Связанные понятия
Заклинание (заклятие) — вид ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме — требования, приказа, побуждения, просьбы, мольбы, предупреждения, запрещения, угрозы. Может быть самостоятельным вербальным ритуалом (таковы, например, приветствия типа «здравствуй!», пожелания вреда — проклятия или отсылки типа «иди ты к чёрту!»), приговором при обрядовом или практическом действии, а также составной частью более сложных вербальных форм — колдовских заговоров...
Приворо́т — суеверие, по эзотерически-оккультным верованиям ряда лиц — магическое воздействие (любовная магия) на человека с целью возникновения у него эмоционального и физического влечения к другому человеку.
Волше́бная па́лочка (также волшебный жезл) — тонкая прямая палка или прут, иногда оформленная в виде копья или скипетра и с драгоценным камнем или какой-либо конструкцией на её конце. В современной лексике словосочетания «волшебная палочка» и «волшебный жезл», как правило, связываются с магией.
Колдун (чародей, ведун, маг от ивр. מג , волшебник, первоначально заклинатель, заговариватель) — человек, практикующий колдовство для воздействия на людей или природу либо для получения знания или мудрости посредством сверхъестественных явлений. По некоторым представлениям, он обладает особыми сверхъестественными силами от рождения либо вследствие договора с нечистой силой.
Жива́я вода ́ — многозначное понятие. Термин встречается в фольклоре, в религии, в алхимии.
Упоминания в литературе
Первыми составителями и хранителями медицинских рецептов на Руси были волхвы – древнеславянские жрецы, изучавшие лечебные действия растений. Языческое мировоззрение, господствовавшее в те времена, придавало лечению характер сверхъестественный. Считалось, что волхвы не только знали способы лечения, но и владели чародейством. Позднее им на смену пришли зелейники – знатоки «
зелий » трав и лечцы – так называли тогда лекарей. Во многих древнерусских городах существовали зелейные лавки и зелейные ряды, где продавалось все необходимое от различных болезней – травы, коренья, всевозможные масла и мази. Лавочные сидельцы и зелейники не только продавали травы, но и готовили сложные лечебные составы. В деревнях, где народу проживало больше, а возможность лечиться у врачей сводилась к минимуму, чаще обращались к знахарям, ворожеям, бабкам-шептуньям. Для них «лечба» была своего рода работой, и достаточно доходной. И чем совершеннее они знали травы, чем сложнее составляли лекарственные сборы, подбирая сопоставимые компоненты, тем больше народу к ним приходило лечиться. Однако, прежде чем лечить, нужные растения следовало найти, сорвать, высушить, сохранив живительный дар природы. У древних знахарей были свои секреты.
Ученые давно уже доказали, что растения оказались первыми лекарствами, используемыми людьми на заре медицины. Многочисленные снадобья и
зелья , приготовленные благодаря наблюдениям за целебной силой травы, явились первыми помощниками человека в борьбе с нездоровьем.
Целительные свойства различных алкогольных напитков человек познал в глубокой древности. Дошедшие до нас скудные летописи приводят примеры волшебного исцеления знатных людей и народных героев, отведавших этого чудесного
зелья . Употребление настоек ядовитых трав позволяло вырабатывать невосприимчивость к подобным ядам. Это было полезно для тех высокопоставленных вельмож и могущественных царей, которые опасались, что враги прежде времени отправят их к праотцам...
Алексей Власович с большим энтузиазмом взялся за реализацию поставленной перед его лабораторией задачи, в связи с этим в лаборатории он пропадал буквально дни и ночи. Однажды молодой ученый вспомнил, что еще до войны, будучи на летней практике, в одном из колхозов Борисоглебского района ему пришлось наблюдать, как местные крестьяне с помощью примитивного аппарата, сооруженного из двух чугунков, методом перегонки получали из свежеперемолотых «сахарных» костей «чудодейственное
зелье », которое они называли «драгоценным костным маслом». Несколько капель этого масла буквально за несколько дней вылечивали ожоги, гноящиеся раны, экзему и т. д.
