Неточные совпадения
Связь с этой женщиной и раньше уже тяготила его, а за время войны Елена стала возбуждать в нем определенно враждебное
чувство, — в ней проснулась трепетная жадность к деньгам, она участвовала в каких-то крупных спекуляциях, нервничала, говорила дерзости, капризничала и — что особенно возбуждало Самгина — все более резко обнаруживала презрительное отношение ко всему русскому — к армии, правительству, интеллигенции, к своей прислуге — и все чаще, в разных
формах, выражала свою тревогу о судьбе Франции...
Не только от мира внешнего, от
формы, он настоятельно требовал красоты, но и на мир нравственный смотрел он не как он есть, в его наружно-дикой, суровой разладице, не как на початую от рождения мира и неконченую работу, а как на гармоническое целое, как на готовый уже парадный строй созданных им самим идеалов, с доконченными в его уме
чувствами и стремлениями, огнем, жизнью и красками.
О Тушине с первого раза нечего больше сказать. Эта простая фигура как будто вдруг вылилась в свою
форму и так и осталась цельною, с крупными чертами лица, как и характера, с не разбавленным на тонкие оттенки складом ума,
чувств.
Рассердит ли его какой-нибудь товарищ, некстати скажет ему что-нибудь, он надуется, даст разыграться злым
чувствам во все
формы упорной вражды, хотя самая обида побледнеет, забудется причина, а он длит вражду, за которой следит весь класс и больше всех он сам.
Все и рты разинут, и он стыдится своего восторга. Луч, который падал на «чудо», уже померк, краски пропали,
форма износилась, и он бросал — и искал жадными глазами другого явления, другого
чувства, зрелища, и если не было — скучал, был желчен, нетерпелив или задумчив.
Если много явилось и исчезло разных теорий о любви,
чувстве, кажется, таком определенном, где
форма, содержание и результат так ясны, то воззрений на дружбу было и есть еще больше.
Они говорили о несправедливости власти, о страданиях несчастных, о бедности народа, но, в сущности, глаза их, смотревшие друг на друга под шумок разговора, не переставая спрашивали: «можешь любить меня?», и отвечали: «могу», и половое
чувство, принимая самые неожиданные и радужные
формы, влекло их друг к другу.
В ней нет этой грязи, распущенности, лени; в ее присутствии все нервы в приятном напряжении,
чувства настороже, а глаза невольно отдыхают на стыдливо прикрытых
формах.
И всего более должна быть Россия свободна от ненависти к Германии, от порабощающих
чувств злобы и мести, от того отрицания ценного в духовной культуре врага, которое есть лишь другая
форма рабства.
Народничество, столь характерное для русской мысли и проявляющееся в разнообразных
формах, предполагает уже отщепенство и
чувство оторванности от народной жизни.
Но в действительности договоры и рациональные объяснения не играют никакой роли, все
формы власти опираются на подсознательные коллективные
чувства и страсти, если не опираются на религиозные верования.
Когда Марья Алексевна опомнилась у ворот Пажеского корпуса, постигла, что дочь действительно исчезла, вышла замуж и ушла от нее, этот факт явился ее сознанию в
форме следующего мысленного восклицания: «обокрала!» И всю дорогу она продолжала восклицать мысленно, а иногда и вслух: «обокрала!» Поэтому, задержавшись лишь на несколько минут сообщением скорби своей Феде и Матрене по человеческой слабости, — всякий человек увлекается выражением
чувств до того, что забывает в порыве души житейские интересы минуты, — Марья Алексевна пробежала в комнату Верочки, бросилась в ящики туалета, в гардероб, окинула все торопливым взглядом, — нет, кажется, все цело! — и потом принялась поверять это успокоительное впечатление подробным пересмотром.
У молодости есть особое, почти прирожденное
чувство отталкивания от избитых дорог и застывающих
форм. На пороге жизни молодость как будто упирается, колеблясь ступить на проторенные тропинки, как бы жалея расстаться с неосуществленными возможностям». Литература часто раздувает эту искру, как ветер раздувает тлеющий костер. И целые поколения переживают лихорадку отрицания действительной жизни, которая грозит затянуть их и обезличить.
