Связанные понятия
Ме́тод (от др.-греч. μέθοδος — путь исследования или познания, от μετά- + ὁδός «путь») — осознание формы внутреннего самодвижения содержания изучаемого предмета.
Закономе́рность — формула событий (явлений) отображающая будущее (прошедшее) с высокой вероятностью, обусловленной объективным системным анализом исследования предшествующих событий и свойств природы (Вселенной).
Систе́ма (др.-греч. σύστημα «целое, составленное из частей; соединение») — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Эффекти́вность (лат. effectivus) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (ISO 9000:2015).
Прикладнáя нау́ка — свод знаний, в которых исследования и открытия имеют непосредственную, прямую ориентацию на практику; это науки, обеспечивающие разработку новых технологий, а именно: алгоритмов действия для получения желаемого продукта.
Упоминания в литературе
Анализ (от греч. – «разложение») – метод, предполагающий разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. Анализ применяется как на практике, так и в мыслительной деятельности. Разновидностью анализа являются механическое расчленение, выявление форм взаимодействия целого, нахождение причин явлений, выявление уровней и структуры, разделение классов на подклассы – классификация и периодизация. Существенной чертой анализа является предельность области его применения.
В научной деятельности
анализ является составным элементом системы научных исследований, выступает его первой стадией. С анализа начинается изучение структуры и содержания объекта, его составных частей, основных признаков, взаимосвязей и воздействия на объект исследования. Результаты такого детального анализа посредством синтеза позволяют дать объективную оценку состояния и изменения объекта, внутренних закономерностей его функционирования, места и роли в системе управления.
К методам научного познания относятся: дедукция – от общего к частному; индукция – от частного к общему;
анализ – деление целого на составные части; синтез – объединение составных частей в единое целое; сравнение – сопоставление аналогичных объектов для определения черт сходства или различия; эксперимент – создание специальных условий при изучении процесса или явления.
Он используется при изучении психических качеств разных субъектов права, личности преступника и направлен на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемых явлениях. Этот метод находится в тесной взаимосвязи с методом структурно-генетического
анализа , который направлен на исследование процесса возникновения и развития изучаемого объекта и выявление его зависимости от особенностей развития.
Факторный
анализ и шкалирование, будучи одними из простейших способов выражения математических зависимостей между составными частями объекта исследования, помогают решить вопрос о степени устойчивости и взаимного влияния тех или иных факторов, представляющих интерес для криминологического изучения. В частности, применяемое исследователем шкалирование позволяет выделить степень значимости того или иного признака при оценке возможных вариантов изучаемого явления.
Связанные понятия (продолжение)
Эмпирические исследования – наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также обобщение, классификация и описание результатов исследования эксперимента, внедрение их в практическую деятельность человека.
Крите́рий (др.-греч. κριτήριον — способность различения, средство суждения, мерило) — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям (мере). Особо выделяют критерии истинности знания. Различают логические (формальные) и эмпирические (экспериментальные) критерии истинности. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно. Эмпирическим критерием истинности служит...
Фу́нкция (работа) (лат. functio — совершение, исполнение) — деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, работа производимая органом, организмом; роль, значение (назначение, предназначение) чего-либо.
Объе́кт иссле́дования — в науке под ним подразумевают главное поле приложения сил учёных. В одной науке (научном направлении) однако может быть несколько объектов исследований, которые составляют логически связанное существо и цель исследований в этой науке (научном направлении).
Прогно́з (от греч. πρόγνωση «предвидение, предсказание») — это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления. В узком смысле, это вероятностное суждение о будущем состоянии объекта исследования.
Иссле́дование ( «следование изнутри»): * в предельно широком смысле — поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов;
Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт), также о́пыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки эксперимента...
Эмпирическая закономерность (от греч. εμπειρια — опыт; см. Эмпирические данные), правило большого пальца (англ. rule of thumb) — зависимость, основанная на экспериментальных данных и позволяющая получить приблизительный результат, в типичных ситуациях близкий к точному. Такие закономерности легко запоминаются и дают возможность обходиться без сложных инструментальных измерений, чтобы вычислить некую величину. Подобные принципы используются в эвристике, широко распространённой в математике, психологии...
Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Адапта́ция (лат. adapto «приспособляю») — приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.
