возможностями манипулирования им, в том числе путем установления контроля над открытыми для свободного движения капитала национальными сегментами мировой финансовой системы. В отличие от
мирового рынка товаров, подчиняющегося законам конкуренции и регулируемого нормами ВТО, мировой финансовый рынок всерьез не регулируется, а нормы МВФ это дерегулирование защищают в интересах международных сетей финансовых спекулянтов, пользующихся неограниченным доступом к эмитентам мировых валют.
Считается, что на рубеже XIX и XX вв. завершилось формирование
мирового рынка . Мировой рынок – это система постоянных товарно-денежных отношений между странами, основанная на международном разделении труда, специализации и кооперации. Главной особенностью мирового рынка является международная торговля. Мировой рынок делает оптимальным использование факторов производства, исключает самых неэффективных производителей. Однако мировой рынок также способствует сохранению отсталости в некоторых регионах мира.
По обхвату рыночного пространства, масштабности происходящих процессов различают региональный, национальный и
мировой рынки . Самым крупным является мировой рынок, охватывающий сферу международных экономических отношений. Совокупность обменных процессов и товарно-денежных отношений между участниками рынков, действующих в пределах одной страны, принято называть внутренним или национальным рынком. В составе национального и мирового рынка могут выделяться региональные или местные рынки.
Основная задача государства в области международной торговли – помочь экспортерам вывезти за рубеж как можно больше своей продукции, сделать их товары более конкурентными на
мировом рынке и ограничить импорт, чтобы иностранные товары были менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. В связи с этим часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей стимулирование экспорта.
Исключительно большую роль в интернационализации капитала играют международные финансы и банковские организации, в первую очередь Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), другие крупные региональные банки. Они не только осуществляют регулирование международных потоков капитала, но и привлекают в международный капиталообмен новые страны. В то же время эти процессы усиливают зависимость государств от интернационализации и объективных требований
мирового рынка капитала. При этом страна может частично потерять суверенитет в определенных сферах экономической деятельности. В международных отношениях образуются наднациональные структуры, которые представляют собой элемент глобализации.
Третий этап развития рынка ценных бумаг в РФ ознаменовался финансовым кризисом на
мировом рынке , и как следствие – кризисом в России (1998 г.), ухудшившим ситуацию на отечественном фондовом рынке. Практика займов по высоким ценам и на короткий период времени обусловила быстрое увеличение внутреннего государственного долга, что вызвало рост расходов на его обслуживание. Объем средств, необходимых для погашения ранее выпущенных долговых ценных бумаг, стал превышать доходы бюджета. В связи с падением платежеспособности РФ и политическим кризисом, иностранные инвесторы стали выводить свои активы с рынка российских государственных и корпоративных ценных бумаг, в результате чего произошло падение их курса.
Таким образом, национальные экономики оказались участниками не только
мирового рынка товаров и услуг, но и движения экономических ресурсов между странами и регионами. В этих условиях, стало возможным говорить о более широком понятии мирового хозяйства, которое охватывает движение товаров, услуг, а также факторов производства.
На рубеже XX–XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности ТНК. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на
мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий.
Американские экономисты М. Эрлих и Дж. Хайн еще 30 лет назад определяли международную конкурентоспособность как «способность страны или фирмы продавать свои товары». В докладе президентской комиссии США по проблемам конкурентоспособности (1985 г.) последняя определяется как степень, с которой страна при свободных и справедливых условиях рынка производит товары и услуги, удовлетворяющие требованиям
мирового рынка , формируя и увеличивая при этом доходы своих граждан.
Сегодня не только товары продаются на
мировом рынке , но и услуги. Причем они занимают немалую часть. Под рынком услуг понимают следующие виды деятельности:
1. На национальном рынке движение товаров обусловлено такими факторами, как производственные связи между предприятиями и районами страны, на
мировой рынок значительное влияние оказывают межгосударственные границы и внешнеэкономическая политика отдельных стран.