И опять кто-то может принять как медицинский факт, что гусиный жир или масло из гремучей змеи смягчают боли в спинах. Но квалифицированные специалисты утверждают, что любой массаж подразумевает применение любой мази как ингредиента для растирания. Сходным образом различные омерзительные субстанции часто делаются из коры деревьев. Они могут действовать как слабительные, но возможно это происходит лишь потому, что тело хочет избавиться от такого
зелья .
Связанные понятия (продолжение)
Фамилья́р (англ. familiar, фр. familier) — волшебный териоморфный дух, согласно средневековым западноевропейским поверьям, служивший ведьмам, колдунам и другим практикующим магию.
Мандраго́ра (лат. Mandragóra) — род многолетних травянистых растений семейства Паслёновые. Виды мандрагоры встречаются в Средиземноморье, Передней и Средней Азии, в Гималаях.
Загово́р (нагово́р, пригово́р, закля́тие, слова́, шепта́ние) — «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах. Исполнение заговоров носит сугубо индивидуальный характер. 3аговоры отличаются ярким своеобразием семантики, структуры и языка; в жанровом и функциональном отношении ближе всего стоят к заклинаниям и народным молитвам.
Нечи́стая си́ла (также не́чисть, нежить, нечистики) — у славян собирательное имя потусторонней силы и существ: злых духов, чертей, бесов, оборотней и нежити — домового, полевого, водяного, лешего, русалки, кикиморы и пр. Общим для них всех является принадлежность к «нечистому», «отрицательному», «нездешнему», потустороннему миру и их злокозненность по отношению к людям.
Ля́рва (лат. larvæ — привидение, изначально маска, личина, ср. с современным итал. larva — личинка или латинским же mascus — призрак) — в древнеримской мифологии душа (дух) умершего злого (по другим сведениям — молодого) человека, приносящая живым несчастья и смерть. Возможно, имеют отношение к ларам.
По́рча (от рус. портить) — суеверие, основанное на вере некоторых людей во вредоносное (болезнь, смерть, психическое расстройство, уродство, расстройство дел и добрых отношений, расторжение договоров) магическое влияние со стороны недоброжелателей посредством недоброго взгляда (сглаз) или с помощью магического ритуала (обряда, наговора) через пищу, вещи, воду, ветер, дерево. Суеверия и мифы о существовании порчи, а также о возможности уничтожения такого влияния (снятия порчи) в различной степени...
Брауни (англ. Brownie) — домашние духи в мифологии Шотландии и северной Англии, небольшие человечки ростом около 90 сантиметров, схожи с маленькими эльфами с коричневыми нечёсаными волосами и ярко-голубыми глазами (из-за коричневого цвета волос их и называют «брауни»). Кожа у этих вымышленных существ преимущественно светлая, хотя цвет кожи брауни зависит от места, где они обитают, и от того, чем они питаются. Эти существа приходят ночью и доделывают то, что не успели сделать слуги. Аналогом являются...
Элементаль , иногда стихиаль или дух стихии — в средневековой натурфилософии, оккультизме и алхимии считалось мифическим существом (обычно дух, ангел), соответствующим одной из четырёх стихий: воздуха, земли, огня, воды. Эту систематику впервые описал Парацельс в XVI веке, называя элементалей «саганы».
Колдовская мазь (нем. Hexensalbe, англ. Flying ointment) — в Средневековье, а также в начальный период Нового времени, во времена ведовских процессов так называлось желе- или кремообразное вещество, натеревшись которым ведьма, предположительно, могла подниматься в воздух и летать — в частности, посещать шабаш ведьм.
Некрома́нтия (от греч. νεκρός, мёртвый и μαντεία, прорицание) — способ гадания, который предполагает общение с душами умерших, др.-греч. νεκρο-μαντεία означает вопрошение душ умерших о будущем. В основе данной практики лежит убеждение в том, что мёртвые обладают особым могуществом и могут покровительствовать живым.
