Мировая экономика. Ответы на экзаменационные вопросы

Андрей Викторович Приходько, 2009

Настоящее издание содержит примерные вопросы и ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине «Мировая экономика». Книга содержит вопросы развития мировой экономики, рассматриваются экономический потенциал и отраслевая структура мировой экономики, а также международная торговля. Подробно описываются мировой рынок капиталов и рабочей силы, валютный рынок и деятельность транснациональных корпораций на них. Предназначено для студентов и преподавателей экономических специальностей.

Оглавление

7. Транснациональные корпорации

Интернационализация на микроуровне объективно обусловливает развитие многонациональных корпораций или транснационализацию экономики.

В этом процессе основной движущей силой выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании — резидента другой страны — обычно приходится более 10 % акций или их эквивалента.

На рубеже XX–XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности ТНК. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий.

К концу 1990-х гг. международное производство товаров и услуг достигло 7 % мирового ВВП (внутреннего валового продукта).

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к «триаде» — трем экономическим центрам нашей планеты — США, ЕС и Японии. В последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая структура ТНК диверсифицирована: 60 % международных компаний заняты в сфере производства (они специализируются прежде всего на электронике, автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленностях), 37 % — в сфере услуг и 3 % — в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Большинство международных компаний начинали свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.

Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной со временной продукции, требующей товаро-и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах.

Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана американцем С. Хаймером, в последующем была развита Ч.П. Киндлебергером и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают «правила игры» на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных расходов, т. е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором.

Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок:

1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника);

2) условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства);

3) возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома (преимущества месторасположения).

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я