Классифика́ция , также классифици́рование (от лат. classis «разряд» и facere «делать») — понятие в науке (в философии, в формальной логике и др.), обозначающее разновидность деления объёма понятия по определённому основанию (признаку, критерию), при котором объём родового понятия (класс, множество) делится на виды (подклассы, подмножества), а виды, в свою очередь делятся на подвиды и т.д.
Информа́ция (от лат. informātiō «разъяснение, представление, понятие о чём-либо» ← informare «придавать вид, форму, обучать; мыслить, воображать») — сведения независимо от формы их представления.
Эмпирические данные (от др.-греч. εμπειρία «опыт») — данные, полученные через органы чувств, в частности, путём наблюдения или эксперимента. В философии после Канта полученное таким образом знание принято называть апостериорным. Оно противопоставляется априорному, доопытному знанию, доступному через чисто умозрительное мышление.
Тео́рия (греч. θεωρία «рассмотрение, исследование») — учение, система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому объединяющему началу. Представляет собой наиболее глубокое и системное знание о необходимых сторонах, связях исследуемого, его сущности и закономерностях. Знания о закономерностях исследуемого в теории являются логически непротиворечивыми и основанными на каком-либо едином, объединяющем начале...
Систематиза́ция (от др.-греч. σύστημα «целое; состоящее из частей» + facere «делать») — мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Один из основных видов систематизации — классификация, т.е. распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит, кроме того, формирование причинно-следственных взаимоотношений между...
Взаимоде́йствие — базовая философская категория, отражающая процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их изменения, взаимную обусловленность и порождение одним объектом других. По сути, взаимодействие представляет собой разновидность опосредованной или непосредственной, внутренней или внешней связи; при этом свойства любых объекта могут быть познанными или проявить себя только во взаимодействии с другими объектами. Философское понятие взаимодействия, нередко выступая в роли интеграционного...
Агентное моделирование (англ. agent-based model (ABM))— метод имитационного моделирования, исследующий поведение децентрализованных агентов и то, как такое поведение определяет поведение всей системы в целом. В отличие от системной динамики аналитик определяет поведение агентов на индивидуальном уровне, а глобальное поведение возникает как результат деятельности множества агентов (моделирование «снизу вверх»).
Норма (от лат. norma — дословно «науго́льник», переносное значение — руководящее начало, правило, образец) — правило или предписание, действующее в определённой сфере и требующее своего выполнения.
Фа́кторный анализ — многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки.
Обобще́ние поня́тий — логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается другое понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции. Результатом логической операции обобщения является гипероним.
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (А. Д. Холл, Р. И. Фейджин, поздний Л. фон Берталанфи).
Формализа́ция — представление какой-либо содержательной области (рассуждений, доказательств, процедур классификации, поиска информации, научных теорий) в виде формальной системы или исчисления.
Ситуа́ция — одноактность и неповторимость возникновения множества событий, стечения всех жизненных обстоятельств и положений, открывающихся восприятию и деятельности человека.
Психи́ческие проце́ссы — одна из групп психических явлений, объединяемых по функциональному назначению в целостной структуре психики.
Ресу́рс (от фр. ressource «вспомогательное средство») — всё, что используется целевым образом, в том числе это может быть всё, что используется при целевой деятельности человека или людей и сама деятельность. Понятие «ресурс» применяется также как характеристика созданной людьми продукции.
Достове́рность — термин, имеющий различные значения и применяемый в философии, теории судебных доказательств, гносеологии, логике, теории вероятностей, психологии, естествознании и других областях. Единого определения термина не существует, хотя собственное его определение пытались давать многие известные философы (Локк, Лейбниц, Фихте, Кант, Гегель и другие).
Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий.
Стати́стика — отрасль знаний, наука, в которой излагаются общие вопросы сбора, измерения, мониторинга и анализа массовых статистических (количественных или качественных) данных; изучение количественной стороны массовых общественных явлений в числовой форме.
В психологии
принятие решения рассматривается как когнитивный процесс, результатом которого является выбор мнения или курса действий среди нескольких альтернативных возможностей.
Зада́ча — проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь; в более узком смысле задачей также называют саму эту цель, данную в рамках проблемной ситуации, то есть то, что требуется сделать. В первом значении задачей можно назвать, например, ситуацию, когда нужно достать предмет, находящийся очень высоко; второе значение слышно в указании: «Ваша задача — достать этот предмет». Несколько более жёсткое понимание «задачи» предполагает явными и определёнными не только цель, но и...
