Неточные совпадения
Подымутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в
славянскую природу то, что скользнуло только по природе других
народов…
— У Чехова — тоже нет общей-то идеи. У него чувство недоверия к человеку, к
народу. Лесков вот в человека верил, а в
народ — тоже не очень. Говорил: «Дрянь
славянская, навоз родной». Но он, Лесков, пронзил всю Русь. Чехов премного обязан ему.
— Мне не нравится в славянофильстве учение о национальной исключительности, — заметил Привалов. — Русский человек, как мне кажется, по своей
славянской природе, чужд такого духа, а наоборот, он всегда страдал излишней наклонностью к сближению с другими
народами и к слепому подражанию чужим обычаям… Да это и понятно, если взять нашу историю, которая есть длинный путь ассимиляции десятков других народностей. Навязывать
народу то, чего у него нет, — и бесцельно и несправедливо.
Так выковалось польское национальное обличье, совсем особенный славянско-католический лик, отличный и от лика романских католических
народов, и от лика
славянских православных
народов.
Я верю, что бессознательно
славянская идея живет в недрах души русского
народа, она существует, как инстинкт, все еще темный и не нашедший себе настоящего выражения.
Никогда славянофилы не чувствовали по отношению к польскому
народу славянского единства,
славянского братства.
Первого июня начались торжества освящением знамени «Душана Сильного», а затем на площади крепости в присутствии тысяч
народа начались гимнастические игры и состязания гимнастов, собравшихся со всех
славянских земель.
«Рассказывал сегодня Марк, как чужеземцы писали о русском
народе в древности: один греческий царь сказал: «
Народы славянские столь дорожат своей честью и свободой, что их никаким способом нельзя уговорить повиноваться».
Совершенно уверен был в том!..» А между тем, скрывая от всех, он ходил в Казанский собор, когда там никого не было
народу, становился на колени перед образом Казанской божьей матери и горячо молился: «Богородица, богородица, я в тебя не верил прежде, а теперь верую и исповедаю тя! — говорил он, колотя себя в грудь и сворачивая несколько в «
славянский тон».
— Ну-с, а я был в
славянских землях и в Турции и скажу вам достовернее ваших достоверных людей, что турки — честный
народ, а славяне, по большей части, плутишки.
В заключении правления Ольги находим любопытную заметку: «Блаженная Ольга, будучи сама от рода князей
славянских, паки
народ славянский возвысила.
С самого начала идет коротенький рассказ о баснословном времени
славянской истории (V–IX века) и приводится рассказ новгородского летописца о скифах и славянах, которых он почитает единоплеменным
народом, производя их названия от имен князей Скифа и Славяна, родных братьев.
Многие
народы в свете завоеваниями теряли свой язык, по
славянский язык перенимали побежденные славянами
народы».
В этом отношении
славянская народная поэзия имеет даже преимущество пред прочими европейскими: в ней более песен бытовых и менее воинственных, рыцарских повествований, да и те, какие есть, относятся большею частью к позднейшим эпохам, когда уже и
народ приучился ко множеству односторонних отвлеченностей.
В этом отношении нам кажется любопытною заметка г. Бодянского (в сочинении «О
славянской народной поэзии», стр. 124), в которой он говорит об участии
народа в удельных ссорах князей.
Заглохнуть совершенно они не могли, потому что
народ, не имеющий еще письменной литературы, и притом
народ славянский, не мог оставаться без устной поэзии.
Здесь провел юность свою Владимир, здесь, среди примеров
народа великодушного, образовался великий дух его, здесь мудрая беседа старцев наших возбудила в нем желание вопросить все
народы земные о таинствах веры их, да откроется истина ко благу людей; и когда, убежденный в святости христианства, он принял его от греков, новогородцы, разумнее других племен
славянских, изъявили и более ревности к новой истинной вере.
Народ, изумленный его величием, невольно и смиренно повиновался, но скоро, не видя уже героя, пробудился от глубокого сна, и Олег, испытав многократно его упорную непреклонность, удалился от Новагорода с воинством храбрых варягов и
славянских юношей, искать победы, данников и рабов между другими скифскими, менее отважными и гордыми племенами.
Прежде ужасные только для самих себя и несчастные в глазах соседов, новогородцы под державною рукою варяжского героя сделались ужасом и завистию других
народов; и когда Олег храбрый двинулся с воинством к пределам юга, все племена
славянские покорялись ему с радостию, и предки ваши, товарищи его славы, едва верили своему величию.
Но когда Рюрик захотел самовольно властвовать, гордость
славянская ужаснулась своей неосторожности, и Вадим Храбрый звал его пред суд
народа.
Славянский мир, в сущности, не так разнороден, как кажется. Под внешним слоем рыцарской, либеральной и католической Польши, императорской, порабощенной, византийской России, под демократическим правлением сербского воеводы, под бюрократическим ярмом, которым Австрия подавляет Иллирию, Далмацию и Банат, под патриархальною властью Османлисов и под благословением черногорского владыки живет
народ, физиологически и этнографически тождественный.
Только сгруппировавшись в союз свободных и самобытных
народов,
славянский мир вступит, наконец, в истинно историческое существование.
Когда Марфа вошла в избу и
народ расступился, пропуская ее, она под святыми увидала обмытое, убранное, прикрытое полотном мертвое тело, над которым грамотный Филипп Кононыч, подражая дьячкам, читал нараспев
славянские слова псалтыря.
Верит тому, что славный
народ русский не даст в обиду своих
славянских братьев и поможет отразить нам, сербам, занесенный над нашими головами вражеский меч.
— Нет, мало еще отмстили мы укоризну шведам; больше требует слава,
народу нашему
славянскому достойная, и обида, нанесенная отечеству отъятием земель. Видишь Лифляндию: это член России отсеченный. Если его не возвратим, так напрасны и початки наши. Только великую надежду имеем на правосудие Божие, которое неоднократно нас викториями благословлять изволило.
Мы верим, что сильная Россия даст большую свободу миру и всем
народам мира, чем сильная Германия, что в духе
славянском есть большая всемирность, чем в насильническом германском духе.
У русского
народа могло бы быть и должно было бы быть свое слово в тот исторический час, когда разыгралась страшная борьба мира
славянского и мира германского.
Она и является одним из германских влияний, мешающих русскому
народу сознать, что в мире происходит великая, всемирно-историческая борьба славянства и германства, двух враждебных сил истории, что
славянская раса или выйдет из этой борьбы победительницей, отразит притязания германизма и выполнит свою миссию в истории, или будет унижена и оттеснена.