Связанные понятия
База́р (слово индоиранского происхожд., приблизит. означ. «рынок») — общеупотребительное название торгового места, с минимально оборудованными или необорудованными торговыми рядами или даже под открытым небом, где присутствует множество продавцов и покупателей и происходит розничная торговля продуктами питания и товарами.
Постоялый двор (также заезжий дом) — в Российской империи, тип недорогой гостиницы — помещение для ночлега с двором для размещения лошадей и экипажей. В постоялом дворе обычно имелся также трактир.
Каба́к — питейное заведение по продаже и созданию условий для употребления алкогольных напитков.
Ме́льница — механизм для измельчения чего-либо. Классическим примером мельницы служит мукомольная мельница. Одним из видов ручной мельницы является жёрнов.
Народные гулянья (гулянка) — исторически распространённая и широко практикуемая традиция отмечания праздников у славян, а также у других европейских народов. Представляет собой массовое празднество под открытым небом, сопровождавшимися играми, хороводами, песнями, плясками, ряжением, игрой на гармошках, сопелках и дуделках, зажиганием костров.
Упоминания в литературе
В Средние века стала развиваться особая форма торговли –
ярмарки (от нем. Jahrmarkt — ежегодный рынок), т. е. периодические съезды купцов для проведения главным образом оптового торга. В Западной Европе ярмарки были известны с X века. Обычно они проводились в определенное время года в течение нескольких дней или недель на торговых перекрестках, около монастырей во время больших религиозных праздников или осенью после окончания полевых работ. На ярмарках велись крупные торги, сюда стремились приехать купцы из разных городов и стран, поскольку здесь не было жесткой уравнительной регламентации торговли, а действовал довольно льготный режим для всех участников. Правда, купцы должны были платить особые пошлины феодалам и монастырям, на чьих землях проходили ярмарки, но даже с учетом этих пошлин торговать на ярмарках было выгодно.
Вторая половина XV в. была для Франции периодом расцвета
ярмарок : общефранцузских, провинциальных, местных, игравших большую роль в развитии общенационального рынка. Крупная оптовая торговля велась на лионских и нормандских (в Руане и Кане) ярмарках, затем товары перепродавались на ярмарках местного значения. Подобного рода разрыв между приобретением оптовых партий товара на большой ярмарке и их последующей распродажей по частям на более мелких ярмарках приводил ко все большему развитию вексельного обращения.
Значительная часть торговли в это время имела непостоянный характер. Особенностью России явился расцвет
ярмарок и «торжков» (еженедельных торгов), сочетавших оптовую и розничную торговлю. Ярмарки начали возникать в XVI в. (наиболее известными стали Макарьевская и Ирбитская), и их число к концу XIX в. превысило 16 тыс. Собирались они в определенное время года, как правило, на два-четыре дня и приурочивались к каким-либо церковным праздникам. Популярность этой формы торговли, видимо, была вызвана большими расстояниями между крупными населенными пунктами и слабостью дорожной инфраструктуры, затруднявшими организацию постоянных товарных потоков.
В 1991 г. Art Basel нанимает нового директора Лоренцо Рудольфа, который кардинально изменил стратегию развития
ярмарки и задал те новые правила, которые впоследствии примут организаторы других ярмарок современного искусства. Главным нововведением была глобальная экспансия, которая поначалу выражалась в гораздо более активной работе с зарубежными галереями, а вылилась в то, что сегодня Art Basel проходит сразу в трех частях света (в Европе, Северной Америке и Азии). Также Рудольф начал гораздо более пристально отбирать потенциальных корпоративных спонсоров ярмарки и заручился многолетней финансовой поддержкой банка UBS, который является бессменным спонсором ярмарки в Базеле с 1994 г. Он предложил создать специальный сервис для особо важных клиентов, которые могли пользоваться разнообразными привилегиями – для них устраивались специальные превью и мероприятия. Наконец, Рудольф дал толчок развитию многочисленных образовательных программ ярмарки, которые должны были сбалансировать ее образ как события не только эксклюзивного, предназначенного для коллекционеров, но и культурного, рассчитанного на очень широкую, заинтересованную в искусстве аудиторию.
