Связанные понятия
У-син (Пять элементов; - стихий; - действий; - движений; - столбцов; - фаз; - состояний кит. 五行, пиньинь: wŭ xíng) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Это огонь (火), вода (水), дерево (木), металл (金) и земля (土). Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии, в искусстве Фэн-шуй.
Ци , иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь: qì; в японском варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из основных категорий китайской философии, фундаментальная для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской медицины.
Дао (кит. 道; до в японском варианте) — одна из важнейших категорий китайской философии. Самое известное понятие Дао содержится и описывается в трактате Дао Дэ Цзин: "...не зная имени его, называю его Дао " (c)Лао-цзы.
Великий предел (разделение) (кит. трад.太極, упрощ. 太极, tàijí, «Тайцзи») — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, предельное состояние бытия, наибольшее разделение на прошлое и будущее, начало времени и всех начал, причина выделения двух сил: инь — женской и ян — мужской. Предыдущая категория — «беспредельное» или «отсутствие предела (разделения)» (кит. 無極, 无极, wújí, У Цзи). Термин впервые встречается в одном из канонических комментариев к «И цзин» — в «Си цы чжуани», чжане...
Отличительной чертой даосизма и китайской традиции является представление о возможности достижения человеком бессмертия. Науке о бессмертии и практике достижения бессмертия посвящено множество книг. Рецепты достижения бессмертия собирались на протяжении тысяч лет и уходят в глубокую древность. В литературе можно встретить также свидетельства о долгожителях и небожителях, тема бессмертия затрагивается в мифах и легендах, исследования по поводу достижения бессмертия проводились в очень древние времена...
Подробнее: Бессмертие (даосизм)
Упоминания в литературе
Для того, чтобы добиться улучшения фэн-шуй вашего дома, необходимо более глубоко ознакомиться с принципами этого учения, которое неразрывно связано с китайской философией пяти стихий. Когда вы поймете основные принципы их взаимодействия, то сможете более эффективно практиковать фэн-шуй. В основе китайского понятия Вселенной лежат символы
инь и ян . В простом бытовом понимании, это – женское и мужское начало, тьма и свет, кислое и сладкое, высокое и низкое. В более общем понятии – отрицательное и положительное. В Китае единство инь и ян символизируется кругом, как показано на рисунке. В центре светлой половины ян заключена частица инь в виде темной точки, а темная половина инь содержит частицу света ян. Вся проблема заключается лишь в том, чтобы достичь устойчивого равновесия между ними.
В основе китайского понятия Вселенной лежит символика
инь и ян . Это два первоначала, которые управляют Вселенной и символизируют гармонию. В простом бытовом понимании – это женское и мужское начало, темное и светлое, пассивное и активное, кислое и сладкое, высокое и низкое. В более общем понятии – отрицательное и положительное. Но в отличие от западной теории борьбы противоположностей, инь-ян взаимодополняемы, зависят друг от друга и объединены в единое целое. Единство инь-ян в Китае символизируется кругом. В центре светлой половины ян заключена частица инь в виде темной точки, а темная половина инь содержит частицу света ян. Вся проблема заключается в том, чтобы достичь устойчивого равновесия между ними.
В основе китайского понятия Вселенной ле жат символы
инь и ян . Это два первоначала, которые управляют Вселенной и символизируют гармонию. В простом бытовом понимании – это женское и мужское начало, темное и светлое, пассивное и активное, кислое и сладкое, высокое и низкое. В более общем понятии – отрицательное и положительное. Но в отличие от западной теории борьбы противоположностей, инь-ян взаимодополняемы, зависят друг от друга и объединены в единое целое. Единство инь-ян в Китае символизируется кругом. В центре светлой половины ян заключена частица инь в виде темной точки, а темная половина инь содержит частицу света ян. Вся проблема заключается в том, чтобы достичь устойчивого равновесия между ними.