Панаце́я — мифологическое универсальное средство от всех болезней. Поиском панацеи занимались алхимики. Название происходит от имени греческой богини Панакеи (всё излечивающей), дочери Асклепия — бога медицины и врачевания в древнегреческой мифологии.
Чудо́вище , чу́дище, мо́нстр — фантастическое существо огромных размеров и/или необыкновенного строения. В переносном смысле — человек необыкновенно дурных нравственных качеств.
Упы́рь (вурдалак, вампир, кровосос) — общеславянский мифологический персонаж, заложный покойник, встающий по ночам из могилы; он вредит людям и скоту, пьёт их кровь, наносит ущерб хозяйству.
Ша́баш — торжественные ночные собрания ковена (по христианской терминологии, ведьм и других лиц) для совместного проведения обрядов.
О́гры (фр. ogre) — персонажи кельтской мифологии, безобразные злобные великаны-людоеды, отдающие предпочтение маленьким детям.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — символические действия (обряды) или бездействие, направленные на достижение определённой цели сверхъестественным путём.
Проклятие — словесная формула, содержащая пожелание зла в адрес кого- или чего-либо, ругательства. Крайнее, бесповоротное осуждение, знаменующее полный разрыв отношений и отторжение. Встречается в древней литературе, в частности в Библии, как крайнее осуждение каких-либо грешных поступков.
Фея (авест. парика — ведьма, фарси پری Пе́ри, фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — мифологическое существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественными способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — под видом добрых намерений, нередко причиняя вред. Образ...
Ведьма́к (укр. відьмак, відьмар, відьмун, відьмач; белор. вядзьмак, вядзьмар, ведзьмак, ведзьмар) — персонаж славянской мифологии и демонологии, колдун. Является начальником над ведьмами определённой местности; может действовать заодно с ними или, наоборот, защищать людей от проделок ведьм и заложных покойников, заговорами лечить болезни людей и животных.
Териак (териак Андромаха; греч. θηριον) — мнимое универсальное противоядие, должное излечивать все без исключения отравления, в том числе самоотравления организма, развившиеся в результате внутренних болезней. Позднее териаку было также приписано свойство всесильного профилактического средства, дающего своему владельцу долгую здоровую жизнь. Исчез из употребления в Новое время.
Митридат (лат. mithridate, также mithridatium, mithridatum, mithridaticum) — полумифическое противоядие, состоящее из 65 ингредиентов, созданное Митридатом VI Евпатором в I веке до н. э.. Было одним из самых сложных и желанных для получения лекарств на протяжении Средневековья и эпохи Возрождения, особенно в Италии и Франции, где это явление продолжалось на протяжении ещё нескольких веков. Обновлённый рецепт, называемый «териак», стал хорошо известен уже в 19 веке.
Философский камень (лат. lapis philosophorum), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, пятый элемент — в легендах средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
Мегалейон — популярное древнегреческое ароматическое средство. Состояло из кассии, корицы, ладана и мирры.
Змеиное масло — поддельный линимент, не содержащий змеиного экстракта. В настоящее время выражение стало нарицательным и используется для обозначения любого продукта с сомнительной или несуществующей пользой. Также, продавец змеиного масла — человек, сознательно продающий поддельные снадобья, то есть шарлатан.
Вавилонская медицина — медицина в Вавилоне. Древневавилонские врачи составляли особый социальный слой. Вавилонская медицина была тесно связана с религией.
Драко́нова кро́вь , или Драконья кровь, — общее наименование древесных смол различных растений, а также получаемых из них продуктов. Одинаковое название смол разных растений возникло в разных культурах независимо, причиной послужил их густой красный цвет. К источникам драконовой крови относятся различные виды растений из родов Драцена (Dracaena) семейства Спаржевые, Кротон (Croton) и Ятрофа (Jatropha) семейства Молочайные, Демоноропс (Daemonorops) и каламус (Calamus) семейства Пальмовые, Птерокарпус...