Торговля осуществлялась в виде
ярмарок в специально отведенных местах, в установленные сезоны и при наличии неизменных мест сбыта (лавок, небольших специализированных ларьков или магазинов в городах). В то время продолжительность сезона ярмарок жестко регламентировалась (например, 8 дней, 2 недели). По истечении установленного срока все товары и места торговли разбирались и развозились, иначе их могли отнять или сжечь. Следует отметить, что в то время продавались товары, изготовленные кустарным способом в ремесленных мастерских, без каких-либо установленных стандартов. Поэтому и качество, и внешний вид, и габариты однородных товаров значительно отличались друг от друга (одним словом, не было двух одинаковых вещей). Конечно, в то время и реклама отсутствовала в современном определении этого понятия (кроме института профессиональных «зазывал»). Рынки не были связаны друг с другом, движение товаров и информация о них тормозились из-за отсутствия средств связи и достоверной рыночной информации о свойствах продукции, о ценовых факторах, платежеспособном спросе.
Связанные понятия (продолжение)
Тракти́р — устаревшее название гостиницы или постоялого двора с харчевней или рестораном, обычно дешёвого класса.
Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.
Питейное заведение — организация, ведущая торговлю спиртным, в которую посетители приходят преимущественно с целью выпить и пообщаться. Используется как в качестве неформального выражения, описывающего разные типы заведений (бары, рюмочные, кабаки), в том числе и нелегальные, так и в качестве формального юридического термина, в последнем случае иногда включает также винные магазины и рестораны, подающие спиртное.
Про́мысел — занятие с целью получения выгоды каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая чаще называется артелью, или, что встречается реже, бригадой. «Промышлять» — означает «заниматься каким—либо промыслом».
Крупорушка (от слов «крупа» и «рушить») — небольшое предприятие или машина по очистке и переработке зерна в крупу, а также машина для приготовления крупы из зёрен.
Ремесло ́ — мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
Ярмарка выходного дня — мероприятие розничной торговли (ярмарка), регулярно организуемое префектурой административного округа города Москвы в установленном месте и проводимое в пятницу, субботу, воскресенье с марта по декабрь.
День купца — праздник фольклорно-туристической направленности, которые впервые был проведен в городе Таганроге Ростовской области в конце мая 2016 года.
Международная зелёная неделя в Берлине (нем. Internationale Grüne Woche Berlin) представляет собой выставку-продажу сельскохозяйственной продукции (в широком смысле этого слова), которую чаще называют кратко — «Зелёная неделя» (нем. Grüne Woche).
Рынок «7-й километр» (официальное название — ООО «Промтоварный рынок») — крупнейший оптово-розничный рынок Украины и Европы. Расположен в Овидиопольском районе Одесской области, недалеко от г. Одесса, на 7-м км Овидиопольской дороги, откуда и неофициальное название.
Арт-Москва — ежегодная крупнейшая в восточной Европе художественная ярмарка современного искусства.
Черки́зовский рынок — крупный вещевой рынок на востоке Москвы, существовавший с начала 1990-х годов по 2009 год на внешней стороне Малого кольца МЖД между Щёлковским шоссе, Сиреневым бульваром, Измайловским проездом и Измайловским шоссе и занимавший территорию более 49 гектаров. По данным «Федерации мигрантов России», на рынке трудилось более 100 тысяч человек, из которых, по данным Торговой палаты РФ, около 60 тысяч торговцев из КНР.
Вы́ставка — публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия.
Розничная торговля в России превратилась в один из важнейших двигателей экономического роста экономики страны с момента начала экономических реформ и либерализации рынка в конце 1980-х годов, хотя розничная торговля существовала как в СССР, так и царской России. С началa 2000-х годов главным катализатором роста современной розницы является рост потребительского спроса на внутреннем рынке страны, который позволяет сглаживать колебания на экспортных направлениях.