Основная же задача данного курса заключается в разрешении главной проблемы современной экономики РФ, связанной с необходимостью формирования благоприятного инвестиционного климата в стране. Экономика России переживает сейчас трудные времена: продолжается спад производства, сопровождающийся инфляцией и девальвацией – обесценением рубля, денежное обращение рубля нарушено ненужной для нашей страны долларизацией. Почти десятилетие в России не обновляются основные фонды, в народном хозяйстве уже несколько лет идет процесс деинвестирования в промышленности. Для выхода из кризиса России и возрождения передового уровня ее экономики нужны интенсивные вложения капитала в экономически эффективные и экологически чистые технологии производства, гарантирующие выпуск продукции новых поколений, конкурентоспособной на внутреннем и
мировом рынках . Задача эта непростая, имеет комплексный характер. При ее решении следует учитывать необходимость совершенствования организационных форм производства применительно к природно-климатическим и территориальным условиям. Особое внимание при распределении инвестиций следует обращать на капитальные вложения в оздоровление окружающей среды в зонах экологического бедствия и чрезвычайных экологических ситуаций, так как рынок не обеспечивает и никогда не обеспечит необходимого количества перелива капитала в эту сферу. «Инвестиции» как раздел науки управления экономикой должны занять определенное место на всех уровнях управления. «Инвестиции» должны анализировать инвестиционную деятельность, раскрывать потенциал каждого направления для вложения капитала и обосновывать принятие решений при разработке и реализации инвестиционных программ и проектов; изучать процесс формирования портфельных инвестиций (предприятий, фирм, банков) и использование их в инвестиционном процессе финансирования недвижимости.
Связанный (ориентированный на банки) подход работает в связанной финансовой системе, где имеется слабое дробление заемного капитала и существование прямых финансовых зависимостей между контрагентами (поставщиками, потребителями). При такой структуре собственности меняются акценты в принятии решений менеджерами, и максимизация капитала редко выступает в качестве приоритета деятельности даже в стратегических установках. На первое место выходят вопросы обеспечения требуемой доходности на вложенные средства, выход на
мировые рынки и установление новых финансовых зависимостей. Японские компании и компании Азиатско-Тихоокеанского региона зачастую принимают проекты, от которых отказываются европейские компании, что связано с обоснованием более низкой стоимости капитала и получением более низких оценок риска. Целевые установки также часто приводят к отказу от классических рекомендаций по проектам, например когда принимаются проекты с нулевым или отрицательным значением чистого дисконтированного дохода ради завоевания места на рынке или создания производственных и финансовых цепочек.
В конечном счете на российском газовом рынке может сформироваться «квазиконкурентная» структура, в рамках которой цены будут определяться не балансом спроса и предложения на российском рынке, а решением доминирующей фирмы в зависимости от ситуации на
мировых рынках нефти и нефтепродуктов и на европейских газовых рынках. Но это положение может не вызывать претензий со стороны регуляторов благодаря соблюдению паритета с европейским нетбэком. При этом возникает угроза завышения внутренней цены, способного негативно сказаться на экономике страны в целом.
В Китае 100%-ные иностранные компании разрешены лишь при условии 100%-ного экспорта их продукции. Для выхода на внутренний рынок они должны передать местным компаниям интеллектуальную собственность и контрольный пакет акций. Так, компания Lenovo приобрела у IBM производство персональных компьютеров со всеми технологиями, к 2012 г. заняла 13%
мирового рынка и рассчитывает в 2014 г. занять лидирующие позиции на рынке России. Другая компания приобрела лицензию на производство жидкокристаллических дисплеев и выпускает их уже под своим брендом, заняв до 1/4 мирового рынка. Построено 13 заводов в Африке, Латинской Америке и других странах, которые не имеют опыта высокотехнологичного производства. В 2012 г. такой завод вводится в Петербурге. Приносящие наибольшую добавленную стоимость НИОКР, дизайн, инжиниринг, управление логистикой будут выполняться в Китае, операторов для конвейера в России найти будет трудно.