Ивановские травы (Иванские травы, Купальские травы) — травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.
Копорский чай (копорка, иван-чай) — русский травяной напиток, получаемый при заваривании ферментированных листьев кипрея узколистного (Epilobium angustifolium), многолетнего травянистого растения из семейства Кипрейные. Название напитка произошло от древнего русского села Копорье неподалёку от Петербурга, где из его листьев традиционно вырабатывали фиточай.
Стакти, ониха, халван — три из четырёх компонентов священного курения, упоминаемого в Ветхом Завете (Исх. 30:34). Четвёртым компонентом был ливан, в котором исследователи единодушно признают ладан. Душистым халваном, вероятнее всего, именуется смола гальбан, получаемая из двух видов растений рода Ферула. Значение первых двух компонентов, стакти и ониха, неизвестно, высказываются разные предположения на этот счет.
Дурма́н (лат. Datúra) — род растений семейства паслёновые (Solanaceae). Крупные травы, редко древовидные растения.
Аро́матерапи́я — разновидность альтернативной медицины, в которой используются полезные свойства растительных эфирных масел. Используется в салонах красоты и массажных кабинетах.
Внешняя алхимия (кит. упр. 外丹术, пиньинь: waidanshu, палл.: вай дань шу) — раздел даосской науки о бессмертии, в которой предполагается, что долголетия или бессмертия можно достичь, принимая медикаменты, приготовленные особым образом.
Фернет-Бранка (итал. Fernet-Branca) — итальянский травяной бальзам (амаро), относящийся к категории крепких горьких ликёров (фернет).
Непенф , непент, непента, непентес (греч. νηπενθές, от «πένθος» — грусть и отрицательной приставки «νη-» — не) — зелье, трава забвения, в древнегреческой мифологии и литературе — происходящее из Египта лекарство от грусти, своего рода антидепрессант, средство, чтобы забыть неприятности.
Ага́ва америка́нская (лат. Agāve americāna) — растение; вид рода Агава подсемейства Агавовые семейства Спаржевые.
Змеиное вино (кит. 蛇酒, pinyin: shéjiǔ; вьетн. rượu rắn) — это алкогольный напиток, производимый погружением змеи целиком в рисовое вино или хлебный спирт.
Народная славянская медицина — область традиционного знания и система лечебно-профилактических приёмов славян, направленных на избавление человека от болезни и восстановление здоровья; древнейший вид профессиональной деятельности, сочетающей рациональный опыт врачевания с магической практикой изгнания, уничтожения или задабривания духа болезни (см. также Знахарство).
Разрыв-трава (рус. спрыг-трава, скакун-трава, трава прыгун, трава огонь, укр. закарпат. клин-трава, польск. rozryw, болг. разков, разковниче, серб. отвор трава, расковник, детелина, хорв. trava od otvora, se-otpira) — магическая трава, с помощью которой можно открывать любые замки. Легенды о разрыв-траве распространены у всех славянских народов. Считается, что поиск такой травы — очень трудное дело, и лишь определённые хтонические животные могут её обнаружить.
Чопчи (азерб. çöpçü, от слова чоп (косточка); арм. Չոփչի, букв. «собиратель хвороста») или искусство выдувания комков — целительная практика в традиционной азербайджанской медицине, которая заключалась в «выдувании» из горла и носа у детей или взрослых застрявших там фруктовых или мясных косточек и семян. Последние, согласно поверью, являлись причиной различных заболеваний детей с такими симптомами, как высокая температура, рвота, понос.
Ру́та (лат. Ruta) — род вечнозелёных многолетних душистых трав, полукустарников, кустарников семейства Рутовые (Rutaceae).