Вот как выражает Белинский свою социальную утопию, свою новую веру: «И настанет время, — я горячо верю этому, настанет время, когда никого не будут жечь, никому не будут рубить головы, когда преступник, как милости и спасения, будет молить себе конца, и не будет ему казни, но жизнь останется ему в казнь, как теперь смерть; когда не будет бессмысленных
форм и обрядов, не будет договоров и условий на
чувства, не будет долга и обязанностей, и воля будет уступать не воле, а одной любви; когда не будет мужей и жен, а будут любовники и любовницы, и когда любовница придет к любовнику и скажет: „я люблю другого“, любовник ответит: „я не могу быть счастлив без тебя, я буду страдать всю жизнь, но ступай к тому, кого ты любишь“, и не примет ее жертвы, если по великодушию она захочет остаться с ним, но, подобно Богу, скажет ей: хочу милости, а не жертв…
Если брать православие не в его официальной, казенной, извращенной
форме, то в нем больше свободы, больше
чувства братства людей, больше доброты, больше истинного смирения, меньше властолюбия, чем в христианстве западном.
Вообще у русских было сравнительно слабо иерархическое
чувство, или оно существовало в отрицательной
форме низкопоклонства, т. е. опять-таки порока, а не добродетели.
И опять звуки крепли и искали чего-то, подымаясь в своей полноте выше, сильнее. В неопределенный перезвон и говор аккордов вплетались мелодии народной песни, звучавшей то любовью и грустью, то воспоминанием о минувших страданиях и славе, то молодою удалью разгула и надежды. Это слепой пробовал вылить свое
чувство в готовые и хорошо знакомые
формы.
Формы, в какие успело отлиться музыкальное
чувство Петра, были именно те, в каких ему впервые явилась мелодия, в какие отливалась затем игра его матери.
Каково должно быть извращение человеческой природы в этом ужасном семействе, когда даже
чувство самосохранения принимает здесь столь рабскую
форму!..
Это было
чувство глубокой любви, выражавшейся иногда в крайне экстравагантных
формах.
— Неправда! неправда! — воскликнул я с жаром, — красота, грация… la chastete du sentiment!.. cette fraicheur de formes… ce moelleux… Гa ne passe pas! [целомудрие
чувства!.. свежесть
форм… нежность… это не проходит! (франц.)] Это вечно!
Она отнюдь не питает отвращения к непристойностям, только чтобы их преподносили в пикантной
форме, не оскорбляющей ее женского
чувства! (франц.)]
В порыве
чувства Раиса Павловна тихонько поцеловала Лушу в шею и сама покраснела за свою институтскую нежность, чувствуя, что Луше совсем не нравятся проявления
чувства в такой
форме.
Во-первых, кадетская полуграмотность и сопряженное с нею неумение дать
форму смутности обуревающих
чувств и, во-вторых, — что важное всего — неумение держаться на высоте, не наполнив вселенной болтовней и хвастовством.
— Я моего мнения за авторитет и не выдаю, — начал он, — и даже очень хорошо понимаю, что нынче пишут к
чувствам, к жизни нашей ближе, поучают больше в
форме сатирической повести — это в своем роде хорошо.
Наконец, там жизнь стараются подвести под известные условия, прояснить ее темные и загадочные места, не давая разгула
чувствам, страстям и мечтам и тем лишая ее поэтической заманчивости, хотят издать для нее какую-то скучную, сухую, однообразную и тяжелую
форму…
Вследствие неблаговоспитанности окружающей среды эти проступки могут принять там довольно грубые
формы, тем более, что в сельском населении России вообще мало развиты
чувства долга и чести и уважения к чужой собственности.
Конечно, эта
форма изъявления
чувств была не совсем правильная, но зато она была трогательна и искренна.
Он часто обращался к ней во время обеда, требуя разных мелких услуг: «то-то мне подай, того-то мне налей, выбери мне кусочек по своему вкусу, потому что, дескать, у нас с невесткой один вкус; напомни мне, что бишь я намедни тебе сказал; расскажи-ка нам, что ты мне тогда-то говорила, я как-то запамятовал…» Наконец, и после обеда: «то поди прикажи, то поди принеси…» и множество тому подобных мелочей, тонких вниманий, ласковых обращений, которые, несмотря на их простую, незатейливую отделку и грубоватую иногда
форму, были произносимы таким голосом, сопровождались таким выражением внутреннего
чувства, что ни в ком не осталось сомнения, что свекор души не слышит в невестке.