Кантонская ярмарка (The Canton Fair, кит. 广交会), или Китайская ярмарка импортных и экспортных товаров (CIEF) — самая крупная в Китае торговая выставка. Часто её называют главной витриной китайской промышленности и барометром внешней торговли Китая. Место проведения — крупнейший в Азии и третий в мире по величине выставочный центр «Пачжоу».
Дордой — крупнейший вещевой рынок в Центральной Азии, в пригороде Бишкека, существующий с начала 1990-х годов по настоящее время. Общая площадь около 100 га, и порядка 40 000 торговых точек. Работает около 55 000 человек, плюс ещё косвенная занятость (вспомогательные услуги и внешняя торговля) порядка 100 000—150 000 человек. Выпускается своя газета. Работает 364 дня в году, единственный выходной 1 января. Время работы с 6 часов утра до 15 часов дня.
Восточная ярмарка (нем. Deutsche Ostmesse Königsberg) — торгово-промышленная выставка, проводившаяся в Кёнигсберге (с 1920 года до Великой Отечественной войны. Восточная ярмарка была второй по значимости ярмаркой Германии, уступая только Лейпцигской торговой ярмарке. Восточная ярмарка имела важное значение для торговых отношений Германии и СССР.
Моско́вские сезо́ны (фестиваль) — цикл городских, масштабных мероприятий (ярмарок, выставок, фестивалей, концертов), сменяющих друг друга на протяжении года.
Сук (араб. سوق, sūq) — торговая часть и коммерческий центр города в арабских странах. Рынок в любом арабском, берберском, а иногда и европейском городе. Синонимичен персидскому «базар».
Мёртвый торговый центр (англ. dead mall) — термин для обозначения торгового центра с высоким процентом свободных торговых площадей, либо низким уровнем потока потребителей, или каким-либо образом устаревающего, либо конструктивно загнивающего.
Всемирная выставка , или Экспо́ (Expo) — международная выставка, которая является символом индустриализации и открытой площадкой для демонстрации технических и технологических достижений.
Донская лоза — ежегодный этнографический фестиваль, проходящий в хуторе Пухляковский Усть-Донецкого района Ростовской области.
Лесдревмаш - крупнейшая в России, Восточной Европе и странах СНГ лесопромышленная выставка, проходящая в городе Москва (Россия). Организатором выставки выступает компания Экспоцентр. На выставке представлен весь спектр техники, оборудования и инструментов, используемых в лесопромышленном комплексе. Широко представлено оборудование для лесопиления и деревообработки, а также техника для производства плит и мебели, котлы на древесном топливе и оборудование для переработки древесных отходов. Входит в...
«Пивной дозор » — социальный проект, созданный по инициативе компании «Балтика» в 2008 году с целью привлечения внимания продавцов к норме закона, запрещающего продажу светлого и тёмного пива лицам младше 18 лет. Добровольцы организуют общественные рейды и напоминают продавцам об ответственности, а покупателей призывают самостоятельно подтверждать своё совершеннолетие.
Пиотро́вский — книжный магазин в Перми (с 2010 года) и в Екатеринбурге (с 2015 года). Занимается реализацией научной (преимущественно малотиражной) литературы, а также художественных изданий «серьезных» писателей. В Екатеринбурге «Пиотровский» также реализует продукцию с символикой Ельцин-центра (футболки, карандаши, значки и т. п.), в котором находится. Магазин фактически также является культурно-образовательным центром, где проходят различные лекции. Ассортимент книг и дизайн в обоих «Пиотровских...
В континентальной Европе, при более слабом и медленном развитии экономических сил, чем в Англии, ремесло как особая система производства, сложилось гораздо позже, когда Англия уже перешла от неё к другим, высшим экономическим формам. Континентальные страны не должны были, поэтому, вполне проделать тот тяжёлый процесс последовательного перехода от одной системы производства к другой, какой совершился в Англии вследствие её раннего экономического и культурного прогресса.