Точка зрения — жизненная позиция, мнение, с которой субъект оценивает происходящие вокруг него события.
Социальный процесс (англ. Social process) — серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование...
Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик — как методика.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Инженерия знаний (англ. knowledge engineering) — область наук об искусственном интеллекте, связанная с разработкой экспертных систем и баз знаний. Изучает методы и средства извлечения, представления, структурирования и использования знаний.
Сложная система — система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня.
Зако́н — вербальное и/или математически выраженное утверждение, имеющее доказательство (в отличие от аксиомы), которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом согласующимся с ними. Непроверенное научное утверждение, предположение или догадку называют гипотезой.
Цель (нем. Ziel) — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.
Самоорганиза́ция — процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия (изменение внешних условий может также быть стимулирующим либо подавляющим воздействием).
Плани́рование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.
Детерминация (лат. determinatio — предел, заключение, определение) в широком смысле — определение перспективы объекта детерминации, располагаемыми представлениями о его комплектации, нынешними параметрами и составляющими, присущими той или иной категории или образцу.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Имитационное моделирование (англ. simulation modeling) — метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с достаточной точностью описывающей реальную систему (построенная модель описывает процессы так, как они проходили бы в действительности), с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Такую модель можно «проиграть» во времени, как для одного испытания, так и заданного их множества. При этом результаты будут определяться случайным характером...
Возможность — направление развития, присутствующее в каждом явлении жизни; выступает и в качестве предстоящего, и в качестве объясняющего, то есть как категория.
Собы́тие — то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени; значительное происшествие, явление или иная деятельность как факт общественной или личной жизни; подмножество исходов эксперимента.
Упоминания в литературе (продолжение)
Не всякий
анализ в социологии является сравнительным. Анализ превращается в сравнительный анализ тогда и постольку, когда и поскольку в результате его осуществления определяются характеристики «сходства» и «различия», по крайней мере, двух элементов (объектов сравнения) в пространстве и/или во времени. Определив аналитическую базу подобным образом, далее следует выделить специфические элементы сравнительного анализа в зависимости от его целей – описания и объяснения.
Становление и развитие географии преступности как одного из направлений в социальной географии связано с исследованиями грузинских ученых Р. Г. Гачечиладзе и А. А. Габиани.[105] Под географией преступности они понимают «научное направление, преследующее цель дифференцированного пространственного
анализа преступности по заранее определенным параметрам на основе расчленения всей исследуемой территории на более или менее однородные в социально-экономическом, демографическом, культурно-историческом и природно-географическом отношениях регионы. Приведенное определение было использовано авторами для показа конкретного социально-географического метода исследования преступности и в силу этого несет в себе некоторые недостатки определения дефиниции. К ним можно отнести: ограничение целей исследования только задачами дифференцированного пространственного анализа преступности без выявления степени криминогенности социально-географических условий; сложность и громоздкость формулирования предмета научного направления из-за подробного детального описания методики исследования.
В зависимости от цели этнопсихологических исследований они могут быть фронтальными и локальными. Фронтальные исследования предполагают выявление многочисленных психологических характеристик на достаточно больших выборках из разных групп этноса (к примеру, изучение психологического облика этноса требует изучения входящих в него субэтносов). Локальные изыскания направлены на изучение значительно меньшего количества характеристик и осуществляются на меньших выборках. Первые по сравнению со вторыми проводятся значительно реже. Проведение фронтальных исследований является трудоемким процессом, требующим больших организационных усилий и материальных затрат. Примером может служить классическая работа Дж. Горера «Исследование английского национального характера», базирующаяся на опросе более 10000 человек (для обработки и
анализа было отобрано 5000 анкет) (Gorer, 1955).
Анализ ЭЭГ как неинвазивный метод исследования нейрофизиологических особенностей получил достаточно широкое распространение. Спектральный анализ ЭЭГ используется в генетических, клинических, психофизиологических исследованиях и предполагает анализ более сложных компонентов ЭЭГ, в частности суммарных энергий и спектральных плотностей[2] отдельных ритмов. ЭЭГ – сложная комплексная характеристика деятельности мозга, обладающая достаточно высокой индивидуальной стабильностью: ретестовая надежность результатов достаточно высока (0,5–0,8) (Pollock et al., 1991; Salinsky et al., 1991; Stassen et al., 1987). Дисперсия межиндивидуальной вариативности паттернов ЭЭГ значительно перекрывает внутрииндивидуальные флуктуации, связанные с колебаниями функционального состояния (Анохин, 1987). В генетических исследованиях (Van Baal, 1997; Van Beijsterveldt et al., 1996) показано значительное влияние генетических факторов на индивидуальные различия в спектральных характеристиках ЭЭГ, увеличивающихся с возрастом.