Это был какой-то кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов самых удивительных
форм и цветов, слов и фраз, значение которых воспринималось всеми
чувствами…
Эта внутренняя работа мысли и
чувства делалась просто невыносимой благодаря тому, что не могла ничем проявиться во внешних
формах.
Феню любил он до безумия, хотя и не умел проявить своего
чувства громкими внешними
формами, как делают другие отцы.
Детская дружба принимала
форму более сильного
чувства, и только недоставало у Алеши смелости, чтобы взять свое.
Тогда, внимательно осмотрев его и убедившись в бесполезности дальнейших усовершенствований, я предложил ему изложить одушевлявшие его
чувства в
форме циркуляра исправникам и становым.
Благородные мысли, благородные
чувства (их называют также"возвышенными") нередко представляются незрелыми и даже смешными; но это происходит оттого, что по временам они облекаются в нелепую и напыщенную
форму, которая, до известной степени, заслоняет их сущность.
Но пусть критика указывает нам все эти недостатки — с тем вместе она прибавляет, что
форма у этих поэтов доведена до высокого совершенства, и нашему эстетическому
чувству довольно этой одной капли хорошего, чтобы удовлетворяться и наслаждаться.
Это ясно из цели поэтического создания, от которого требуется верное воспроизведение известной стороны жизни, а не какого-нибудь отдельного случая; посмотрим только, в чем необходимость вмешательства фантазии, как способности переделывать (посредством комбинации) воспринятое
чувствами и создавать нечто новое по
форме.
Уже из этого одного видим, что пение, произведение
чувства, и искусство, заботящееся о
форме, — два совершенно различные предмета.
Какова бы ни была первоначальная
форма народных песен, но до нас доходят они почти всегда искаженными, переделанными или растерзанными на куски; монотонность их также очень велика; наконец, есть во всех народных песнях механические приемы, проглядывают общие пружины, без помощи которых никогда не развивают они своих тем; но в народной поэзии очень много свежести, простоты, — и этого довольно для нашего эстетического
чувства, чтобы восхищаться народною поэзиею.
Чувство и
форма противоположны между собою.
Неужели под преобладающим влиянием
чувства человек будет еще думать о том, чтобы достигать прелести, грации, будет заботиться о
форме?
Оглядываясь в настоящее время на эту личность, я могу сказать, что это был тип идеального нигилиста. Ни в политическом, ни в социальном отношении он ничего не желал, кроме денег, для немедленного удовлетворения мгновенных прихотей, выражавшихся в самых примитивных
формах. Едва ли он различал непосредственным
чувством должное от недолжного.
Грек, одаренный высоким эстетическим
чувством, прекрасно постигнул выразительность внешнего, тайну
формы; божественное для него существовало облеченным в человеческую красоту; в ней обоготворялась ему природа, и далее этой красоты он не шел.
Всякий намек на сентиментальность, всякое проявление порядочности: жалость к обижаемому мальчику, сострадание к истязуемому животному, участие к больному преподавателю — в какой бы
форме эти
чувства ни выразились — он встречал их таким градом сквернословия, что виновный невольно начинал стыдиться своего хорошего движения.
Хуже всего для меня было то, что я чувствовала, как с каждым днем привычки жизни заковывали нашу жизнь в одну определенную
форму, как
чувство наше становилось не свободно, а подчинялось ровному, бесстрастному течению времени.
— И притом народ все простой, без всякого образования. Лучшие
чувства иногда проявляются в такой откровенной
форме…
Мы имеем свои песни, записанные, положенные на ноты, в которых более сложное
чувство кристаллизовалось в постоянную
форму.
А могут явиться в душе эти образы только тогда, когда мысль, которую хотим мы развить, в поэтической
форме, не только хорошо понята нами, но и вполне живо и определенно представляется нашему сознанию, так что легко возбуждает
чувство в душе человека.
Вероятно, еще и раньше, до рассказа Талимона про намисто, Александр находился в том состоянии, когда накипевшие в человеке и долго сдерживаемые
чувства ищут себе исхода, и тогда достаточно ничтожного предлога, чтобы они прорвались в самой необузданной
форме.
Результаты, очень несходные в нравственном отношении: один будит в вас человеческое
чувство и мужественную мысль, другой ведет вас в полицию и заставляет замирать на юридической
форме.