Подробнее: История ремесла в Германии
Коммерческая революция — период экономической экспансии Европы, колониализма и меркантилизма, который длился примерно с конца XIII до начала XVIII века, на смену которому пришла промышленная революция. С началом Крестовых походов европейцы заново открыли для себя пряности, шёлк и другие товары, ставшие редкими в Европе в Средние века. Это открытие привело к расширению торговли и обострению торговой конкуренции со странами Востока. Формирующиеся европейские государства на протяжении эпохи Великих...
Фестиваль граната (перс. جشنواره انار) — так называется в Иране фестиваль «сто зёрен рубина», проводимый по стране в середине ноября.
Туризм в Улан-Баторе . Как центр культурной, политической, коммерческой и индустриальной жизни страны Улан-Батор предоставляет туристам много интересного, включая музеи, выставочные залы, театры, шоу, специализированные магазины. Можно провести несколько интересных дней не выезжая за его пределы, но так как город окружён четырьмя горными массивами с национальными парками, то для любителей прогулок на природе можно найти множество активных занятий.
Каирская международная книжная ярмарка (араб. معرض القاهرة الدولي للكتاب) — крупная книжная ярмарка, ежегодно проходящая в Каире (Египет) близ университета Аль-Азхар. Организатором является Генеральная египетская книжная организация. Она была создана в 1969 году — дата её первого проведения совпадает с празднованием 1000-летия основания города Каира.
Позолоченный век (англ. Gilded Age) — эпоха быстрого роста экономики и населения США после гражданской войны и реконструкции Юга. Название происходит из книги Марка Твена и Чарльза Уорнера «Позолоченный век» и обыгрывает термин золотой век, который в американской истории был позолочен лишь на поверхности.
Испано-французская экспозиция прошла в Сарагосе с мая по декабрь 1908 года в ознаменование столетней годовщины первой осады Сарагосы.
Подробнее: Испанско-французская выставка (1908)
Комикет (Comiket) (яп. コミケット Комикэтто) — самая большая ярмарка комиксов, известна также как Comic Market (CM) (яп. コミックマーケット Комикку Ма:кэтто), ориентирована на творчество начинающих мангак. На данный момент помимо додзинси на Комикетах также продают додзин-музыку и додзин-софт. Идея проведения Комикетов была предложена Ёсихиро Ёнэдзавой. Проводится 2 раза в год в Токио, Япония. Первый Комикет был проведен 21 декабря 1975 года, в нём приняли участие около 32 додзинси-кружков и около 650 посетителей...
Национальный день вина (молд. Ziua Naţională a Vinului) — молдавский праздник, посвящённый вину и виноделию. Традиционно проводится на площади Великого национального собрания в Кишиневе, а также на Республиканских винодельнях в первые выходные октября, после сбора винограда..
Рекламно-сувенирная продукция — это вид изделий, используемых в качестве подарков, призов, раздаточных материалов в рекламных кампаниях, а также в виде корпоративных и бизнес-сувениров, чаще всего с нанесением логотипа или фирменного стиля заказчика на самом продукте или его упаковке. Часто в аналогичном контексте употребляются термины промоподарки, промосувениры, бизнес-подарки. Промотовары являются одним из инструментов маркетинга .
Знаки добровольных сборов (ЗДС) — непочтовые марки и виньетки, выпущенные по общественной инициативе, в некоторых случаях под покровительством государства, для добровольного сбора денег на решение общественных задач.
Объединение «Выставочные залы Москвы» — объединение учреждений музейного типа, относящихся к выставочным залам, основанное в 2013 году. Представляет собой сеть современных выставочных площадок, работающих с разными видами и жанрами традиционного и современного искусства. В настоящее время в Объединение входит 19 галерей, расположенных в 9 округах Москвы.
Шелководство в Азербайджане — отрасль сельского хозяйства, распространившаяся на территории Азербайджана с древних времён, и развивающаяся по сей день. Основными производственными зонами является Шеки и Баскал. На развитие отрасли шелководства в Азербайджане повлияло прохождение маршрута Шелкового Пути через определённые районы Азербайджана.