Методические рамки исследований, основным объектом которых являются череп и посткраниальный скелет, сейчас настолько расширились, что один человек уже не в состоянии глубоко изучить краниологический материал с применением новых специфических методик. Поэтому среди исследователей новых направлений наметилась специализация в области палеоантропологии. Появились специалисты по дискретно варьирующим (неметрическим, качественным) признакам черепа, палеодемографы, палеопатологи и др. [66]. Существенный вклад в разработку метода и проблем палеопатологии внесла А. П. Бужилова. Под ее руководством был разработан оригинальный методологический подход к комплексному
анализу археологических данных и патологических изменений скелета у представителей древних популяций, что позволяет реконструировать некоторые особенности образа жизни [64, 65 и др.]. На рубеже XX–XXI вв. была разработана специальная методика рентгеновского исследования – микрофокусная рентгенография с прямым многократным увеличением рентгеновского изображения. Для детального описания патологических изменений костной системы и дифференциальной диагностики заболеваний этот метод при изучении палеоантропологических материалов впервые в мировой практике был применен в 2008 г. [69]. Синтез методов физической антропологии, новых технологических приемов с историческим подходом к анализу палеопатологических данных позволил коллективу под руководством А. П. Бужиловой получить новую историческую информацию, имеющую большое значение не только для дальнейшего развития археологии и антропологии, но и для медицинской науки [64, 65, 67, 140, 247 и др.].
Интерпретационные методы имеют содержательную и педагогическую направленность. Они включают в себя следующие методы: каузальный (объяснение причинно-следственных связей), системный, генетический, структурный. Применяют их для переработки и
анализа полученных при исследовании фактов, а также формирования на их основе заключений и выводов.
Применение в экономическом
анализе диалектического метода означает, что каждое явление или процесс должно изучаться в виде общей совокупности различных компонентов единой системы, взаимосвязанных между собой. В результате этого образуется необходимость системного подхода к исследованию объектов экономического анализа, т. е. разделение всех экономических явлений и процессов на отдельные составные элементы.
Метод структурного
анализа является общим методом, направленным на выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом феномене; в юридической психологии он применяется для разработки личности преступника.
Метод экономического
анализа представляет системное комплексное изучение, выявление, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности организации путем обработки системы показателей специальными приемами. Он состоит из ряда последовательно осуществляемых действий:
Таким образом, проведение комплексного
анализа является трудоемкой процедурой, включающей огромный спектр специфических вопросов. Поэтому традиционно различные направления анализа исследуются специализированными структурными подразделениями.
В процессе идентификации, указывает Потапов, необходимо сочетание детального
анализа и синтеза. Детальный анализ свойств объектов возможен, если в процессе идентификации применяется совокупность различных приемов и методов, позволяющая всесторонне изучить сравниваемые объекты, проверить и подтвердить результаты одного метода другим: только в этом случае идентификация будет научной, а ее результаты – достоверными.
✓ при
анализе исследуемые явления, предметы расчленяются на составные элементы и подвергаются изучению;
В специальных приемах экономического
анализа раскрывается специфичность метода экономического анализа, отражается его системный, синтетический характер. Специальные методы экономического анализа используются для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования:
В монографии систематизирован материал по исследованию и применению гриба Inonotus obliquus (Fr.) Pil (чаги), который широко применяется в народной и официнальной медицине России, стран Дальневосточного региона, Северной Америки и Европы. Представлены обзор и
анализ существующих и перспективных методов получения водных извлечений чаги, способов исследования этой коллоидной системы и её дисперсной фазы – полифенолоксикарбонового комплекса – хромогенного комплекса – меланина; проанализирована глубина исследования биологически активных веществ в водном извлечении чаги и в меланине; приведен спектр физиологической активности препаратов на основе чаги; показана возможность использования химических, физических и биотехнологических методов реструктуризации коллоидной системы водного извлечения чаги для расширения теоретических представлений о её структуре и получения практических результатов. На основе обзора современных литературных данных, используя широкий спектр исследований меланина чаги и принцип универсальности построения биологических объектов, развиты теоретические представления об их структурной организации.