Древнейший памятник китайской литературы «И Цзин» («Книга перемен») – конец II – начало I тыс. до н. э. – рассматривает взаимодействие (сочетание) двух универсальных сил мира: ян – светлое, мужское, твердое, небесное, активное начало и инь – темное, женское, мягкое, земное, пассивное. Эти категории выражают дуализм мира, при этом каждое из противоположных начал содержит потенцию другого. Древнейшим принципом древнекитайской философии, гармонией, уравновешивающей
инь и ян является «и» – принцип порядка, справедливости, отсутствия чрезмерности.
Учение фэн-шуй основано на трех философских принципах, которые составляют неотъемлемую часть китайской культуры и не могут существовать отдельно друг от друга. В первую очередь это понятие дао, которое следует понимать как жизненный путь, связь с окружающим миром, определяющая индивидуальность. Во-вторых,
инь и ян , символизирующие единство и противоположность двух начал, а в-третьих, ци, жизненная сила, присутствующая во всем живом, протекающая там, где есть гармония или что-либо делается мастерски.
Связанные понятия (продолжение)
Даоси́зм (кит. упр. 道教, пиньинь: dàojiào) — учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определённый стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.
Китайская мифология — совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддистской и поздней народной мифологий.
Фэншуй , или фэн-шуй (кит. трад. 風水, упр. 风水, пиньинь: fēngshuǐ — дословно «ветер и вода») — даосская практика символического освоения (организации) пространства, восточноазиатский вариант геомантии. С помощью фэншуй якобы можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; считается, что специалист фэншуй может прогнозировать события.
Дхармака́я (санскр. धर्मकाय, dharmakāya IAST, «сущностное тело», «тело дхармы») или Ваджрака́я (санскр. वज्रकाय, vajrakāya IAST, «алмазное тело») — высшее из трёх тел Будды, абсолютное проявление духовной сущности, сущность мироздания, постижимая только посредством высшего просветления.
Внутренняя алхимия — совокупность даосских духовных практик, включающих в себя элементы йоги, медитации, дыхательной практики цигуна, визуализации (цуньсян) и ритуала. Целью внутренней алхимии является достижение бессмертия или долголетия.
Кита́йская филосо́фия (кит. 中国哲学) является частью восточной философии. Её влияние на культуры Китая, Японии, Кореи, Вьетнама равнозначно влиянию древнегреческой философии на Европу.
Дхьяни-Будды , Будды Высшей мудрости — пять Будд, которые в тибетском буддизме символизируют собой пять аспектов Высшей Мудрости изначального Будды — Ади-Будды.
Пантеон даосизма крайне разнообразен. Он складывался под влиянием не только даосских философско-религиозных доктрин, но и древней мифологии, локальных культов, а также буддийской иерархии сакральных существ и конфуцианских представлений о совершенном управлении.
Дэ (кит. 德) — манифестация Дао — одна из фундаментальных категорий китайской философии. Иногда отождествлялась или сравнивалась с индийской кармой.
Сато́ри (яп. 悟り, сатори; кит. 悟, у; санскр. संबोधि, самбодхи — букв. «просветление») — в медитативной практике дзэн — внутреннее персональное переживание опыта постижения истинной природы (человека) через достижение «состояния одной мысли» (санскр. дхьяна или яп. дзэн).
Четыре знака зодиака (кит. трад. 四象, пиньинь: Sì xiàng, палл.: Сы сян или кит. трад. 四靈, упр. 四灵, пиньинь: Sì líng, палл.: Сы лин) — четыре мифологических существа в китайской астрономии...
«Праджняпарамита хридая
сутра » (санскр. प्रज्ञपारमिता हॄदयसूत्र, Prajñāpāramitā Hridaya Sūtra IAST, кит. упр. 般若波羅蜜多心經, палл.: Баньжэ боломидо синь цзин, яп. 般若心経 хання сингё:) «Сутра сердца совершенной мудрости» или просто «Сутра сердца» — один из самых известных первоисточников буддизма Махаяны.
Анитья (санскр. अनित्य, anitya IAST; пали: аничча, «бренность, непостоянство»; кит. 無常, у-чан; яп. 無常, мудзё:) — одна из основополагающих доктрин буддизма, наряду с дукхой и анатманом составляющая Три признака существования. В соответствии с ней, всё в мире находится в постоянном движении и ничто не является неизменным, включая богов, звёзды, планеты и т.д. Анитья проявляется в человеческой жизни в виде процесса роста и старения, в виде череды перерождений, в виде страданий и т.п. Ввиду того, что...