Информационно-туристический центр (ИТЦ) или пункт — это сервисная служба, которая предоставляет информацию о местных туристических продуктах, достопримечательностях, исторических ценностях региона, мероприятиях, экскурсионных маршрутах, транспорте, шопинге, развлечениях и другом. ИТЦ могут также продавать билеты на местный общественный транспорт, продавать или бесплатно раздавать туристические материалы — карты, буклеты, краеведческую и историческую литературу, и др. ИТЦ также могут торговать сувенирами...
День холостяков (кит. 光棍节) — китайский современный праздник, который отмечается 11 ноября. Посвящён людям, не состоящим в браке.
«Бранденбургские летние концерты » (нем. Brandenburgische Sommerkonzerte) — ежегодный фестиваль классической музыки, который проходит с середины июня до середины сентября в исторических местах Бранденбурга и органично вписывается в спектр событий, привлекающих любителей классики в разных германских землях.
Упоминания в литературе (продолжение)
Руководство страны было вынуждено сделать вторую уступку – допустить свободу частной торговли. На деле это означало легализацию фактически существовавшего нелегального, «черного» рынка вначале на местном уровне, затем во всероссийском масштабе. Были открыты не только сельские базары, но и крупные региональные
ярмарки (Нижегородская, Бакинская, Ирбитская, Киевская и др.). В крупных городах открылись торговые биржи. Наркомпрод снял заградительные отряды на всех железных дорогах, водных и гужевых путях. Крестьяне получили право реализации продукции по своему усмотрению, не опасаясь облав и репрессий.
На поверхности айсберга рынка предметов искусства находятся также крупные арт-выставки, которые проходят в разных городах мира в течение определенных периодов времени (обычно 1—3 недели). Самыми известными являются Арт Базе (Швейцария), Маастрих Арт (Голландия) и Биенналле Антикваров (Франция). Их объемам продаж могут позавидовать крупные торговые
ярмарки .
На оптовых
ярмарках и рынках заключаются договоры по закупке товара. Плюсами таких закупок являются возможность заключить множество договоров в короткие сроки, демонстрация товара, встречные продажи, решение вопросов сбыта и снабжения. Минусы – ограниченное работой ярмарки или рынка время, ассортимент, очерченный одной отраслью, региональность, обязательное личное присутствие. Деятельность ярмарок регламентируется государством (как правило, согласно правовым актам субъектов РФ, где проводится ярмарка).
Благодаря своей торговле Москва поддерживала постоянную живую связь со всеми частями Российского государства до самых крайних пределов его в Европе и Азии. Торговцы Москвы и других близлежащих торговых местностей с бесчисленной армией своих приказчиков и агентов всякого рода, армией, рассеянной по всей России и проникавшей даже внутрь всех соседних азиатских государств, являлись движущей силой всего торгового оборота на всех
ярмарках , в том числе и в Сибири, и в пограничных азиатских странах. Весь украинский ярмарочный торг, имевший такое огромное значение для народнохозяйственной жизни Юга России, может быть, за исключением юго-западной окраины, в сущности говоря, мог бы быть назван московским торгом: такое значение имели на нем отделения московских фабрик или даже представительства московских оптовых торговцев, торговавших только чужим товаром. И все эти торговцы, принадлежавшие ко всем ступеням коммерческой иерархии, от крупных скупщиков до самых мелких разносчиков, ходебщиков, коробейников и офеней, лепились в тех местностях, куда они проникали колонизаторами московской промышленности и московской торговли.
В XVI–XVII вв. Россия обладает сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на
ярмарках ведут оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, идет интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возникает всероссийский рынок.
Очень долго торговля в России имела сезонный характер: зимний торг, в основном съестными припасами, в Москве развертывался на льду реки, летние
ярмарки повсеместно располагались вне городских стен. Петербург первым завел регулярные торговые ряды по европейскому образцу, что затем было распространено на все губернские и многие уездные города, перестраивавшиеся по планам, утверждаемым лично государем. Лишь после 1861 г. города превращались в центры услуг для уездного дворянства и отчасти купечества и мещанства. Именно этот процесс сформировал те симпатичные центральные ядра малых и средних городов, которые сейчас оказались перед угрозой исчезновения – сначала вследствие заброшенности и упадка, а теперь и в результате неконтролируемой коммерческой, т. н. точечной застройки.