Бахýр (араб. بخور) — образец так называемой парфюмерии для дома, когда запах придается не человеку, а его жилищу; древняя восточная традиция, которая и в наши дни широко распространена как на Аравийском полуострове, так и во всем мусульманском мире. Все виды арабских благовоний широко используются в странах Персидского залива.
Подробнее: Бахур
Древнегреческая кухня не отличается особыми изысками ввиду достаточно ограниченного числа выращиваемых сельскохозяйственных культур. В основе блюд лежала так называемая «Средиземноморская триада», куда входит пшеница, оливковое масло и вино. Нам известно о кухне и культуре еды в Древней Греции из литературных источников (по большей части из комедий Аристофана и цитат грамматика Афинея, жившего на рубеже II—III вв. до н. э.), а также по фрескам, памятникам вазописи и терракотовым статуэткам. Необходимо...
Гуайруру (huayruru, huayruro; вариант уайруру — wayruru, wayruro) — крупные семена некоторых деревьев из семейства бобовых, покрытые контрастным ярким рисунком, например Ormosia coccinea, Ormosia amazonica, или Swartzia panacoco и некоторых других, произрастающих в амазонской сельве. Ядовиты, используются индейцами для изготовления ожерелий и браслетов, выполняющих роль оберегов. Само слово в буквальном переводе с языка племени шипибо-конибо означает «Глаз Дьявола» из-за того, что внешне напоминает...
Эликсир молодости — часто употребляемое в мифологии и фантастике понятие. Является средством, избавляющим человека от всех негативных последствий старения и других возрастных изменений, связанных с деградацией большинства систем человека (нервная, иммунная, половая и др.).
Связанный , или цветущий чай (китайский: 香片工艺茶, или 开花茶) состоит из связки сушеных листьев чая, обернутых вокруг одного или нескольких сухих цветков. Основная масса таких чаёв — это зелёные, реже белые и чёрные (те, что в Китае называют красными). Использование зелёного неферментированного чая обусловлено тем, что таким чайным листьям гораздо проще придать требуемую форму, чем ломким и сухим ферментированного. Готовый напиток из связанного чая — это не только оригинальное сочетание чайного настоя...
Упоминания в литературе (продолжение)
Кисть руки отрезалась ритуальным ножом, колдун заворачивал ее в лоскут савана и отжимал из нее кровь. Затем он приготавливал порошок из мелко истолченных соли, селитры, перца и разных
зелий . Отрезанную руку помещал в эту смесь и держал в ней две недели. Потом рука высушивалась на солнце. Рука служила колдуну своеобразным подсвечником для магической свечи. Свеча была тоже необычной. Она изготавливалась из сала, вытопленного из тела повешенного. К этому салу добавляли воск и немного «лапландской травы». Эта свеча с описанным подсвечником обладала магической силой. Если колдун появлялся с ней перед массами народа, то все впадали в полное оцепенение, своего рода транс. Воля толпы полностью подчинялась воле колдуна. И люди от этого вовсе не испытывали каких-либо неудобств. Напротив, чувствовали необычайное воодушевление и возбуждение и проявляли готовность пойти за магом куда бы он ни приказал.
В Древней Руси, как и у других народов, широко применялись различные лекарственные растения, именовавшиеся
зельем , кореньем, снадобьем. Еще до начала книгопечатания на Руси существовали рукописные «Травники», в которых перечислялись способы приготовления и применения лекарственных трав. Уже в средние века получили развитие аптекарские огороды, в которых выращивались лекарственные растения.
В-третьих, соблюдайте меру. Один вечер – одно снадобье или же один заговор. Смешать в один сеанс энергии разных сортов – все равно что слить в одну колбу два
зелья и понаблюдать, что из этого выйдет.
Однако в истории есть примеры изготовления из абрикосовых косточек и сильнодействующих ядов – особенно славились этим искусством индийские маги, которые могли составить из любых трав самое причудливое и смертоносное
зелье . Абрикосовые косточки, содержащие в своем составе вещество амигдалин, которое в кишечнике превращается в синильную кислоту, пользовались у них особой популярностью.