Нюйва (кит. трад. 女媧, упр. 女娲, пиньинь: Nǚwā) — одна из великих богинь китайского (даосского) пантеона, создательница человечества, избавительница мира от потопа, богиня сватовства и брака.
Поднебе́сная (кит. упр. 天下, палл.: тянься) — китайский термин, который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора.
Яма (Ямараджа, Чойджал, Номун-хан, Эрлик) — в буддизме бог смерти, властелин ада и верховный судья загробного царства.
Аватамсака-сутра (санскр. महावैपुल्यबुद्धावतंसकसूत्र Mahāvaipulya Buddhāvataṃsaka Sūtra IAST; кит. трад. 華嚴經, упр. 华严经, пиньинь: Huá yán jīng, палл.: Хуаянь-цзин; рус. «Цветочная гирлянда сутр» (Аватамсака — гирлянда, венок; полное название: «Буддха-аватамсака-сутра», или «Гирлянда сутр, украшающая Просветлённого») — большое собрание сутр, созданных в Индии в первые века н. э. и почитаемое в качестве такового (то есть в качестве собрания махаянских сутр) как в тибетском буддизме, так и буддийской...
Праджня (санскр. प्रज्ञा или пали paññā) — буддийское понятие, обозначающее высшую трансцендентальную интуитивную просветлённую мудрость, в которой отсутствуют какие-либо признаки или качества. В буддизме считается, что праджню можно постигнуть лишь с помощью интуитивного прозрения и осознания, а не путём анализа. Праджня вместе с состраданием являются главными «опорами» махаянской традиции.
Татхагатага́рбха (санскр. तथागतगर्भ IAST буквально «вместилище Так Приходящего; зародыш Так Приходящего»; кит. трад. 如來藏, упр. 如来藏, пиньинь: Rúláizàng, Жулайцзан) — учение о беспрепятственной возможности для всех живых существ стать буддами, или же — о присутствии будды («природы будды», в каждом живом существе.
Шу́ньята (санскр. शून्यता, śūnyatā IAST; пали: sunnata; кит. 空; яп. 空; монг. хоосон чанар; букв. «пустотность» — от санкскр. «шунья» — «пустота», слово «пустота» — «шунья» на санскрите и других инд. языках также обозначает математич. понятие «ноль») — центральное понятие буддийской школы мадхъямака и всего махаянского буддизма, обозначающее «отсутствие постоянного „я“ у личности и у явлений» или отсутствие собственной природы вещей и феноменов (дхарм) ввиду их относительности, обусловленности и взаимозависимости...
Пра́на (санскр. प्राण prāṇa IAST — букв «дыхание» или «жизнь») — в йоге, традиционной индийской медицине, эзотерике — представление о жизненной энергии, жизнь. В йоге считается, что прана пронизывает всю вселенную, хотя и невидима для глаз.
Китайский дракон (кит. трад. 龍, упр. 龙, пиньинь: lóng, палл.: лун) — в китайской культуре символ доброго начала ян (в отличие от дракона европейского) и китайской нации в целом, прочно ассоциирующийся со стихией воды. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
То́нкие тела ́, согласно представлениям некоторых религиозных, мистических и оккультных учений (йога, суфизм, каббала, тибетский буддизм и др.) — «психодуховные» составляющие всех живых существ. В соответствии с этими представлениями люди состоят не только из физической формы материи, но и «жизненной энергии» (см. прана, ци, оджас, аура и т.д.), существующей вокруг тела наподобие матрёшек, каждая из которых имеет своё метафизическое значение. Такое представление было сформировано в древней индийской...
Та́ковость , татха́та или ятхабхутам (санскр. तथता — tathatā IAST) — понятие религиозной философии, конкретно — буддизма махаяны, определяющее истинные свойства или подлинное существо объекта или явления, не замутнённое внешними иллюзиями.