Предпринимательство зародилось во времена Киевской Руси в торговой форме, а также в виде различных промыслов – звероловства и бортничества. Русских купцов можно назвать первыми массовыми представителями российского предпринимательства. Лесной промысел, развивающиеся сельские и городские ремесла, дерево– и металлообработка вместе с торговлей формировали крупные зоны российского предпринимательства. Уже в XI в. на Руси был принят первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями – кодекс «Русская Правда». В нем были закреплены принцип и право неприкосновенности собственности предусмотрена возможность банкротства. Татаро-монгольское иго задержало развитие предпринимательства на Руси на века. До XV–XVI вв. предпринимательство проявлялось в основном в виде сельских промыслов. Затем расцвела торговля смолой, воском, льном, коноплей, изделиями из кожи и металла и др. В XVI в. зародилась Нижегородская
ярмарка . Монастырские колонии и казачество внесли большую лепту в развитие предпринимательского дела в России. С XVI в. в Московском государстве расцвело торгово-промышленное предпринимательство, подкрепляемое столичным купечеством. Зарождаются поколения предпринимателей. Первым из них считается род Строгановых, породивший крупнейших купцов и промышленников в период XVI–XX вв. Эпоха Петра послужила мощным импульсом развития предпринимательства. Петр и поколение предпринимателей, порожденное им, заложили базис российского торгово-промышленного бизнеса.
Начало первой волны создания монофункциональных городов, по мнению авторов [12], относится к XI веку. Именно тогда Новгород выступает инициатором активной колонизации Северо-Востока, носившего в те времена название Заволочья, богатого пушниной, рыбой, солью, моржовой костью, жемчугом. Новгородцы возводили города – Вологду и Тотьму. Главным опорным центром новгородского влияния была Вологда, основанная в 1147 г. В XIII веке усиление Московского княжества, стремившегося расширить свое присутствие на Европейском Севере, обусловило ухудшение конкурентной среды для Новгорода. Вологда переориентировалась на обслуживание московских связей. Большую роль в московской колонизации Севера сыграл Устюг, основанный в начале XIII века и служивший форпостом для Москвы в борьбе с Новгородом. Великий Устюг главенствовал в бассейне Северной Двины и был ключевым пунктом, в котором сходились пути от беломорского побережья и из Сибири. Позднее особую известность приобретает г. Сольвычегодск – крупнейший центр солеварения и проведения соболиных
ярмарок , основанный в 1492 г. купцами Строгановыми у соляных источников.
Возможно, что примеров успеха было бы больше, используй россияне все возможности, открывающиеся перед ними в Соединенном Королевстве, в том числе и потенциал российских загранучреждений. Так считает Федор Тахтаманов, исполняющий обязанности руководителя торгового представительства России в Великобритании: «Собственно, мы и существуем для того, чтобы налаживать двусторонние контакты, помогать отечественному бизнесу выходить на местный рынок со своими товарами и услугами. Но зачастую, проявив желание работать в Великобритании, российские бизнесмены не оформляют свои предложения должным образом и не понимают важность реализации всего комплекса необходимых действий (презентации, участие в выставках и
ярмарках и т. п.). А так мои сотрудники готовы и уже доводят до сведения британцев предложения наших предпринимателей, но они должны быть грамотно оформлены. У нас на сайте даже специальный раздел есть, куда мы могли бы их вывешивать».
Внутренняя торговля города совершенно уступала внешней (оптовой), но в крошечном городе с двумя тысячами жителей было семь десятков торговых заведений и две бойкие
ярмарки . Обе ярмарки (Борисоглебская и Введенская) входили в десятку самых лучших по Ярославской губернии, а Введенская, на которой торговали скотом, стала одной из четырех ведущих на этом направлении по всему ярославскому краю.