По нашему мнению, Е. Ясин верно выделяет в российской экономике 3 сектора. 1-й сектор – экспортный, в основном энергосырьевой, базирующийся на бывших советских госпредприятиях, производящих конкурентоспособную на
мировых рынках продукцию. 2-й сектор, ориентированный на внутренний рынок, включает в себя почти всю обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, платные услуги. Его продукция реализуется по относительно низким ценам, обусловленным низкими доходами как входящих в него организаций, так и большей части населения. 3-й сектор – нерыночный: электроэнергетика, газовая промышленность (в части поставок на внутренний рынок), железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт. Сюда включена и бюджетная сфера, которая обязательно должна оставаться в нерыночном секторе, да и то за вычетом услуг, переводимых в разряд платных.[26]
Информационная политика. Международная практика показывает, что повышение конкурентоспособности туристского продукта любой страны может быть достигнуто при условии выделения государственных бюджетных средств, достаточных для некоммерческого продвижения туристского продукта на внутреннем и
мировом рынках . При этом следует отметить, что для сферы туризма характерен кумулятивный эффект, когда максимальные показатели от средств, вложенных в продвижение туристского продукта и туристскую инфраструктуру, проявляются через несколько лет постоянных капиталовложений. Частный бизнес не может проводить некоммерческую рекламную кампанию по повышению привлекательности своей страны, так как продвигает и продает только свой собственный продукт. Поэтому задача создания образа страны, благоприятной для посещения, является исключительно государственной, что подтверждается мировой практикой. Хотя Великобритания и Испания занимают в мире лидирующие позиции по развитию туризма, их ежегодный государственный бюджет, выделяемый только на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения въездного туристского потока, составляет соответственно 50,9 и 96,2 млн. евро. Большинство европейских стран, имеющих туристские ресурсы и стремящихся развивать туризм, также вкладывают в продвижение своих стран на мировом рынке ощутимые средства, которые в среднем составляют около 31,7 млн. евро ежегодно.
Е. Ясин верно выделяет в российской экономике три сектора. 1-й сектор – экспортный, в основном энергосырьевой, базирующийся на бывших советских госпредприятиях, производящих конкурентоспособную на
мировых рынках продукцию. 2-й сектор, ориентированный на внутренний рынок, включает почти всю обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговлю, платные услуги. Его продукция реализуется по относительно низким ценам, обусловленным низкими доходами как входящих в него организаций, так и большей части населения. 3-й сектор – нерыночный: электроэнергетика, газовая промышленность (в части поставок на внутренний рынок), железнодорожный транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, трубопроводный транспорт. Сюда включена и бюджетная сфера, которая обязательно должна оставаться в нерыночном секторе, да и то за вычетом услуг, переводимых в разряд платных.[26]
С целью стабилизации деятельности субъектов малого предпринимательства необходимо, чтобы Минэкономразвития РФ совместно с Торгово-промышленной палатой создали информационную систему, освещающую положение дел в России и СНГ. Это поможет малым предпринимателям, которые сталкиваются с большими трудностями при проведении инвестиционного планирования и оценки инвестиционных рисков, знать конъюнктуру рынков, уровень инфляции, степень конкуренции и свободные рыночные ниши. Создание подобной информационной системы позволит российским предпринимателям эффективно действовать на
мировых рынках .
Внешнеторговая политика главным образом направлена на регулирование и развитие торговых связей с другими странами, группами стран для утверждения позиций страны на
мировом рынке , она осуществляет решение ряда экономических проблем. В состав внешнеторговой политики входит стратегия и инструменты ее реализации.
Всемирная торговая организация (ВТО), озабоченная лишь либерализацией международной торговли, даже формально не ставит перед собой задачу обеспечения сбалансированной торговли. Тем более, не ставят перед собой такой задачи международные финансовые организации МВФ и Всемирный банк. Эти международные организации, наоборот, эти торговые диспропорции только усугубляют. В 1944 году на Бреттон-Вудской конференции английский экономист Джон Кейнс предлагал свой вариант послевоенной мировой финансовой системы. Ее фундаментальным принципом должно было стать равновесие торговых балансов. Что, в свою очередь, гарантировало бы стабильность валютных курсов и устойчивость всей мировой экономики. Однако его голос не был услышан. Был поддержан американский вариант, который в неявном виде закладывал мину под мировую экономику. В явном виде эта мина уже была заложена на Ямайской валютно-финансовой конференции (1976 год), которая легализовала «свободное плавание» валют. Из этого постулата вытекало, что диспропорции в торговле – «норма жизни». А
мировой рынок , мол, сам «отрегулирует» все эти диспропорции.