Бхавача́кра (санскр. भवचक्र ; пали भभचक्क букв. «колесо взаимозависимого происхождения»), Колесо́ бытия́ (тиб. སྲིད་པའི་འཁོར་ལོ་ srid pa’i 'khor lo) — воплощение сансары в буддистском представлении, в форме круга (мандалы), буддийское учение о причинности (пратитья-самутпада), которое Будда постиг под древом бодхи. Изображённое на мандале колесо трактуется как двенадцатичленная формула бытия, включающее в себя помимо символического изображения 12 звеньев взаимозависимого происхождения также пять...
Западный Рай (кит. 西天 Xītiān; также именуется Обителью блаженства (санскр. सुखावती — Сукхавати, тиб. བདེ་བ་ཅན་ — Девачен, кит. Jílè 極樂; Гокураку 極楽) или Умиротворённым блаженством (кит. Ānlè 安樂; яп. Анраку 安楽)) — Чистая Земля будды Амитабхи в буддизме Махаяны.
Подробнее: Сукхавати
Ака́ша (санскр. आकाश, ākāśa IAST, букв. «видимость», "пространство") — в индийских религиях — особый вид пространства, приблизительно соответствующий европейскому понятию «эфир»; в феноменологии — «первоначальный импульс, начало проявления».
Космогенез в китайской философии — циклическое развёртывание вселенского бытия согласно представлению древнекитайских философов, происходившее по этим представлениям в строго определенном порядке.
Шесть миров (тиб. rigs drug gi skye gnas), также «шесть лок», «шесть реальностей», «шесть путей» — в буддизме шесть возможных перерождений в сансаре. Шесть миров называют «шестью путями перерождений», «шестью путями страданий», «шестью уровнями», «шестью низшими реальностями».
Нефритовый император (Юй-хуан шан-ди; 玉皇, Юй-хуан, или 玉帝, Юй-ди) — верховное божество даосского пантеона. Его изображают как бесстрастного мудреца, который правит небом и делами людей. В иконографии Юй-ди обычно восседает на троне в мантии, расшитой фигурами драконов, с нефритовой табличкой в руках. Его небесное царство не лишено сходства с Поднебесной своими сложными институтами и многочисленными чиновниками.
Подробнее: Юй-ди
Чакра (санскр. चक्र cakra IAST букв. «круг, колесо, диск»), или падма (санскр. पद्म padma IAST букв. «лотос») в духовных практиках индуизма — психоэнергетический центр в тонком теле человека, представляющий собой место пересечения каналов нади, по которым протекает прана (жизненная энергия), а также объект для сосредоточения в практиках тантры и йоги.
«
Сутра белого лотоса высшего учения» (санскр. सद्धर्मपुण्डरीकसूत्र Saddharma Puṇḍarīka Sūtra IAST; кит. трад. 妙法蓮華經, упр. 妙法莲华经, пиньинь: miàofǎ liánhuá jīng, палл.: Мяо фа ляньхуа цзин, яп. 妙法蓮華経 Мё: хо: рэнгэ кё:, тиб. དམ་ཆོས་པད་མ་དཀར་པོའི་མདོ, Вайли dam chos pad-ma dkar po'i mdo, — Саддхармапундарика-сутра), также «Лотосовая сутра», «Сутра лотоса» — одна из известнейших и особо почитаемых махаянских сутр в Восточной Азии. Она стала основным священным текстом в учении буддийских школ Тяньтай в...
Легенда приписывает изобретение китайской астрологии мифическому «Жёлтому императору» Хуан-ди (ок. 2600 до н. э.). По другим данным, она была основана во время династии Чжоу (династия правила в Китае около 800 лет) и достигла расцвета при Ханьской династии (206 до н.э.—207 н. э.). Именно тогда основные элементы традиционной китайской культуры: философия Инь и ян, теория пяти элементов (У-син) и конфуцианское учение были объединены и положены в основу китайской медицины, алхимии и астрологии.
Подробнее: Китайский гороскоп
Цигун (кит. трад. 氣功, упр. 气功, пиньинь: qìgōng) — это комплексы традиционных упражнений, возникшие на основе даосской алхимии и отчасти буддийских психопрактик, выполняемые преимущественно с оздоровительными и терапевтическими целями.