Многие исследователи исходили из того, что «базовым признаком системы является интегральная целостность или интегральное единство, а специфическим предметом изучения – интегральные свойства и закономерности объекта или комплекса» (Кузьмин, 1982, с. 3). Более того, предполагалось, что системный подход связан с качественным
анализом целостных объектов, совокупностей, комплексов.
2) метод «классификации предметов» Гольдштейна, который применяется для
анализа различных нарушений процессов отвлечения и обобщения;
Существует несколько классификаций методов и приемов экономического
анализа . Самой информативной классификацией является деление приемов и методов по степени их формализованности.
В главе 13 представлены результаты комплексного исследования, в котором изучались особенности организации функциональных обобщений и инструментального опыта. В ходе исследований определены способы описания и измерения нечеткости инструментального опыта по таким параметрам, как самооценка опытности, когнитивная сложность, ситуативная и инструментальная дифференцированность, диапазон функциональной применимости, направленность мышления. Показана роль организации обобщений в процессе решения задач. При этом инструментальный опыт рассматривается как форма обобщения, используемая в решении разнообразных проблем, а актуальная модель ситуации является формой обобщения конкретной ситуации преобразования и имеет устойчивую структуру. В отдельных исследованиях изучались структура функционального обобщения (актуальной модели) и ее связь с характеристиками мыслительного процесса, а также влияние типа психологической структуры задачи на структуру функционального обобщения. Кроме того, показаны результаты
анализа трудности реализации, которая рассматривается как фактор, определяющий широту диапазона ситуативной применимости. Представлены материалы соответствующих эмпирических исследований.
Комплексный
анализ предполагает всестороннее изучение хозяйственной деятельности организации (снабжения, производства, продажи, потребления), использование различных видов анализа деятельности организации (производственного и финансового, сплошного и выборочного, прогнозного, ретроспективного, текущего, периодического и оперативного, анализа организации в целом и внутрихозяйственного и межхозяйственного сравнительного анализа, анализа внешнеэкономических связей, социально-экономического анализа, факторного и балансового, горизонтального, вертикального, трендового и коэффициентного, детерминированного и стохастического, функционально-стоимостного, технико-экономического анализа и др.).
Методы классификационной диагностики могут применяться как с исследовательской целью, так и для решения практических задач. Исследовательская цель состоит в том, чтобы на основании
анализа некоторых характеристик популяции определить устойчивые типичные образования (классы, кластеры, таксоны и т.д.). При этом предполагается, что характер поведения и деятельности индивида прямо зависит от особенностей класса, к которому он отнесен.
Задачи социологического исследования определяются в соответствии с его целью и гипотезами и условно разделены на основные и дополнительные. Процесс логического
анализа основного понятия в социологическом исследовании состоит из двух этапов: выявления главных сторон предмета исследования; совокупности операциональных понятий, на которые раскладывается основное понятие.
Важнейшим методом исследования в регионоведении является системный
анализ , позволяющий изучать комплексное развитие района, внутренние связи и их взаимодействие. Системный анализ – это всесторонний анализ, использующий принцип по-этапности начиная от постановки цели, определения задач, формулировки научной гипотезы, всестороннего изучения особенностей оптимального варианта размещения производства. При этом критерием является наибольшее удовлетворение потребностей населения. В настоящее время, особенно в период становления рыночных отношений, проблемы размещения становятся все более сложными, а отраслевые и территориальные связи – все более трудно управляемыми. Поэтому возникает необходимость в применении нового метода исследования – экономико-математического моделирования. Этот метод позволяет определить территориальные пропорции развития экономики России, составить модель оптимального размещения отраслей хозяйства, составить модель формирования хозяйственных комплексов регионов. Использование этого метода с применением ЭВМ дает возможность с минимальными затратами труда и времени обрабатывать огромные массивы исходных данных и выбирать оптимальные решения в соответствии с поставленной целью.
5)
анализ относительных показателей (коэф–фициентов) – метод анализа на основе расчета отношений между отдельными пози–циями финансовой отчетности с целью опре–деления взаимосвязи показателей. Приемы анализа могут быть разделены на традиционные и математические.