Устойчивое поступательное развитие российской экономики в наше время невозможно без ее глубокой интеграции в общемировую экономику и ее активного участия в мировом разделении труда. Движение вперед очень сложно представить без привлечения иностранных финансовых, технологических и интеллектуальных инвестиций в российскую экономику. Развитие конкуренции на внутреннем рынке и отстаивание интересов российского производителя на
мировых рынках требует вступления России в ВТО. Все эти процессы ведут к значительному увеличению активности внешнеэкономической деятельности российских компаний.
При выборе варианта «рынок для товара» поведение компании может быть как «пассивным» (просто анализ рынков и выбор подходящего), так и «активным» (то есть воздействие на целевой рынок с тем, чтобы модифицировать покупательское поведение в пользу товара/услуги компании). Причем отбор для данного варианта необходимых критериев ранжирования рынков зависит от выбранной международной рыночной стратегии компании; например, получение скорых выгод приведет к концентрированию действий на наиболее близких рынках; борьба за наибольшую долю
мирового рынка – недифференцированные действия и, следовательно, использование всех «пригодных для данного товара» рынков.
Определение силы и устойчивости бренда (Brand Strength) представляет собой анализ бренда на предмет рыночной устойчивости и подверженности риску. Во внимание принимаются такие показатели, как долговые обязательства на момент расчета и степень защищенности франшизы. Brand Strength измеряется по семи основным критериям: положение на рынке, стабильность, лидерство, поддержка, тенденция к развитию или наоборот, наличие на
мировых рынках и юридическая защита. Все это определяет положение бренда на рынке по отношению к другим и используется для составления прогноза относительно прибыли, которая будет получена благодаря бренду.
Инвестиционная политика области строится в соответствии со стратегией социально-экономического развития до 2020 года, а также Областной долгосрочной целевой программой «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Ростовскую область на 2012–2015 годы». Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области» в начале 1998 года. Принятие данного закона положило начало формированию законодательной базы региона, направленной, прежде всего, на создание благоприятной среды для развития конкурентоспособного бизнеса, ориентированного на жесткие требования
мирового рынка , укрепление финансового положения реального сектора экономики при одновременном обеспечении бюджетной системы стабильными доходными источниками [4].
Основные данные по структуре потребительских глобальных рынков: способность покупать, поддерживаемая относительно высокой платежеспособностью, концентрируется в Северной Америке, Европе, а также Японии. Однако доля населения этих стран падает из года в год. Меньшей платежеспособностью и уровнем жизни характеризуются такие страны, как Гватемала, Бангладеш, ЮАР, Индия и Китай. Однако в этих странах отмечаются наиболее высокие темпы роста численности населения. Экономические ресурсы рынка, или платежеспособность, могут измеряться величиной дохода на душу населения. Измерителем покупательной способности для целей маркетинга может быть показатель «валовой национальный продукт» (ВНП) на душу населения. Немалозна-чимыми при анализе экономической активности потребительских национальных рынков могут стать прирост населения, измеряемый в процентах, средняя продолжительность жизни (с возможным разделением по полу), доля городского и сельского населения. По сочетанию роста численности населения и экономического благосостояния населения страны Тихоокеанского региона являются довольно перспективным рынком для фирм, ведущих международную деятельность. Гонконг, Южная Корея, Сингапур, Малайзия по сравнению с Европой имеют высокий темп роста численности населения и относительно высокую платежеспособность. Китай и Индия также являются привлекательными
мировыми рынками . Они характеризуются большой численностью населения и ее высоким темпом роста, но низким валовым национальным продуктом. Демографическая и экономическая структуры мировых рынков носят очень важный характер при планировании продвижения, рекламы товара, особенностей его упаковки и первостепенных свойств.
Для перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской модели социально-экономического развития страны разработаны и реализуются две Государственные программы инновационного развития Республики Беларусь (на 2007–2010 гг. и на 2010–2015 гг.). Цель этих Государственных программ – создание инновационной, конкурентоспособной на
мировом рынке , наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально-ориентированной рыночной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа.
При построении международных транспортных логистических систем решаются следующие вопросы: – создание свободного рынка перевозок без ограничений его вместимости и нагрузки; – разработка правил защиты
мирового рынка логистических услуг; – либерализация транспортных и таможенных процедур при переходе грузов через границы;
Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов. Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на
мировых рынках .