Парамита (санскр. पारमिता, pāramitā IAST «ведущий на другой берег», кит. упр. 波羅蜜多, палл.: Боломидо) — «запредельное совершенство», «перфекция»). Парамиты — это шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению; это «Освобождающие действия».
Внешняя алхимия (кит. упр. 外丹术, пиньинь: waidanshu, палл.: вай дань шу) — раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.
Аура человека (греч. αυρα «веяние») в ряде различных эзотерических верований и восточных религий — проявление души и духа человека. Аура не является реально существующим объектом, и соответственно не является предметом изучения никаких научных дисциплин, однако нередки случаи использования этого понятия в рамках разных псевдонаучных направлений, например в концепциях биополей, лозоходстве, или нетрадиционной медицине.
Срединный путь (санскр. madhyamā pratipad IAST, пали majjhimā-paṭipadā IAST, кит. чжун дао, яп. тюдо) — восьмеричный путь, указанный Буддой и ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары с помощью аспектов мудрости, нравственности и духовной дисциплины. В более концептуальной форме срединный путь — это буддийское понятие, заключающееся в стремлении воздерживаться от категоричных противоположных утверждений и в попытке найти «срединное решение» всех вопросов, которое принесёт наиболее...
Ригпа (тиб. རིག་པ , Вайли rig pa ; санскр. विद्या, vidyā IAST, «чистое знание-видение») — термин, используемый в учениях буддизма и дзогчен для обозначения изначального недвойственного знания. В общебуддийском смысле ригпа является синонимом термина видья (интуитивное знание), противоположного авидье (главной причине заблуждений и иллюзий), обрекающей на череду перерождений в сансаре. В дзогчене термин ригпа имеет несколько отличные коннотации и означает чистое и естественное присутствие в качестве...
Буддийская космология — представление о мироздании, перерождениях и местопребываниях, развитии вселенной согласно классическим буддийским сочинениям — в частности канону Трипитака и энциклопедии Абхидхармакоша, а также по многочисленным комментариям.
Пре́ты , (мн. число от санскр. प्रेत, preta IAST, «ушедший») — также голодные духи.
Ма́ндала (санскр. मण्डल, maṇḍala IAST — круг, диск; тиб. དཀྱིལ་འཁོར, Вайли dkyil 'khor; монг. мандал?, ᠮᠠᠨᠳᠠᠯ?) — Мандала - это замкнутая геометрическая система с равно удалёнными элементами от центральной точки.
Ли (кит. трад. 禮, упр. 礼, пиньинь: Lǐ) — ключевая категория китайской философии, в особенности конфуцианства. Список русских переводов этого понятия включает такие варианты как благопристойность, этикет, этика, ритуал, церемонии. Главная сложность определения этого понятия заключается в том, китайские философы вкладывали в него не только правильное поведение (этикет, церемония), но и те мировоззренческие устои, из которых правильное поведение проистекает. То есть это не только почтительность, проявляемая...
Четыре Небесных Царя — в буддизме — четыре бога-хранителя, каждый из которых оберегает одну из четырех сторон света. Собирательно их называют в разных языках следующим образом...
Упоминания в литературе (продолжение)
Часто некоторые западные (и российские) толкователи восточных учений преподносят инь-ян как знак равновесия, равенства Добра и Зла. В чем-то это верно, но лишь в чем-то. Инь-ян действительно знак равновесия, взаимного дополнения и проникновения, но не враждующих «по-европейски» грубо и непримиримо сущностей.
Инь и ян – два могучих мировых начала, знак их соединения – символ Вселенной. Светлая часть круга – ян – активное небесное мужское начало; темная половина – инь – земное женское начало, более пассивное. В китайской философии большинство понятий имеют свою противоположность и относятся либо к инь, либо к ян: ночь и день, горы и равнина, земля и небо и т. д. Однако любое понятие, относящееся к инь, обязательно имеет в себе частичку ян, и наоборот (вспомните точки в половинках круга). Поэтому обычно говорят о преобладании инь либо ян. Например, женщина относится к инь, но если в ее характере проявляются жесткие, волевые черты, то говорят о женщине с выраженным ян. Если местность ровная, то это «местность с преобладанием инь»; для сохранения баланса на ней нужно разместить что-нибудь высокое, стремящееся к небу (ян). Знаменитые многоэтажные китайские святилища-пагоды служили именно для поддержания равновесия между инь и ян в равнинных местностях.