Ближе к ночи смесь заливалась крутым кипятком, недолго отстаивалась и процеживалась, но не через марлю, как это делают у нас, а сквозь специальную ткань. Процедив и отжав кашицу из травы в полученный настой, они добавляли в него мед и пили перед сном, после чего уже ничего не пили и не ели до следующего дня. Процедуру с некоторыми изменениями повторяли наутро, и так – до полного использования приготовленного
зелья . Рекомендовали повторять лечебный курс спустя пять лет.
У клевера бывают листья с тремя, очень редко с пятью-семью и еще реже девятью листочками. Колдуны, ведуньи летними короткими и светлыми ночами на Севере искали такой клевер. Он ценился дороже жемчуга и золота. Высушив эти листья и незаметно добавив в завтрак или обед (только не в вечернюю еду), можно вернуть ушедшую любовь или "присушить" к себе навеки. Отдавать такие приворотные листья можно только в руки любящего человека, а зло творить нельзя; маяться будет и сохнуть тот, кто продал это
зелье .
Официальная история чаепития в России берет начало с 1638 г. – с того дня, когда ойртский (западномонгольский) правитель Алтын-хан, давший присягу московской державе, прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда диковинного сухого листа «ради варения чая». Посол царя В. Старков познакомился с чужеземным питьем на обеде у ханского брата. «Не знаю, листья ли то какого дерева или травы, – доносил он царю. – Варят их в воде, приливая несколько молоко…» Сам Старков в ханском улусе не успел войти во вкус невиданного на Руси китайского напитка и даже отнесся к нему с некоторой опаской. Принимая другие подарки, которые хан посылал царю в ответ на его дары, посол попробовал было отказаться от чая: «У нас, мол, к этому
зелью привычки нет, нам-де оно ни к чему». Но хан настоял на своем и, можно сказать, облагодетельствовал Россию этим чудесным напитком против ее желания.
Почти тот же напиток – из сыра, зеленого меда, «ячной» муки, замешанных на вине, – сразил спутников Одиссея в жилище Цирцеи. Причем хотя она и подмешала путешественникам
зелья , скорее они упились, подобно свиньям, в которых и были превращены чаровницей (Одиссея, X, 233–236.).
«Бабушка, бабушка! Выходи скорее, журавлики летят!» – звонко кричала девочка. И они с бабушкой, замерев от радости, смотрели в угасающее небо, где клином летели к солнцу прекрасные белые птицы и пели свою необыкновенную песню. Так было всегда, но в этот год журавли пролетели молча… Покружили над деревушкой и сели где-то за деревьями. Оказалось, что вредные старухи Кривуша, Хромуша да Горбуша заколдовали птиц за то, что упавшие в котел белоснежные перья помешали свариться колдовскому
зелью ! Журавка – так ее прозвали за то, что она всегда угадывала дни перелета птиц, плакала – ведь у журавлей не стало голоса! Как же они будут петь свои песни? Но Природа всегда мудрее и сильнее зла: нашли птицы полезную травку, она их и спасла. Позже, когда на саму Журавку за помощь людям наслали немоту, она уже знала, где искать спасение. Помогла она многим, кто приходил к ней со своими хворями и бедами: ведь она собирала душистые цветы журавлиной травы – горлянки. И теперь всегда курлычат в небе журавли.
С
зелий мед ставити со всякими: с мушкатом и с корицею и с гвоздикою и с инбирем и с иными всякими зельи, положити меду кислова, которого ни буди, в малые бочечки да подкормити патокою, да те зелья истерти мелко да класти в мешечки портяные, да те мешечки с теми зельи положити в те малые бочки, и в мед на нитках повесити в воронки, а воронки закрывати накрепко, чтоб из бочек дух не выходил.