Далее следуют профессионально-деловые цели: сюда относятся командированные специалисты, например направляемые на монтаж и установку оборудования; участвующие в работе заседаний, совещаний, конференций, конгрессов и съездов, торговых
ярмарок и выставок; поощрительные поездки работников предприятий (инсентив-туризм); выступления с лекциями и концертами; подготовка программ туристских поездок (рекламные туры); заключение договоров на размещение и транспорт; работа в качестве гидов и других должностях в сфере туризма; участие в профессиональных спортивных мероприятиях; оплачиваемое обучение, образование и исследовательская деятельность (отметим особо, данная методика несправедливо относит сюда же и правительственные командировки, включая дипломатов и военнослужащих или сотрудников международных организаций за исключением прохождения службы в посещаемой стране); гостевые поездки к родственникам и знакомым, отпуск с выездом на родину, присутствие на похоронах, уход за инвалидами; религиозные – паломничество, участие в религиозных мероприятиях.
Деятельность иностранцев и иностранных компаний в торговле и промышленности на территории России в основном, кроме вышеперечисленных законодательных актов, определялась Торговым уставом, действовавшим в первой половине XIX в.[77], и Уставом о промышленности фабричной и заводской, 1857 г. издания. Правила торговли для иностранных подданных носили ограничительный характер. Дабы устранить конкуренцию со стороны иностранцев, Торговый устав запрещал «тайно или явно торговать с таким же иностранцем в России» (ст. 186), «высылать товары в другие российские города… для продажи на собственный счет, исключая трех главных
ярмарок : коренной, нижегородской и ирбитской» (ст. 206), «торговать в розницу никакими товарами не только в лавке, или магазине, или в погребе, но и в квартире своей, а также разносом» (ст. 210)[78] и т. п. Иностранцам запрещалось вступать в гильдии и записываться в мещане без принятия русского подданства[79] (только в 1859 г. всем иностранцам дозволено будет «в южных портах России записываться во 2-ю и 3-ю гильдии купечества»[80]). Так как ввиду международных отношений нельзя было совершенно устранить иностранцев от участия в торговле, им была разрешена оптовая торговля в портовых и пограничных городах, но с условием записи в установленные для них особые торговые разряды иностранных гостей и заезжих иностранных купцов. Приписка к разряду иностранных гостей считалась равносильной вступлению в «неполное гражданство»[81] данного города с обязательством отбывать все местные повинности, кроме натуральных (ст. 183, 184, 191, 205, 216–219).
2. Прямой выход сельских производителей на городские рынки сельскохозяйственной продукции. Данный инструмент, использовавшийся в отдельных регионах еще в докризисный период, в ходе кризиса получил повсеместное распространение. В городах организуются рынки выходного дня, проводятся
ярмарки , развивается уличная торговля. Использование этого простого механизма позволяет решить несколько задач. Во-первых, сельские производители получают прямой выход к рынкам сбыта, что способствует развитию сельскохозяйственного производства в рамках городских агломераций, где оно наиболее эффективно. Во-вторых, повышается доступность качественных и разнообразных сельскохозяйственных продуктов для городских жителей. В-третьих, снижение барьеров выхода на городские рынки сельскохозяйственной продукции влияет на ценовую политику торговых сетей, вынуждая их уже не административными, а экономическими методами снижать цены и повышать эффективность собственной деятельности.
Из городов Волжского бассейна крупнейшими торговыми центрами в первой половине XVI в. были Ярославль, Нижний Новгород и Балахна. В Ярославле широко торговали салом, хлебом, воском и кожами. Позиции Нижнего Новгорода в регионе резко усилились после того, как Василий III, стремясь подорвать торговое значение Казани, велел организовать
ярмарку в Нижнем и под страхом тяжелого наказания запретил московским купцам ездить на казанскую ярмарку, которая ежегодно привлекала купцов из России, Средней Азии, Ирана и Закавказья.