И сама Вселенная, и все процессы и объекты в ней подчиняются определенным законам. Китайцы называют это «путь Дао». Все в мире подчиняется единому принципу, в основе которого лежит изначальное разделение Вселенной на две силы, или энергии, –
инь и ян . Взаимодействие и переход одной в другую лежит в основе китайской философии. В астрологии он выражается энергиями противоположных начал, которые находятся в постоянном взаимодействии, развитии и проникновении друг в друга. Две противоположности, которые существует везде, – два полюса, два антипода, и их связи создают всю палитру жизни, а их взаимопроникновение и правильное соотношение создают во Вселенной, мире и человеке гармонию. Ян – это активное мужское начало. Инь – пассивное женское начало.
Эта доктрина признавала существование Дао как первоначала, присущего Небу. Мир насыщен частицам Ци в их двух энергетических ипостасях –
ян и инь , которые взаимодействуют между собой, и в результате этого возникает многообразие мира. Небо обладает пятью элементами: деревом, огонем, землей, металлом, водой. Земля – центр пяти элементов, порядок которых определен Небом. Небо же рождает все вещи, которые по природе могут быть злыми и добрыми. Человек наследует и продолжает замыслы Неба, и его предназначение – завершить становление природы.
Согласно традиционному китайскому учению существует так называемый ни от чего не зависящий путь дао. У него нет ни облика, ни возраста, ни пола, ни специально запланированной программы, морали и греха. Дао просто существует. Согласно последователям даосизма от дао исходит все то, что мы можем узнать, а именно небеса и создание (земля). Иначе – духовное и материальное. Земля с точки зрения последователей китайской религии представляет собой круг, а земля, окруженная со всех сторон небесами, – квадрат. В то же время небесный круг как бы разделяется на две половины – черную и белую,
инь и ян . Причем на белой стороне круга (ян) находится маленькая черная точка, а на черной стороне (инь) – белая. Речь идет о двух противоположностях, внутри каждой из которых непременно находится элемент другой. С точки зрения этой религии и, в частности фэн-шуй, эти две противоположности – инь и ян, – находясь в постоянном движении, непрерывно перевоплощаются одна в другую. О том, что же представляют собой стороны черного и белого, вы можете узнать из следующей таблицы.
Чередование
инь и ян называется путем (дао), и этот путь проживают все вещи. Из взаимного проникновения инь и ян возникает шесть основных категорий, отражающих взаимодействие инь и ян. «Книга перемен» прослеживает дао – путь вещей и путь мира в движении. Особо в ней выделяются «три данности», которые движутся по своим путям, но всегда вместе: небо, земля, человек.
Древние использовали
инь и ян для более наглядного выражения идеи целостности Вселенной, символом которого является графическое изображение монады, о котором говорилось выше. Все во Вселенной образовано энергиями инь и ян, которые постоянно взаимодействуют между собой.
У циклического потока энергии ци есть негативная и позитивна я фазы. Вся вселенная состоит из изменчивых форм возникающих в процессе взаимодействия двух противоположных начал –
инь и ян . Дл я китайцев он заключается в символе Тай-Чи, контрастное изображение которого из двух половин в форме слезы, больше известно как инь и ян. Темная половина Тай-Чи символизирует женское начало инь: мягкое, пассивное, негативное. Ян означает «свет», и это мужская половина: твердая, позитивная и агрессивная. Инь и ян – это не противоположности, а половинки одного целого. Обратите внимание на то, что часть символа инь содержит точку ян, и наоборот. Китайцы считают, что небо – это ян, а земля – инь.
Теория инь-ян – одна из важнейших концепций китайской философии. По представлениям древних китайцев, все в мире принадлежит к ян или инь. Появление и изменение всех вещей в мире – результат изменения
инь и ян .