6) метод математической статистики (количественный). Показывает и обобщает количественные показатели развития общества и общественного производства, учитывает различного рода случаи и явления в цифровом значении. Применение этого метода базируется на синтезировании порядка числовых характеристик исследуемых объектов, обработке имеющихся показателей математическими методами (как то группировка, выравнивание динамических рядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный
анализ и пр.);
Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно эти факторы группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов [179, 336]. Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [179]. На основании обобщения материала по изучению некоторых классификаций нами предлагается следующая рабочая схема факторов (см. таблицу. 1). Рассмотрим некоторые результаты исследования указанных выше факторов в их связи с феноменом психического выгорания.
Группировка – способ разделения рассматриваемой совокупности на однородные по признакам группы. Применяется в
анализе для раскрытия содержания средних итоговых показателей и влияния отдельных единиц на эти средние.
Предложено множество частных теорий и концептуально-объяснительных схем, касающихся разных аспектов патопсихологии шизофрении. Преобладающим является фрагментарный, функциональный подход к ее
анализу . Основная масса исследований на эту тему в последние годы посвящена изучению психических функций как элементов когнитивного дефицита. Следует отметить, что это понятие весьма универсально, оно отражает чрезвычайно широкий диапазон патологических явлений. Наряду с эндогенными расстройствами, когнитивный дефицит наблюдается при органической патологии, при соматических заболеваниях, и его признаки встречаются даже в норме (например, при невысоком IQ). В связи с этим при употреблении данного понятия необходима его конкретизация и спецификация применительно к разной патологии.
Наука ранее часто ориентировалась на способы познания, основанные на методах расчленения и
анализа сложных объектов, явлений и процессов, полагая при этом, что такой путь позволяет понять их сущность. При таком анализе свойства изучаемых объектов редуцировались к свойствам их частей. Главная же идея системного подхода заключается в том, что система больше суммы ее частей, а из свойств частей не выводимы свойства целой системы. Системный подход стал широко применяться в процессах познания, в различных областях естествознания, гуманитарных и технических наук, что нашло выражение в формулировании ряда специализированных теорий систем.
Анализ параметров когнитивных процессов способствовал развитию новых приемов оценки когнитивных возможностей индивида. На основании логического и частично интуитивного анализа задачи Дж. Кэрролл выделил 10 типов когнитивных компонентов, по которым выявлены индивидуальные различия в интеллектуальных способностях: управление, внимание, восприятие, перцептивная интеграция, кодирование, сравнение, формирование и извлечение параллельной репрезентации, трансформация, создание ответа. Кэрролл предложил метод, позволяющий прогнозировать эффективность деятельности исходя из успешности выполнения элементарных когнитивных задач. Так как каждая из этих задач является индикатором психических процессов, то анализ отдельных когнитивных компонентов представляет собой попытку объяснить психологическое содержание психометрических факторов (Carroll, 1981).
Это объясняется тем, что содержание учения об общем методе расследования составляют вполне конкретные факты, наделенные признаками гносеологического явления, являющиеся элементами познавательной деятельности, основанием для теоретического обобщения и вывода. К ним относится факт существования общего начала в «лице» учения о данном методе по отношению к разрабатываемым в рамках криминалистической методики отдельным теориям и теоретическим конструкциям. Это учение объединяет последние в единое целое, отражает предмет криминалистической методики в общем виде и объясняет существующую в действительности совокупность закономерных связей между отдельными образующими его системами знаний, а также принцип функционирования общего метода расследования как метода практической деятельности. Все относящиеся к предмету криминалистической методики теории, концептуальные схемы и построения отражают в большей степени общности методы расследования преступлений и относятся строго к определенному виду человеческой деятельности, органически связаны между собой множеством причинных отношений. Этот признак системы учения о данном методе легко виден при рассмотрении любых частных методов расследования. Например, метод принятия тактического решения органически связан с методом криминалистического
анализа следственной ситуации и одновременно является структурным элементом общего по отношению к нему метода – метода планирования расследования. Последний в научном плане тесно связан с содержанием теории формирования частных криминалистических методик – подсистемой знаний учения об общем методе расследования преступлений. Поэтому отдельные теоретические концепции, имеющие непосредственное отношение к деятельности по расследованию, могут быть объединены в данное частное криминалистическое учение.