К XIII веку торговля становится международной: появились крупные торговые центры, главным образом в Великобритании, Северной Италии, Южной Франции, Фландрии, где проводились многочисленные
ярмарки , перераспределялись торговые потоки.
Во время феодальной раздробленности международная торговля в Европе была развита довольно слабо. С появлением централизованных государств (Англия, Испания, Франция, Россия) торговля начинает расти. В XII–XIV вв. появляются капиталистические отношения, они значительно увеличивают роль международных экономических отношений. Торговля в основном велась в бассейнах Средиземного, Балтийского и Северного морей. Также через эти районы шла торговля с Восточной Европой, Ближним Востоком и более отдаленными территориями. Эта торговля практически не отличалась от античной торговли по путям следования и номенклатуре товаров. Существенную роль играли
ярмарки . С целью обеспечения безопасности и монополизации купцы больших городов образовывали союзы – гильдии. После открытия Америки и морского пути в Индию возрастает значение океанской торговли. Европа импортирует кофе, хлопок, сахар, пряности, какао, золото и серебро. Увеличивается экспорт керамических и металлических изделий, тканей, животных, оружия. Образуется колониальная система, подвластные народы подвергаются жестокой эксплуатации, увеличивается работорговля.
Мобилизация мужчин оказала заметное, хотя и не однозначное влияние на крестьянское хозяйство. Вследствие призыва около трети крестьянских хозяйств остались без работника-мужчины. Однако казенное пособие в значительной степени покрывало утраченные доходы. Видимо, война острее сказалась на положении тех семей, которые сохранили наличных работников, так как она подкосила промыслы, служившие основой крестьянского бюджета. Первыми пострадали морские промыслы. Появление кораблей и подводных лодок противника у мурманского побережья уже в первый год войны вызвало преждевременное завершение промыслового сезона. В 1915 г. на Мурман съехалось на треть меньше рыбаков, а в 1916 г. – лишь половина довоенного числа. Но даже выловленную рыбу было сложно продать на осенней Маргаритинской
ярмарке , так как из-за расстройства транспорта торговцы из других губерний на ярмарку почти не приезжали. Опасности морского судоходства во время войны, а также мобилизация частных судов для военных нужд привели к сокращению и поморской торговли[132].
Закон Азербайджана в ст. 1 использует сходное понятие – «приведение в действие туристической продукции» – комплекс мероприятий (реклама, специализированные выставки, участие в
ярмарках , организация туристско-информационных центров по продаже туристической продукции, издание каталогов, буклетов и др.), направленных на продажу туристической продукции.
Кроме того, для поддержки местных производителей и сдерживания цен мы используем городские
ярмарки , где покупатели могут приобрести товары массового спроса с минимальной торговой наценкой. Только в 2011 году мы провели почти 200 сельскохозяйственных ярмарок.
Опорой развития торгово-предпринимательских отношений становились города, потому что они являлись ремесленно-торговыми центрами. В скандинавских письменных свидетельствах IX века Русь именуется «страной городов». При князе Владимире в конце IX века городов было 25; в XI веке, в период расцвета – более 89; перед нашествием Орды, в начале XIII века – 271. В них процветала торговля, и по внешнему виду они напоминали пестрые многолюдные
ярмарки .
Третий торговый путь шел вдоль Рейна, он соединял ганзейскую и левантийскую торговлю. На этом пути быстро развивались города Брюгге, Кельн и пр. Активизировалась деятельность
ярмарок , на которых выставлялись товары из всей Европы, а также с Востока. Наибольшее значение имели ярмарки на севере Франции в Шампани. Французские купцы ввозили сукно и вина, итальянские – пряности и шелк, немецкие – меха, холст и металлические изделия, из Англии прибывали шерсть, олово и свинец.
В-третьих, в Вологодской области сохраняются и возрождаются народно-художественные промыслы, ремесла и традиции, включая исконно вологодские промыслы – плетение кружев, чернение по серебру, резьбу и роспись по бересте, устное творчество,
ярмарки и др.