Ветер принадлежит к активной, движущейся, положительной энергии Ян, вода же относится к пассивной и отрицательной энергии Инь.
Ян и Инь представляют собой энергию Ци, они по сути – два ее проявления. Ян (мужское начало) и Инь (женское начало) не могут существовать друг без друга, они постоянно взаимодействуют. Символом созидающей янской энергии является Небо, а символом принимающей иньской – Земля. Между этими двумя природными стихиями живет человек и только в гармонии с ними достигает радости и счастья. Помимо энергии Ци, существует негативная энергия Ши, она возникает там, где Ци течет слишком быстро и прямолинейно.
Буддизм, индуизм и даосизм объединяет одинаковое отношение к единству и целому, которое закрепилось в мировоззрении восточного человека и сформировало его отношение к миру и самому себе. Это отношение определило традицию мышления посредством неделимости, учета непротиворечивости сущего, как третьего, в единстве противоположностей. Не только в буддизме, следуя «Сутре о Великой Нирване Гаутамы Будды» нужно помнить, что «состоящее из частей подвержено разрушению»,[18] но и согласно Лао Цзы и Конфуцию необходимо чтить традицию, признающую двуединство сущего, как третьего, соединяющего в целое части. В этом суть логики даосизма как Срединного Пути, так как китайские
инь и ян , это два модуса вселенской энергии, они не могут ни сталкиваться, ни соединяться, ибо присутствуют друг в друге, пребывая в постоянном изменении, инь-ян не теряют связи, – переходя друг в друга, они пребывают во внутреннем единстве. Индусы тоже находят «неподвижную мудрость» в праджне, понимаемую как неизменный центр, благодаря которому возможно спонтанное, безошибочное действие. Таким образом, восточное сознание изначально ориентировано на триединство, где подвижность сторон обусловлена неподвижным и неизменным Центром. В китайских учениях таким Центром является Великий Предел, уравновешивающий крайности. До сих пор китайцы считают свое государство срединным, уравновешивающим крайности «Востока» и «Запада», «Севера» и «Юга».
Восточная философия исходит из предпосылки, что вся жизнь проявляется в окружении природы. Внутри этой матрицы вещи соединены и взаимно зависят друг от друга. Природа – единая, объединенная система, Дао, с полярными и взаимодополняющими аспектами,
Инь и Ян . Природа находится в постоянном движении, следуя цикличным изменениям, которые описывают процесс превращения. Когда элементы природы находятся в равновесии, жизнь процветает в гармонии. Когда баланс полярных сил нарушен, наступает катастрофа.
Инь и ян обозначают полярность. Полярность выражена через инь и ян и похожа на биполярное магнитное поле, то есть, она состоит из двух частей – одна создания нагрузок и одна для получения нагрузок. Ян действует от пассивного инь. Это универсальная теория и может быть применена буквально ко всему. Элементы фэн-шуй (Вода, Дерево, Огонь, Земля, Металл) все являются проявлением инь и ян. Равновесие на Земле достигается, когда полярности смешиваются и компенсируют друг друга, создавая баланс. Вот почему в фэн-шуй говорят о сбалансированности.
Мир состоит из единства противоположностей
инь и ян , представляющих собой взаимодополняющие части одного целого. Это положительный и отрицательный элементы, без которых ничто и никто не может существовать. Согласно традиционной китайской медицине, инь и ян отражают явления повседневной жизни. Например, ян – солнце, инь – луна; ян – день, инь – ночь; ян – небо, инь – земля. К ян относят верхнюю часть тела человека, спину, шесть полых органов, к инь – внутреннюю часть тела, живот, пять наполнительных органов, кровь.
Различают два направления, уровня, качества энергии –
Ян и Инь . При этом на астральном плане Ян соответствует первоначальному образу, Инь – вторичному (после трансформации). Другими словами, Ян – это избыток (источник) энергии, Инь – недостаток или приемник энергии. Обычно Ян и Инь рассматриваются как два самостоятельных вида энергии и определяются набором качеств: первый – мужской, горячий, активный; второй – женский, холодный, пассивный.
Лечение массажем основывается на общепринятом положении древневосточной медицины – восстановлении гармонии процессов инь – ян в организме. В отношении функций и структур человеческого организма на основе концепции инь – ян различают следующее. Морфологические структуры – это инь, а их функции – ян; деятельность организма – это ян, а пищевые вещества – инь; инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян.
Инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют и изменяют друг друга. В основе нормальной жизнедеятельности организма лежит уравновешенное соотношение инь и ян, полная “гармония” их проявления; нарушение этой гармонии ведет к болезням, выражаясь либо в ослаблении ян или инь, либо в чрезмерном усилении того или другого начала.
Многие культуры говорят о центрах энергии или уровнях сознания, напоминающих чакры, хотя и не всегда их количество равно семи. В Китае существует учение о шести уровнях в гексаграммах И Цзина, основанных на двух космических силах –
инь и ян . В теле человека шесть пар меридианов, которые соответствуют пяти первоэлементам (огонь, земля, металл, вода, дерево). Индейцы хопи и тибетцы также верят в существование в теле энергетических центров.
В даосской традиции рассматривают непрерывный спектр энергии ци. Это же касается и продуктов ее распада – энергий
инь и ян . Отождествляя энергию с ощущениями, можно говорить о спектре ощущений разной плотности. Тонкость энергии возрастает в направлении «вверх» – от материи в область духа.
Культ бессмертия привел к разработке методов его достижения. Многие из них затерялись во времени, остались в сердце учителя и не были переданы ученикам, другие же оформились в стройные системы. В основе их лежали две предпосылки – универсальность взаимоперехода и взаимоопределения всех вещей и единая система превращений, коренящаяся в Дао и двух взаимодополняющих началах –
инь и ян . Так возникла методика изготовления «пилюли бессмертия», или «киноварной пилюли». Некоторые школы создавали такую пилюлю путем алхимических превращений различных элементов, что называлось «внешней пилюлей», другие же «сплавляли» в организме «три драгоценности» – это считалось «внутренней пилюлей».
Графически символика
инь и ян отражает статику и динамику одновременно, время и вневременность, пространство и внепространственность. Два начала не только пребывают в равновесии, но и создают напряжение, которое способствует развитию.
В основе большинства философских направлений лежат следующие понятия.
Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, женское и мужское. Дао – «путь неба», единое, вечное, совершенное начало, первопричина мира. Путь человека должен был строго соответствовать пути Неба. Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т. д. Ритуал – средство достижения гармонии человека и природы. Почитание старших, следование долгу – основы социальной жизни индивида. Добродетель – свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (в конфуцианстве); «жэнь» – человечность.
Светлый круг внутри темного поля (белый глаз черной рыбки) и темный круг внутри светлого поля (черный глаз белой рыбки) означают соответственно наличие «Ян внутри Инь и Инь внутри Ян». Внешняя окружность символизирует взаимодействие всего в круговороте Дао [11], а волнистая линия, разделяющая светлую и темную части, обозначает взаимодействие
Инь и Ян . Эта линия никогда не бывает прямой. Если бы она была прямой, это означало бы, что Тай-Цзи находится в неподвижном состоянии. Изогнутость линии показывает, что Тай-Цзи находится во вращательном движении, т. е. обе половины непрерывно движутся и меняются, взаимно усиливаются и сдерживаются, поддерживая свой непрерывный баланс и гармонию. Их зависимость друг от друга хорошо отражена в старинной поговорке «Одинокий Ян долго не живет, вдовствующая Инь недолговечна».
Японские и китайские учения (дао) считают слияние
инь и ян (мужского и женского начал) истоком всего самого прекрасного и самой жизни на Земле.
Вместе с тем появляется идея о противоположных началах в виде представления о двух непримиримых и в то же время сотрудничающих силах –
ян и инь – олицетворение света и тьмы, тепла и холода, упорства и податливости, мужского и женского начала.
Инь и Ян – путь Неба и Земли, закон, связывающий в сеть тьму вещей, отец и мать изменений, корень и начало жизни и смерти.